Имя | Баст (Bastet) |
Пол | Женский |
Создатель | Древнеегипетская мифология |
Появление | Древнеегипетская мифология |
Род деятельности | Богиня |
Богиня Баст — описание богини египетской мифология
Баст — известная в древнеегипетской мифологии как богиня, символизировала защиту, плодородие и музыку. Представлялась она в образах кошки или женщины с кошачьей головой, являясь защитницей фараона и божеством солнца, а также покровительницей беременных и рождения детей, защищая от инфекций и злых духов.
Первые упоминания о Бастет датируются 3 тысячелетием до нашей эры, в городе Бубастис (Нижний Египет), где её изображали как свирепую львицу или женщину с львиной головой, аналогично Сехмет. Однако в Третьем переходном периоде Бастет и Сехмет начали восприниматься как две грани одной божественности: Сехмет олицетворяла войну, тогда как Бастет стала символизировать более мягкий и нежный аспект.
Произношение «Баст» стало доминировать среди современных исследователей, а древнеегипетское название «bȝstt» сочетает корень «bȝst-» и женское окончание «-t». Поскольку древние египтяне не фиксировали гласные, имя могло читаться как «Баст», так и «Бастет».
В родословной Баст Солнце было отцом, а Хатхор-Луна — матерью. Нут, богиня небес, считалась её сестрой, а Хонсу — братом.
Одним из атрибутов Баст был систр, музыкальный инструмент, часто её изображали держащей его в руках, с четырьмя котятами у ног — это подчёркивало её роль покровительницы плодородия. Её сын, Махес, также ассоциировался с этой богиней.
В мифологии
Баст ассоциировалась с солнцем и женским благополучием в родах. Она предстает в двух обликах: доброжелательной женщины с кошачьей головой и агрессивной львицы.
С конца Древнего царства Баст иногда отождествляли с Сехмет и Тефнут, в Новом царстве — с Мут и Хатхор. В эллинистический период Бастет была уподоблена греками Артемиде, иногда — Афродите.
Культ Баст стал национальным феноменом в Египте; в знак траура после смерти кошки хозяева брили брови, а убийцу кошки могли линчевать. Даже фараоны приносили жертвы в её храмах.
Расцвет культа пришёлся на период XXII династии (около X века до н.э.), хотя свидетельства поклонения Бастет находят начиная с правления Аменемхета I (XX век до н.э.). Важным центром её поклонения стал город Бубастис, где верховный жрец носил титул «Великий врачеванием».
В Бубастисе также был найден некрополь мумифицированных кошек, обнаруженный Э. Навилем в конце XIX века, подтверждение чему дали исследования немецких археологов, обнаруживших кремационные печи для кошек.
Да