Имя | Бес |
Пол | Мужской |
Создатель | Русские народные сказки и легенды |
Появление | Русские народные сказки и легенды |
Род деятельности | Мифическое существо |
Бес — описание существа славянской мифологии
Бес представляет собой зловредное существо, демона в мифологии и народном христианстве славянских народов. В народной демонологии славян образ беса складывался под сильным влиянием литературной (церковной) традиции, где он становился всё более схожим и иногда даже сливался с представлениями о чёрте и дьяволе. В рамках религиозных учений разнообразные пороки и заболевания, включая бешенство, объясняются «вселением бесов».
Слово «бес» в дореформенной орфографии писалось как «бѣсъ» и имеет родственные формы в многих славянских и неславянских языках: украинском (біс), болгарском (бесъ́т), сербском (би̏jес) — что означает «ярость», в словенском (bė̑s) — «злой дух», в чешском (běs), польском (bies). Также слово связано с литовскими (baisà — «страх», baisùs — «отвратительный, ужасный»), латинским (foedus — «мерзкий») и даже с древнегреческим (πίθηκος — «обезьяна»). Происхождение слова возможно связано с литовским глаголом baidýti — «пугать» и русским «бояться».
Этимология
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона утверждает, что славяне-язычники полагали, что в течение зимы земля находится под властью бесов, подчёркивая дуалистический аспект славянской мифологии, где бесы символизируют тьму и холод.
В истории одним из древних названий беса было «анчутка», что также означает чертёнок. В белорусских традициях Витебской губернии глава демонических сил получил наименования такие как «Люцыпыр, Анчипыр, Сатон дьябольский».
В контексте церковнославянской и русской синодальной версий Библии термин «бес» служит переводом для греческого слова «даймон» (δαίμων), в то время как в еврейском тексте используется слово «шедим» (שֵׁדִים). Отличие в переводах также наблюдается в английской версии Библии короля Якова и немецкой версии Библии Лютера, где δαίμων трактуется как дьявол (англ. devil, нем. Teufel). Кроме того, в английском языке δαίμωн также может переводиться как demon («демон») и unclean spirit («нечистый дух»). В современном переводе «Перевод нового мира» греческое слово «даймон» интерпретируется как «демон».
В славянской мифологии
Среди изобразительных доказательств воздействия культу бесов на славянскую культуру можно привести миниатюры из Радзивилловской летописи. Например, изображение бесов вокруг идола Перуна, воздвигнутого по приказу Владимира Святославича в Киеве в конце XV века, или же бесовское игрище в келье черноризца Исакия Печерского. Кроме того, изображение святого Никиты Бесогон, изгоняющего беса, датируемое первой половиной XVI века, находится в Государственной Третьяковской галерее.
Термин «бес» впервые упоминается в «Слове о законе и благодати» XI века, где в христианской традиции он ассоциируется с языческими божествами, тем самым становясь синонимом демона. «Повесть временных лет» начала XII века рассказывает о свержении Перуна с горы в знак поругания беса, вводящего людей в заблуждение. В житии Авраамия Ростовского XV века бес ассоциируется с Велесом, а слова бес, чёрт и дьявол используются как взаимозаменяемые.