Имя | Бланш Дюбуа (Blanche DuBois) |
Пол | Женский |
Создатель | Tennessee Williams |
Появление | Драма «Трамвай «Желание»» |
Бланш Дюбуа — описание персонажа из Трамвая Желания
Бланш Дюбуа — вымышленный персонаж пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание»», которая получила Пулитцеровскую премию в 1947 году. Персонаж изначально был создан для Таллулы Бэнкхед, но широкую известность обрел благодаря фильму Элии Казана 1951 года по мотивам пьесы Уильямса, где главные роли исполнили Вивьен Ли и Марлон Брандо.
Происхождение
Бланш Дюбуа, оказавшаяся без средств и дома, приезжает в Новый Орлеан. Несмотря на своё плачевное финансовое состояние, она старается вести себя как дама из высшего общества. Бланш останавливается у своей сестры Стеллы и её мужа Стэнли Ковальски. Когда-то она была учительницей и выросла в богатой семье, но после смерти родственников и потери наследства, которым она делилась со Стеллой, ей пришлось покинуть родное поместье Бель-Рив. В ходе сюжета также раскрывается, что много лет назад её муж, Аллан Грей, совершил самоубийство после того, как Бланш застала его в интимной связи с другим мужчиной. В попытках справиться с горем, Бланш вступала в серию незначительных романов, что в итоге привело к её изгнанию из родного города Лорел, штат Миссисипи, где её оклеветали как женщину с лёгкими нравами после связи с семнадцатилетним молодым человеком.
За маской социального высокомерия и половой непорочности Бланш скрывает глубокую неуверенность. Она — стареющая красавица с Юга, которая живёт в постоянной тревоге из-за угасания своей красоты и опасений по поводу того, как другие оценивают её внешность. Она нервничает и не может усидеть на месте. Её манеры нежны и хрупки, а одежда состоит из кричащих, но изношенных вечерних платьев, как отмечено в указаниях к сцене 10: «Она принарядилась в слегка загрязнённое и мятное вечернее платье из белого атласа и изношенные серебряные туфли с драгоценными камнями на каблуках».
Бланш страстно стремится избегать прямого освещения и даже накрывает лампочку бумажным абажуром. Она часто принимает ванны и за время пребывания у Стеллы расходует множество флаконов духов.
Сюжет
С самого начала Бланш поражена бедностью жилища своей сестры и грубостью её мужа. Уильямс подчеркивает её внешний вид, резко контрастирующий с скромным домом Стеллы, что предвещает невозможность Бланш адаптироваться в мире, где главенствуют патриархальные ценности, которые представляет Стэнли. Она называет Стэнли обезьяной и укоряет Стеллу за то, что та вышла замуж за насильственного и животного по натуре человека. Бланш не скрывает своего презрения к Стэнли и к жизни, которую он обеспечивает её сестре, что лишь повышает его гордость. Со своей стороны, Стэнли возмущён высокомерием Бланш и убеждён, что она растратила долю Стеллы от продажи родового имения. Персонаж Бланш сразу же создаёт чувство двойственности, так как она ищет алкоголь и её преувеличенные манеры вызывают подозрения.
Бланш начинает встречаться с другом Стэнли, Гарольдом «Митчем» Митчеллом, который отличается от Стэнли своей вежливостью и порядочностью и видит в нём шанс на счастье. Однако этот шанс рушится, когда Стэнли узнаёт о прошлом Бланш от проезжего торговца, который знал её, и раскрывает это Митчу. Митч узнаёт, что Бланш многократно видели в гостинице с дурной репутацией. Намекается, что она развлекала мужчин способами, несвойственными ей в отношениях с Митчем, под маской старомодной дамы. Он также узнаёт, что она не добровольно ушла с работы учительницы, а была уволена за неподобающие отношения с несовершеннолетним учеником. После этого Митч прекращает отношения. Бланш начинает много пить и уходит в мир фантазий, где представляет, что её бывший возлюбленный, миллионер по имени Шеп Хантли, собирается забрать её.
В ночь, когда у Стеллы начинаются роды, Бланш и Стэнли остаются в квартире наедине. Стэнли, находящийся в состоянии алкогольного опьянения и демонстрирующий свою доминирующую натуру, совершает акт насилия над Бланш. Этот момент, в сочетании с отсутствием веры в её слова со стороны Стеллы, приводит Бланш к нервному срыву. В финальной сцене пьесы надзирательница и доктор с добрым сердцем забирают Бланш в психиатрическую лечебницу. После сопротивления Бланш с улыбкой подчиняется, полностью теряя связь с реальностью. В этот момент она обращается к доктору с самой знаменитой фразой пьесы: «Кто бы ты ни был… Я всегда зависела от доброты незнакомых людей».
Образ
Бланш Дюбуа, персонаж знаменитой пьесы, ожила в многочисленных театральных и кинематографических адаптациях.
Джессика Тэнди была удостоена премии Тони за исполнение роли Бланш в первоначальной бродвейской постановке. Ута Хаген взяла на себя эту роль во время национального турне под режиссурой Гарольда Клурмана.
На лондонской сцене образ Бланш также воплотила Вивьен Ли, режиссурой занимался её тогдашний супруг Лоуренс Оливье. Ли повторила свою роль в кинематографической адаптации 1951 года под руководством Элии Казана и получила за эту работу свою вторую премию «Оскар».
В 1956 году роль Бланш исполнила Таллула Бэнкхед, близкая подруга автора пьесы Уильяма, которая вдохновила его на создание этого персонажа. Однако изначально она не проявляла интереса к роли, а продюсеры считали, что её мощная манера исполнения может переборщить с хрупкостью персонажа. Когда она все-таки исполнила роль в 1956 году, некоторые критики подтвердили их опасения, считая её игру слишком сильной, но сам Уильямс считал её исполнение «героическим».
В 1976 году роль Бланш сыграла Джеральдин Пейдж в театре Academy Festival Theatre в Лейк-Форесте, штат Иллинойс. Режиссером проекта стал Джек Гельбер, приглашенный на эту роль мужем Пейдж, Рипом Торном, исполнявшим роль Стэнли. Постановка Гельбера вызвала тревогу среди критиков из-за её сырости и даже опасности, толкнув сценарий пьесы к крайним границам городского насилия и безудержного натурализма. Однако спектакль был высоко оценен за умение дать актерам свободу в творчестве. По одному из обзоров: «Это не Бланш с крыльями бабочки. Это газ с кишками». Игра Пейдж отличалась от истерики Ли и утраченной беспомощности Тэнди, предлагая зрителям совершенно новое видение персонажа.