Имя | Норман Бейтс (Norman Bates) |
Пол | Мужской |
Создатель | Роберт Блох (роман), Альфред Хичкок (фильм) |
Появление | Роман «Психо» (1959), фильм «Психо» (1960) |
Род деятельности | Литературный и киноперсонаж, серийный убийца |
Норман Бейтс описание персонажа из «Психо»
Норман Бейтс — персонаж триллера Альфреда Хичкока «Психо», созданный Робертом Блохом. Этот психопат и убийца с диссоциативным расстройством идентичности является художественной интерпретацией реального преступника Эда Гина. Отрочество Нормана омрачено трагической смертью отца, что неизбежно повлияло на его психологическое состояние, сделав его замкнутым и заставив искать утешение в присутствии матери. Однако появление в жизни матери нового спутника вызвало у Нормана патологическую ревность, которая привела к отравлению обоих.
В сюжете Психо
Смерть матери была неприемлема для его сознания, и в попытке сохранить её образ, Норман консервирует её тело, превращая в мумию, с которой он начинает вести разговоры, как с живой. Внутренний мир Нормана становится ареной борьбы двух личностей, где одна из них — жестокая и безжалостная «материнская» половина. В «Психо» 1960 года его арестовывают после убийств, и он отправляется в психиатрическую больницу.
Через 20 лет в сиквеле «Психо 2» Бейтса выпускают из лечебницы, и он возвращается в родной дом. Но мирные дни омрачаются галлюцинациями и новой серией убийств, которые в итоге приписывают другим людям, хотя настоящей убийцей оказывается его тётя Эмма Спул, утверждавшая, что она его настоящая мать. Узнав об этом, Норман убивает Эмму.
В «Психо 3» журналистка раскрывает его тайну, и его снова помещают в клинику. В «Психо 4: В начале» Норман, уже выписанный и женатый, сталкивается с новым испытанием, когда узнает о беременности жены. Он опасается передачи психических нарушений потомку, но в итоге отказывается от своих замыслов убийства. После разговора с женой он сжигает дом, где хранилась мумия матери, освобождаясь от прошлого и начиная новую жизнь без галлюцинаций и жестокости «материнской» стороны своей личности.
Жертвы
Число жертв, на счету Нормана Бейтса, действительно внушительно, и подавляющее большинство преступлений совершалось под влиянием его «материнской» стороны личности. Самые первые убийства, которые совершил Норман, — это отравление своей матери Нормы Бейтс и её партнёра Чеда, что стало катализатором его дальнейших злодеяний.
В арсенале Нормана преобладал кухонный нож, который стал его инструментом в ряде кровопролитных сцен. Самым известным из убийств является нападение на Мэрион Крейн в душевой кабине, которое стало ключевым моментом первого фильма. Также ножом Норман лишил жизни частного детектива Милтона Арбогаста, дополнив убийство падением жертвы с лестницы.
В последней из серии фильмов, «Психо 4: В начале», Норман использует нож для убийства Холли и Глории. В «Психо 3» он также прибегает к ножу для убийства Мирны и Рути, а также нечаянно становится причиной смерти Морин, которая падает на острие статуи. Дюка, музыканта, Норман убивает с использованием гитары, что показывает его способность использовать различные предметы как орудия убийства.
Кульминацией его жестокости становится убийство его тёти Эммы Спул, которую он сначала отравляет, а затем убивает ударом лопаты. Это действие не только подчеркивает его непредсказуемость и опасность, но и замыкает круг его злодеяний, начатый отравлением своих родных.