Имя | Венера (Venus) |
Пол | Женский |
Появление | Древнеримская мифология |
Род деятельности | Богиня любви, красоты и плодородия |
Венера — описание богини красоты
Венера — богиня красоты, плотской любви, желания, плодородия и процветания в римской мифологии. Она является одной из самых почитаемых богинь Олимпа и олицетворяет идеалы красоты и любви, часто изображаясь как символ женской привлекательности и изобилия.
Происхождение
Венера, олицетворяющая нежные чувства и супружеское счастье, была одной из центральных фигур римского пантеона. Ее почитали как богиню любви и плодородия, и в этом значении римляне восприняли её имя: латинское слово «venus» в родительном падеже звучит как «veneris» и переводится как «любовь». Согласно исследованиям, культ Венеры сформировался под влиянием греческой традиции, которая, в свою очередь, была вдохновлена сирийскими мифами о богине любви и плодородия Астарте.
Как богиня любви, Венера часто изображалась с голубем — символом верности и нежности, а также с зайцем, который символизировал плодовитость. Среди растений, посвященных Венере, особое место занимали мирт, роза и мак, каждый из которых нес символику, связанную с любовью, страстью и жизненной силой.
В мифологии
Культ Венеры, богини любви и плодородия, прочно утвердился в религиозных традициях римлян в III веке до нашей эры. Особым почитанием она пользовалась в регионе Лацио, где был возведен первый храм в её честь, и установлен праздник Vinalia Rustica. Со временем Венеру стали ассоциировать с греческой Афродитой, считавшейся матерью Энея — героя, которому удалось покинуть Трою и основать род, из которого произошли основатели Рима. Благодаря этому Венера также воспринималась как прародительница римского народа.
Римляне обращались к богине за благословением на браки и семейное счастье, надеясь на её помощь в преодолении трудностей супружеской жизни и обретении потомства. Венера ассоциировалась с умением справляться с обидами и разочарованиями, с терпением к жизненным невзгодам. Она также была символом плодородия и новой жизни, благословляя римлян на рождение детей.
Вера в покровительство Венеры распространялась и на вопросы внешности. Считалось, что именно она дарила людям красоту с самого рождения. Кроме того, богине приписывали способность наделять человека талантами в искусстве, красноречии и умении управлять людьми. Ритуалы поклонения Венере отличались роскошью и утонченностью. На праздниках мраморную статую богини возили по улицам в повозке, похожей на раковину, что символизировало её морское происхождение. К процессии привязывали голубей, которые символизировали нежные чувства. Молодежь шла впереди повозки, подчеркивая связь богини с юностью и страстью, а горожане бросали цветочные венки и ювелирные украшения к колесам в знак почтения.
Культ Венеры достиг невиданного расцвета в I веке до нашей эры. Полководец Сулла, считавший себя избранником Венеры, принял прозвище Эпафродит. Помпей возвел храм Победительнице, а Юлий Цезарь был убежден, что Венера — прародительница рода Юлиев. В Римской империи Венера считалась не только богиней любви, но и символом имперской мощи.
На территории России Венеру часто отождествляют с Афродитой, но на Западе она известна под своим римским именем. Самая знаменитая скульптура, связанная с богиней, — это Венера Милосская, созданная в период между 130 и 100 годами до нашей эры. Найденная на острове Милос в начале XIX века, она дошла до нас с утратой рук, которые пострадали в конфликте между французскими и турецкими моряками, пытавшимися вывезти ценную находку.
Греческая и римская мифологии предложили две версии появления Венеры. Согласно одной, она родилась из морской пены, как и Афродита. Другая легенда утверждает, что она была дочерью верховного бога Юпитера и богини Дионы. Новорожденную богиню приютили океанические нимфы, воспитавшие её в коралловых пещерах. Когда Венера достигла совершеннолетия, её представили богам Олимпа, которые, пораженные её красотой, склонили головы в знак восхищения.
На Олимпе Венера заняла почетный трон, но отклонила всех претендентов на свою руку, решив пожить для себя. Это вызвало гнев Юпитера, и он выдал её замуж за хромого и неказистого кузнеца Вулкана (греческий Гефест). Несчастная в браке, Венера стала искать утешение на стороне, и среди её любовников оказался даже бог войны Марс, от которого родился Купидон (Эрот) — небесный лучник.
Среди легенд о Венере выделяется история её любви к смертному охотнику Адонису. По преданию, царица Мирра, мать юноши, навлекла на себя гнев Венеры, утверждая, что её дочь красивее богини. Разгневанная Венера наслала на Мирру страсть к её отцу, и та, опасаясь гнева мужа, превратила дочь в дерево мирры. Из трещины дерева появился младенец, которого назвали Адонисом. Воспитанный Персефоной, он стал возлюбленным и Венеры, и царицы мертвых. Каллиопа вынесла решение, что Адонис будет делить своё время между богинями, однако хитрая Венера стремилась проводить с ним больше времени, чем было положено, чем вызвала гнев Персефоны. Эта история, как и многие другие, была воспета Овидием в «Метаморфозах» и вдохновляла многих других авторов.
Венере служили молодые жрицы, которые приносили жертву своему культу, отдавая свою невинность первому встречному мужчине за плату, которую затем жертвовали храму. Этот ритуал символизировал жертвенность и преданность богине любви и плодородия.
В культуре
В 1961 году на экраны вышел художественный фильм «Похищение сабинянок», снятый режиссером Ришаром Поттье. В основу сюжета легло древнее предание о событиях в Риме, где мужчины столкнулись с острой нехваткой женщин. Согласно легенде, эту проблему удалось решить основателю города, Ромулу. Он придумал хитроумный план — устроить у стен Рима масштабные спортивные игры, напоминающие Олимпийские. На праздник собрались жители окрестных городов и деревень, в числе которых были и юные девушки. В этом фильме Ришар Поттье изображает вмешательство древних богов, среди которых особое место занимает Венера. Роль богини любви и красоты исполнила актриса Розанна Скьяффино, передав образ божественного покровителя любви.
Мастера живописи и скульптуры на протяжении веков создавали свой идеальный образ Венеры, давая наглядное представление о том, какой видели римляне богиню любви. В картинах Венера предстает как вечно молодая красавица с длинными светлыми волосами, которые свободно спадают, обрамляя её нежное круглое лицо.
В классическом искусстве Венера изображается либо обнаженной, подчеркивая свою естественную красоту и чистоту, либо в знаменитом «поясе Венеры», символизирующем её соблазнительную и притягательную силу. Одной из самых ярких и известных работ, посвященных Венере, стала картина «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли, ставшая символом эпохи Возрождения и олицетворяющей красоту, чувственность и гармонию.