История компании Кока-кола
Масштабы популярности компании Кока-Кола впечатляют, продукция пользуется стабильным спросом, удерживает на мировом рынке лидирующую позицию. Пищевая компания самостоятельно осуществляет полный спектр производства: создание формул, изготовление концентратов, тары; продолжает удивлять. Кока-Кола, Фанта, Спрайт — напитки, которым по праву принадлежит статус визитной карточки производителя на современном рынке.
Основание компании
Основатель Coca-Cola — фармацевт, карьера которого началась с создания сиропа от головной боли. «Легендарный» сироп состоял из воды, сахара, ореха колы, вытяжки из листьев, кофеина. Средство от мигрени и слабости готовилось в бытовых условиях, первая партия реализована через аптеку. Создатель решил, что бодрящий напиток должен быть шипучим, с этой целью добавлял в «эликсир» содовую.
Продажа первых партий сиропа приносила скромные доходы, в день продавали не более 10 стаканов. Стакан сиропа стоил 5 центов, в 1886 году Кэндлер — собственник аптеки, убеждал своих клиентов в эффективности средства, рекомендовал для борьбы с гастритом, головной болью, упадком сил.
Путь развитии компании не был стремительным и легким. Джон Пембертон — создатель сиропа, перед смертью принимает решение о продаже формулы своим партнером. Азе Кендлеру выкупает все доли, начинает кропотливую работу над продвижением продукции. Уже в 1890 году спрос на продукцию вырос в 10 раз.
Азе Кендлер после продажи аптечного бизнеса, сосредоточился на развитии компании Кока-Кола. В очередной раз интуиция не подвела талантливого менеджера. Для укрепления позиций принято решение о привлечении партнера, регистрации The Coca-Cola Company. 2,3 тысячи долларов за 30 лет кропотливой работы, благодаря его уникальным предпринимательским способностям превратились в 25 миллионов. С первого года существования The Coca-Cola Company ведется активная работа над созданием рекламы, эксклюзивные маркетинговые стратегии приносят желаемые результаты.
В 1893 годы зарегистрирован знак «Coca-Cola», одноименная компания. Основателем компании признан Кэндлер. Способы продвижения продукции, вкусовые качества напитков — факторы, обеспечившие стремительное развитие компании.
Первая победа
«Пейте Coca-Cola» — слоган на бутылке, один из первых маркетинговых способов продвижения, принес первую серьезную победу, напиток стал действительно узнаваемым. Компании по праву принадлежит статус основоположника мерчендайзинга и маркетинга, которых катастрофически не хватало в те времена производителям во всех сферах. История Coca-Cola стала энциклопедией для многих предпринимателей, Кэндлер не переставал удивлять нестандартными для своей эпохи решениями.
Одним из ярких примеров завоевания постоянных клиентов является бесплатная поставка Азе в аптеки города сиропа (по 256 бесплатных порций) в обмен на адреса постоянных покупателей, которым отправляли талоны на безвозмездное получение 1-го стакана Кока-Колы. Покупатели не могли устоять перед соблазном, первая партия рекламной продукции была реализована в сжатые сроки. После владельцы аптек без доли сомнения приобретали сироп, популярность универсального средства Coca-Cola росла. Азе использовал бренд для продажи сувениров, календарей, даже часов.
Секрет популярности компании — революционные решения, вошедшие в историю маркетинга. Параллельно с популярностью продукции росло число подделок, за успешным продвижением пристально следили конкуренты. Массовые подделки стали стимулом для партнеров, в 1915 году запатентована легендарная бутылка Coca-Cola. Необычная форма «колокольчик» 6,5 унций, темно зеленного цвета выделялась из тары, в которой реализовывали напитки в то время. Необычная тара на подсознательном уровне действовала на покупателей, вкусный напиток казался уникальным, популярность росла.
Запатентованная бутылка стала эффективной защитой репутации, революционное решение позволило избавиться от конкурентов. Вкус напитка благодаря оригинальной бутылке стали запоминать, появились настоящие поклонники вкуса. Партнеры не оставили недобросовестным производителям шансов.
Бутылки Кока-Колы
Первая Coca-Cola поступала в продажу в стаканах, с 1894 года напиток реализовывали в бутылках, Азе неустанно работал над расширением клиентской базы, рекламой.
В 1899 году компания выходит на новый уровень, открыт первый завод, оснащенный линиями разлива напитка в фирменные бутылки. Всего через год число заводов составило 1000. Бизнесмены, специализирующиеся на розливе, — ботлеры, получили право на деятельность всего за 1 доллар. В 1915 году Кэндлер заключает сделку с Джозефом Биденхарном, передает право на розлив напитка в брендовые бутылки.
Новый этап развития
В 1916 году начинается новый этап развития компании после смены собственника. Смена владельца была неизбежна, Ази становится мэром Атланты, выбирает карьеру политика. Весьма состоятельный Кэндлер передает акции компании своим наследникам. Всего через 3 года дети Кэндлера продают The Coca-Cola Company. Новые собственники — банкиры, возглавил корпорацию Эрнест Вудрафф. В 1919 году компания Кока-Кола известна во всем мире. Через 4 года Вудрафф передает управление своему сыну.
Вудраффом младший делает ставки на рекламу, тратит внушительные суммы на услуги профессионалов, продвигающих продукцию. Легендарные слоганы приносят желаемые результаты, прибыль стремительно растет. «Сделай паузу – освежись!», «Хороша до последней капли». В 1929 году напиток известен и любим во всей Америке, в газете The Saturday Evening Post отведена целая колонка, посвященная напитку.
Результат правления Вудраффома — стабильное положение компании в США, выход на мировой рынок. Открыты заводы в Кубе, Филиппинах, во Франции.
Работа Coca-Cola в военное время
Роберт Вудрафф — талантливый маркетолог, к началу Второй мировой войны открыл представительства компании в 44 странах. Начало военных действий — новый этап, руководитель поставил задачу перед сотрудниками: обеспечить возможность приобретения напитка солдатами за 5 центов. Цель Кока-Колы — поднятие патриотического духа солдат.
Напиток сопровождал военных по всему миру. Такая политика во время войны стала прочным фундаментом для развития компании в мирное время. После войны продукция компании известна во многих странах, продолжает расти число партнеров. Ходят слухи о том, что вкус газировки по достоинству оценил сам Жуков.
Разнообразный ассортимент
В течение 60 лет компанию возглавлял Роберт Вудрафф, его идеи укрепляли позиции компании. Появились первые автоматы для реализации напитка. Инновационная в те времена упаковка — six-pack для 6 бутылок, также его детище. Удобство транспортировки упаковки с ручкой оценили покупатели.
Руководители Coca-Cola — основоположники современного маркетинга, многие нововведения актуальны в наше время. К примеру, холодильник с верхней крышкой. Вудрафф вводит нормы производства, стандарты качества; создан единый безупречный механизм работы предприятий.
В 1955 году- состоялась презентация новых упаковок для реализации тары объемом 0,78 л. 0,35 л 0,3 л. Новинку оценили покупатели, в одном наборе бутылка для одного человека и для компании. Появляются алюминиевые банки, разнообразная пластиковая тара, ассортимент на любой вкус.
Руководство ставит новую задачу — расширение ассортимента, так появляется Fanta, Sprite.
Объединение с компанией Minute Maid — новый этап развития компании, результат — овощные и фруктовые соки. Coca-Cola Light — диетическая низкокалорийная продукция, появилась в 1982 году.
Борьба с конкурентами
Конкуренты пристально следили за деятельностью компании на всех этапах развития Coca-Cola. Посягали на фирменную тару, оформление этикеток, шрифт, упаковку. Компания объединяла команду профессионалов, юристы выигрывали суды, уверенно отстаивали интересы. Рекордное количество нападок отмечено в 1916 году, принято участие в 150 судебных заседаниях. Компании удалось отстоять права, дать отпор производителям Fig Cola, Candy Cola, Cold Cola.
Конкуренты
Основной конкурент Coca-Cola — «Pepsi», сложные отношения между компании сопровождались периодическими судебными разбирательствами, которые заканчивались по-разному, были и мировые соглашения. Пепси «моложе» Колы на 12 лет. Интересно, но в первые годы работы Пепси, собственники компаний не знали о существовании друг друга.
Руководство Pepsi делает маркетинговый ход, который позволил значительно увеличить продажи, объем бутылок увеличен в 2 раза, цена, как у конкурентов, но за меньший объем. Руководство Кока-Кола отреагировало незамедлительно, подан иск о незаконном использовании слова Cola. Принято решение суда в пользу Pepsi Cola, слово могли использовать обе компании. Борьба конкурентов за покупателей во всем мире продолжается.
Символ противостояния компаний — статуя руководителя Пепси, установленная напротив основателя Coca-Cola.
Реклама
Основы современного маркетинга — результат работы основателей Кока Кола. Продвижение напитка, изготовленного в домашних условиях, до всемирно известного бренда — настоящая победа. Первопроходцы Кока-Кола привлекали клиентов бесплатной рекламной продукцией, обеспечивали армию в военное время, сочиняли простые, но незабываемые слоганы.
Бренд Кока-Кола «представил» своим клиентом собственного Санта Клауса, его изобразил Хэддоном Сандбломом, в руках персонажа — бутылка знаменитого напитка. Новогодняя продукция востребована в разных странах на протяжении 30 лет. Не менее популярен рекламный ролик с белым медведем, наслаждающимся газировкой.
В 1932 году Coca-Cola дарит табло одному из стадионов, именно так началось активное сотрудничество со спортом. Реклама напитка сопровождает большинство значимых спортивных мероприятий. Кока-Кола постоянный спонсор Олимпийских игр, присвоен статус официального напитка олимпийских игр
Основная цель компании с 2017 года — создание универсального напитка, который будет пользоваться спросом у различных категорий покупателей. Производитель работает над усовершенствованием формулы безалкогольной продукции: снижают уровень сахара, появляются новые оттенки вкуса. Сеть заводов охватывает более 200 стран, ассортимент объединяет около 5000 видов на любой вкус.
Впечатляет цена 41 бренда знаменитой компании — 1 млрд долларов. Кока-Кола официально признана самым узнаваемым брендом в мире, каждый день осуществляется реализация 1 миллиарда напитков в различной таре.
Компания не останавливается на достигнутом, руководство продолжает экспериментировать, расширять ассортимент. Недавно приобретены права на растительное молоко Adez, компания Costa Limited. Представители компании следят за изменениями предпочтений покупателей в разных странах, незамедлительно реагируют, в лабораториях разрабатывают новые формулы.
«Мир без отходов»
Coca-Cola — участник движения «Мир без отходов», готовится поэтапный переход на перерабатываемую тару к 2025 г. Осуществляется строгий контроль за качественными характеристиками продукции. В 2030 г. будет налажено производство и последующая утилизация собственной упаковки.
Компания пропагандирует разделение отходов, принимает участие в экологических мероприятиях. Разработаны специальные программы для информирования молодежи. Мировой гигант стремительно развивается, продолжает удивлять новыми вкусами, оригинальной рекламой.