История компании Мегафон
Компания Мегафон входит в так называемый большой пул операторов сотовой связи в России. Мегафон добился больших успехов на российском рынке и вышел на международный уровень, являясь сотовым оператором в Таджикистане и Абхазии. Количество абонентов при этом превышает 100 миллионов человек. Рассмотрим путь к успеху у данной компании.
Рождение Мегафона
В 1992 году у главы компании «Вест Линк» и начальника телефонной станции Александра Малышева возникли мысли о создании нового оператора связи. Идея возникла во время совещания на тему нового стандарта GSM. Однако планы по созданию затянулись практически на год.
17 июня 1993 года считается днем основания Мегафона. В этот день был зарегистрирован его прародитель «Северо-Западный GSM». Символично что подпись на бланке регистрации поставил нынешний президент России Путин. На тот момент он возглавлял Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга.
Отличительной особенностью новой компании стало то, что она зародилась в северной столице России, а не в Москве как остальные операторы. В дальнейшем это сказалось на темпах развития.
Генеральным директором «Северо-Западный GSM» стал Александр Малышев. Он заключил контракт на поставку оборудования от Nokia. Это привело к тому, что главными инвесторами стали исключительно скандинавские компании из Финляндии и Швеции.
Первый телефон звонок однако был произведен только в августе 1994 года. Он произошел во время показательной пресс-конференции между иностранными инвесторами. Это событие дало толчок к развитию компании — 17 января 1995 года прародитель Мегафона начал использование своей сети в Санкт-Петербурге.
Несмотря на локальный рынок «Северо-Западный GSM» начал постепенно завоевывать позиции, пользуясь инновационным подходом. В частности они первые запустили в России автоматический роуминг и сервис SMS. Это увеличило клиентскую базу в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, компания вышла на рынок Карелии и Новгородской области.
В течении пары лет пользователями сети стали практически 250 000 человек. В это время в России наступил бум мобильных телефонов. Компания поняла весь потенциал рынка и приложила все усилия для того, чтобы возглавить все инновации в сотовой связи в стране.
В 1999 году клиентам был предоставлен выход в интернет через технологию WAP. Несмотря на свою дороговизну она имела ошеломительный успех у населения. Примерно в это время также был запущен сервис по доступу к сотовой связи в метрополитене и других труднодоступных местах. Эти успехи «Северо-Западной GSM» заставили говорить и писать о ней все СМИ России. Акции компании на этом фоне значительно выросли.
В 2000 году компания начала подключение к мобильной связи на территории Поволжья и Урала, где сразу получила крупные продажи и лояльность абонентов. Было принято решение на покрытие сетью территории всей страны. Это произошло 14 августа 2001 года.
Расширение бренда на общероссийский рынок требовало ребрендинга. 7 мая 2002 года было принято решение о переименовании компании. Теперь он стала называться Мегафоном.
Выход Мегафона в лидеры рынка России
Сразу же после ребрендинга компании с целью ее популяризации было принято решение сделать входящие звонки бесплатными. Таким образом, Мегафон стал первым в России кто пошел на этот шаг. Одновременно начался выкуп региональных компаний, что позволило сразу занять ниши рынка во многих регионах страны. Особенно успешно проникновение происходило на территории Сибири.
Мегафон с целью улучшения своего имиджа начал вкладывать большие средства в благотворительность, в том числе и в спорт. Было подписано несколько контрактов с известными людьми для продвижения бренда по телевидению, которое на тот момент было основным информационным полем для рекламы.
В 2004 году был запущен сервис MMS. При этом Санкт-Петербург стал первым городом в Европе, где был запущен этот инновационный сервис. Мегафон обратил внимание и на телевизионный рынок. Был запущен специальный сервис для фирменного просмотра телевизионных каналов.
В этом же году было достигнуто принципиально важное положение. Мегафон гарантировал тайну переговоров между клиентами. Это было еще одно новшество на территории России. Технология EDGE от Мегафона также была уникальной на тот момент.
Большие средства вкладывались в роуминг и его улучшение. Сеть Мегафон первой в России охватила все мировые континенты и самые посещаемые российскими туристами страны. При этом роуминг охватил и все регионы России, позволив жителям общаться посредством мобильных телефонов. Последней к сети была подключена Чукотка.
В связи с эти была предложена рублевая тарификация. До этого все расчеты производились в долларах, что вызывало некоторое недоумение у жителей России.
Настоящим прорывом стал запуск в 2007 году новой сети формата 3G. По всей стране началось строительство специальных вышек связи. Это привело к улучшению видеозвонков и самого доступа к интернету. Большинство жителей страны наконец-то получили желаемую мобильность.
В это же время произошел всплеск продаж мобильных модемов. Несмотря на огрехи и зачастую медленное подключение с высокой стоимостью услуг, они позволили обладателям ноутбуков пользоваться интернетом на улице. Жители территорий, где не было возможности протянуть кабельный интернет, также получили к нему доступ.
Произошел взрывной рост числа подключений новых пользователей к Мегафону. Темпы прироста превышали 20% в год. Мегафон прочно завоевал российский рынок телекоммуникаций и вошел в так называемую «большую тройку».
На волне успеха Мегафон начал производить собственную продукцию, продаваемую в специализированных магазинах. выросли продажи фирменных мобильных телефонов. Низкая цена и большое количество бонусных предложений еще больше увеличило клиентскую базу.
Выход на биржу
В 2012 году Мегафон начал предоставлять пользователям возможность доступа к сети 4G. Успехи компании подтолкнули к выходу на международную биржу.
В ноябре компания разместила свои акции на биржах в Лондоне и Москве. При этом контрольный пакет получил Алишер Усманов, на долгое время связавший свое имя с Мегафоном.
Компания была оценена на сумму примерно в 12.5 миллиардов долларов. Для компании из России это была большая сумма, что подтверждало успехи Мегафона на российском рынке телекоммуникаций.
Чтобы закрепить успех в 2014 году во время проведения Зимней Олимпиады в Сочи Мегафон предоставил сеть LTE. На тот момент это была самая быстрая в мире сеть. Началось более крупное международное сотрудничество, особенно с Китаем.
Мегафон постепенно начал выходить и на ранее неизвестные для себя рынки. В частности была введена возможность оплаты услуг посредством мобильного телефона посредством специального приложения. Это позволило значительно экономить время для многих пользователей и было крайне удобно. Теперь мобильный телефон заменял и стандартный кошелек.
Была представлена специальная банковская карта. По сути это был баланс мобильного телефона клиента. Подобных аналогов нет нигде в мире.
Произошло проникновение на рынок такси. Мегафон стал стратегическим партнером сервиса Ситимобил, что неудивительно, учитывая что его руководителем является Усманов. Здесь Мегафон тоже добился определенных успехов.
В 2019 года Мегафон подписал соглашение о партнерстве с сервисом международных доставок Алиэкспресс. Компания стала единолично представлять его на российском рынке. Время получения посылок уменьшилось, а количество специальных пунктов по выдаче наоборот стало расти.
На данный момент Мегафон получил лицензию на использование сети 5G в России и активно строит вышки. Сеть была эксклюзивно проверена во время проведения чемпионата мира по футболу в России. Испытания окончились успешно.
Современное положение Мегафона
Начав как маленькая региональная фирма, Мегафон за небольшой срок стал настоящим монстром на рынке сотовой связи в России. В 2020 году он вошел в список системообразующих предприятий страны и получил льготы на время кризиса.
Генеральным директором компании является Геворк Вермишян. Он пришел на эту должность в 2018 году. Штаб-квартира Мегафона переехала из Санкт-Петербурга и теперь находится в Москве.
Мегафон представляет следующие услуги:
- голосовая связь;
- мобильная передача данных;
- цифровое телевидение;
- облачные решения;
- финансовый сервис.
Согласно исследованиям 2020 года компания предоставляет самый быстрый на территории России мобильный интернет. скорость передачи данных при этом значительно выше чем у конкурентов «большой тройки».
Большие деньги вкладываются в развитие собственной IP-телефонии. Она помогает совершать звонки через интернет. При этом Мегафон ведет себя некрасиво по отношению к конкурентам в этой сфере. Против скайпа идет самая настоящая война. Мегафон просто отказывается предоставлять свои сети для использования конкуренту.
В Мегафоне трудится почти 40 000 сотрудников. Компания обращает большое внимание на своих работников, у них выработан единый дрескод и корпоративный кодекс поведения. В Мегафоне создана специальная система поощрения работников. При этом лучшие из них перемещаются на более высшие должности.
В Мегафоне нет проблем с продвижением по карьерной лестнице вверх. Это делает его привлекательным для молодежи.
Под своим крылом Мегафон объединяет следующие направления рынка:
- сам Мегафон;
- Мегафон Ритейл, занимающейся розничной торговлей;
- МегаЛабс, занимающийся новейшими технологиями;
- NETBYNET, который предоставляет доступ в сеть интернет;
- Йота, являющийся еще одним оператором;
- Гарс телеком.
Расширение возможностей позволило Усманову полностью выкупить ранее проданные акции компании на бирже. К 2019 году процесс выкупа был завершен. На Московской и Лондонских биржах произошел так называемый делистинг. Акции мегафона были сняты с продажи.
Итоги
Мегафон поистине крупнейший в мире российский оператор сотовой связи, заслуживший уважение у пользователей благодаря своей работе. Компания делает упор на инновационные решения и не боится экспериментов. При этом клиент и его лояльность крайне важны для Мегафона.
Мегафон продолжает меняться. В 2020 году была принята новая стратегия развития. Она называется «Развиваем цифровой мир». Мегафон понимает всю важность новых ниш рынка в России и стремится их занять.