Александр Свирский — биография
Александр Свирский – русский православный святой, игумен. Александр Свирский причислен к лику преподобных. Традиционно к Свирскому обращаются в молитвах с просьбами об избавлении от недугов тела и об усилении веры.
Жизнеописание
Биография Александра Свирского тесно связана с суровым севером России. Святой родился в селе под названием Мандера, что находится на территории современной Ленинградской области. Согласно легенде, у родителей Свирского долгое время не было своих детей. Супруги дожили до преклонных лет, но не обзавелись наследником. Тогда они решили обратиться с молитвой к Богу. Молитвы супругов были услышаны – в 1448-м году в семье был рожден мальчик. Малыша назвали Амосом в честь пророка.
Жизнеописание Амоса часто связывается с биографиями других святых. Как и преподобный Сергий, Амос долгое время не делал успехов в учебе. Однако благодаря молитвам, мальчик вскоре стал догонять сверстников в грамоте. Будущий святой отличался от других мальчишек своего возраста: он не любил шумные детские игры, посвящал молитве все свободное время, соблюдал посты и ограничения.
Мать была обеспокоена дальнейшей судьбой любимого сына. Женщина хотела как можно скорее устроить личную жизнь отпрыска, найти ему хорошую невесту. Однако Амос не собирался связывать свою жизнь с мирскими делами, он уже тогда планировал принять монашество.
После встречи с иноками Валаамского монастыря юноша еще сильнее убедился в правильности своего решения. Амос проводил долгие часы, беседуя с насельниками обители. Строгий уклад, которому следователи иноки, пришелся по душе молодому человеку. Он собрался идти вместе с монахами на святой остров, но иноки отказал Амосу. Монахи сослались на отсутствие благословения со стороны настоятеля и родителей юноши.
Отказ не повлиял на уверенность молодого человека, он решил самостоятельно добраться до острова. Помолившись, юноша тайно покинул дом родителей и отправился на Валаам. Согласно преданию, в дороге к Амосу явился ангел, который помог юноше дойти до стен монастыря невредимым. Добравшись до обители, Амос стал послушником монастыря. Юноша был послушником в течение долгих семи лет. В течение этого периода молодой человек не раз доказывал серьезность своих намерений и готовность к строгим постам и бдениям.
Когда Амосу исполнилось 26 лет, его приняли в монахи. Отныне молодой человек взял новое имя – Александр. Тогда же родители узнали о том, где все это время пребывал их любимый сын. Отец наведался в обитель и узнал об иноке Александре. Стефан и Васса, родители святого, успокоились и решили последовать примеру отпрыска – они встали на монашеский путь.
Александр всегда старался искать более уединенной жизни, поэтому попросил у наставника благословить его на новое путешествие. Вскоре молодой монах поселился на одном из самых отдаленных островов валаамского архипелага.
Святой поселился в скалистой пещере, которая сохранилась до наших дней. В настоящий момент на том месте находится Александро-Свирской скит, здесь проживают монахи строгой жизни. Паломники могут увидеть могилу, где подвижник часами лежал, чтобы стяжать «память смертную».
В 1486-м году Александр покинул Валаам и поселился неподалеку от реки Свирь. В течение последующих семи лет монах был отшельником. Ночи он проводил в убогой хижине, питаясь ягодами и грибами. Иногда Александру приходилось питаться простой землей. Аскетический образ жизни негативно сказался на здоровье монаха, однако вера помогала мужчине находить силы на продолжение своего жизненного пути.
Однажды святому совершенно случайно повстречался боярин Андрей Завалишин, который охотился в этих краях. Последний был поражен, увидев Александра. Между новыми знакомцами завязалась беседа. Вернувшись домой, Завалишин рассказал всем вокруг о смиренном подвижнике, который проживает в лесу. Постепенно слава о Свирском разлетелась по всему краю, к нему стали приходить люди, желающие стать иноками.
Александру пришлось забыть об отшельничестве, отныне у него была куда более важная миссия. Он стал наставником для многих десятков страждущих, мечтавших связать свою жизнь с монашеством. Вокруг праведника образовался круг мужчин, которые хотели жить в послушании и безмолвии. Постепенно на этом месте был построен монастырь. Обитель славилась строгим и скромным укладом.
Александр продолжал жить в отдалении от других монахов. Он устроил пустынь, где продолжал молиться и поститься. Сказания гласят, что силы зла пытались прогнать отшельника – насылали видения и брань. Однако Свирский упорно сносил все тяготы. Однажды, в 23-й день пребывания отшельника в Свирских лесах, ему было ведение. Александру явилась Пресвятая Троица, после чего на этом месте был построен одноименный храм.
Сначала монахи построили церковь из дерева, но спустя двадцать лет храм был возведен уже из камня. В 1508-м году после долгих уговоров других монахов, Александр согласился принять священнический сан. Так Свирский стал игуменом монастыря. При этом новое назначение нисколько не сказалось на смирении праведника: он продолжал носить латанную одежду, брался за самую трудную работу и спал на голом полу.
Слава о монастыре разнеслась по всей стране. Число иноков увеличивалось год от года. Обитель расширялась, строились новые храмы. Одним из таковых стала церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Этот храм начал возводиться еще при жизни Свирского и сохранился до наших дней. Игумен спокойно воспринимал ропот братии из-за постоянного притока новых послушников. Преподобный с упорством нес свой крест и старался не оставлять страждущих без утешения и совета.
Вместе с растущим количеством новых послушников, росло и число людей, которые хотели материально помочь храму. Однако далеко не каждый дар благотворителей принимался Свирским. Однажды игумен отказался от щедрого подношения. Святой заявил, что рука дающего смердит из-за того, что даритель бил этой рукой собственную мать.
Кроткие обличения праведника побуждали простых людей к раскаянию и изменению собственной жизни. Свирский пользовался неизменным уважением и любовью всех монахов. Его считали чудотворцем еще при жизни. Свирский предвидел свою скорую смерть и успел выбрать кандидатов на пост игумена. Согласно заветам святого, его нужно было похоронить в отходной пустыни.
Александр Свирский дожил до глубокой старости. Причина смерти святого так и осталась загадкой. Считается, что святой умер 30 августа 1533-го года. Этот день (как и 17 апреля) до сих пор почитается днем обретения святых мощей.
Память и канонизация
Интересно, что Александр Свирский обрел статус святого далеко не сразу после смерти. Лишь в 1545-м году Игумен Иродион, преемник и ученик Свирского, составил жизнеописание святого. Спустя два года московский митрополит Макарий инициировал собрание собора. На этом собрании было установлено общецерковное почитание Свирского среди преподобных.
Стоит рассказать о трудах Свирского. После себя старец оставил молитвы и духовную грамоту, в которых верующие до сих пор черпают мудрость и духовную силу. По Свирскому читают акафист, его иконы хранятся в домах, а в Александро-Свирский монастырь совершаются регулярные паломничества.
В советские годы территории монастыря был отданы под исправительно-трудовой лагерь. Однако в 1998-м году обитель была официально передана Русской православной церкви.
Главной святыней монастыря считаются мощи преподобного Александра. Нетленные мощи открыты в соборе Преображения Господня. Почтить их может любой желающий. Впервые обретение нетленных мощей состоялось в 1641-м году. В советские годы сосуд с мощами святого был изъят и долгое время считался утраченным.
В перестроечные годы интерес к мощам Свирского существенно возрос. В 1990-м году была организована специальная комиссия. Антропологи, анатомы и рентгенологи провели собственное исследование, итогом которого стало возвращение мощей в обитель.
В настоящий момент паломники могут увидеть стопы и кисти рук Александра Свирского, не накрытые облачением, чтобы убедиться, что даже спустя многие годы тело святого не подверглось влиянию времени.