Александра Коллонтай – революционный и государственный деятель, дипломатический сотрудник времен СССР. Первая женщина-министр в истории страны.
Судьба любила Александру Коллонтай. Будучи дочерью генерала царской армии, она стала революционеркой, сподвижницей Ленина, активной феминисткой, первой женщиной на дипломатической должности и едва ли не единственной большевичкой, умеревшей своей смертью.
Революционерка родилась в Петербурге 19 марта 1872 года. Ее отец, царский генерал Михаил Домонтович, по национальности был украинцем. Он прошел Крымскую войну, участвовал в кампании против Турции и Венгрии. Михаил Алексеевич долгое время был губернатором Тырновской губернии, входил в Русское географической общество и публиковал труды по военной истории.
Домонтович женился на разведенной финской подданной Александре Масалиной-Мравинской, которая была младше него на несколько лет. От первого замужества у женщины была дочь Евгения, в будущем ставшая оперной дивой. Позже в семье появилась общая дочь Александра, биография которой тесно связана с революцией и ее создателями.
Михаилу Алексеевичу было уже за сорок, когда появилась Шура. К позднему ребенку он относился очень нежно и трепетно, старался дать ей самое лучшее образование. Благодаря отцу девочка полюбила историю и географию, научилась аналитическому мышлению. Обучалась будущая большевичка дома: к ней приглашали лучших педагогов того времени. К подростковому возрасту ученица свободно говорила на нескольких иностранных языках.
В шестнадцатилетнем возрасте девушка уже могла похвастаться дипломом гувернантки. Мать посчитала, что полученного образования достаточно, и позволила дочери заниматься творчеством. Саша увлеклась рисованием и чтением литературы, часто посещала светские мероприятия. По замыслу родителей, на балах она должна была найти достойную партию и выгодно выйти замуж. От женихов отбоя не было, но брак по расчету не входил в планы своенравной красавицы.
Вскоре Шура познакомилась с народовольцами и увлеклась революционными идеями, о которых еще в детстве ей поведала учительница М. И. Страхова. После свадьбы с небогатым Владимиром Коллонтаем девушка выпорхнула из семейного гнездышка и ощутила наконец запах свободы. Она стала посещать тайные собрания, организованные Еленой Стасовой – ее новой подругой, сподвижницей Ульянова и Крупской.
Коллонтай быстро завоевала доверие товарищей и стала выполнять функции посыльной. Она шла на немыслимый риск, разнося листовки и запрещенную литературу по неблагополучным районам города. Девушка настолько прониклась революционным романтизмом, что забросила и домашние хлопоты, и супруга.
В конце 19 века Александра переехала за рубеж, после чего ее семья окончательно развалилась. В Берне революционерка поступила на экономический факультет столичного университета, где ее куратором стал профессор-теоретик Генрих Геркнер. Оценив талант подопечной, преподаватель рекомендовал ей продолжить образование в Англии. Перебравшись в Лондон, Саша познакомилась с членами движения лейбористов, возглавляемого супругами Веббами.
Через некоторое время Коллонтай вернулась на родину, где вступила в российскую Социал-демократическую рабочую партию. В 1901 году по заданию старших товарищей она вновь отправилась за границу, где произошла судьбоносная встреча. Находясь в Женеве, Александра познакомилась с Георгием Плехановым – одним из ярчайших русских революционеров.
В начале 20-го столетия состоялся II съезд РСДРП, где произошел давно назревавший раскол между членами партии. В итоге появилось две противоборствующие стороны – меньшевики во главе с Юлием Мартовым и большевики, предводителем которых стал Владимир Ульянов. Коллонтай с Плехановым примкнули к меньшевистскому крылу, но через несколько лет Александра пересмотрела взгляды и перешла на сторону Ленина.
В 1905-м произошла Первая революция, не увенчавшаяся успехом. В эти годы Александра Михайловна помогала работающим женщинам, распространяла нелегальный журнал «Финляндия и социализм». Когда революционеры потерпели разгром, активистку начали преследовать. Дело могло закончиться заключением под стражу, поэтому Коллонтай скрылась за кордоном. В этот раз Шура на месте не сидела: познакомившись с представителями социал-демократов, она стала налаживать связи с единомышленниками из Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, Франции, Англии.
Прибыв в Германию, женщина встретила лидеров коммунистов Карла Либкнехта и Розу Люксембург. Когда стало известно о начале Первой Мировой войны, новые друзья помогли Александре перебраться в Швецию.
Стокгольм встретил революционерку далеко не с распростертыми объятиями – ее посчитали неблагонадежной личностью и депортировали в Данию. Здесь Коллонтай познакомилась с местными активистами и окончательно примкнула к большевистскому движению.
Связь с германской разведкой была налажена, доступ к неограниченным финансовым потокам получен. Большевики заняли лидирующие позиции во всем революционном движении России. С Коллонтай же случилась неприятность: после февральских событий члены Временного правительства успели арестовать ее по подозрению в шпионаже в пользу германских спецслужб.
В члены коммунистической партии Александру Михайловну приняли заочно, на VI съезде ЦК. Это был уникальный случай, когда наряду с Лениным, Сталиным, Троцким, Свердловым, Дзержинским, Зиновьевым, Бухариным и Каменевым женщину приняли в высшие органы власти нового государства.
Временное правительство охотилось и за Лениным, который был вынужден прятаться в тайных убежищах. Осенью 1917-го Коллонтай освободили, и она наконец начала полноценную партийную работу. На заседаниях ЦК было решено поднять людей на вооруженное восстание.
Событие, изменившее судьбу России, свершилось 25 октября. Сразу после революции был создан Совнарком — главенствующий орган власти. В этой структуре Александра стала Наркомом государственного призрения, что можно сравнить с министерской должностью. На этом посту женщина оставалась до 1918 года.
Официально СССР был учрежден в 1922 году. Признание молодого государства со стороны других стран давалось тяжело, поэтому на дипломатические должности нужны были особые люди. Требовались сотрудники, имеющие опыт работы за рубежом и связи социал-демократических кругах европейских стран. Александра Коллонтай попросилась на должность посла в Скандинавии, и ее ходатайство удовлетворили. Революционерка отправилась в Норвегию, власти которой в итоге признали Советский Союз и сделали первые шаги по налаживанию торговых связей между государствами.
Через четыре года успешного дипломата направили в Мексику, но местный жаркий климат отразился на ее здоровье негативно. Было принято решение вновь перебросить Коллонтай в норвежское диппредставительство.
За пятнадцать лет международной работы в Швеции Александра Михайловна одержала множество дипломатических побед, укрепивших Союз на мировой арене. Посол участвовала в переговорах, результатом которых стало предотвращение введения шведских военных на территорию СССР во время Финской войны. Благодаря Коллонтай в 1944 году из войны вышла Финляндия, что значительно приблизило победу советских войск в оккупированной Европе.
Отважная женщина буквально держала в руках все политические связи со скандинавскими странами. Даже во время массовых чисток Иосиф Сталин не преследовал Коллонтай, она не попала под каток страшных репрессий тех лет. По свидетельствам очевидцев событий, вождь относился к дипломату с долей иронии и не считал ее серьезным противником. Сама же революционерка до конца была предана политике Сталина и его окружения.
До мозга костей революционерка, Коллонтай свято верила в идеалы свободы, как в политической жизни, так и в любви. В юности она пошла против воли родителей, выйдя замуж за своего дальнего родственника Владимира Коллонтая, не обладавшего ни деньгами, ни положением в обществе. Родители всеми силами пытались воспрепятствовать браку, но все тщетно – Александра была непреклонна.
Молодые поженились в 1893-м, и вскоре у них родился сын Михаил. Он стал единственным ребенком в семье по одной причине – после его рождения мать с головой окунулась в революционную деятельность, чем постепенно разрушила собственный брак. В 1898-м активистка бросила супруга и малолетнего сына, сбежав в Европу по политическим мотивам. Официальный развод был оформлен только в 1916-м, после чего Александра осталась под фамилией мужа.
Обретя свободу, революционерка стала вести довольно бурную личную жизнь, погрузившись в круговорот многочисленных романов. Мужчин она выбирала исключительно моложе себя, так как сама выглядела младше своих лет. Неизменно любовниками Коллонтай становились известные политические деятели той эпохи.
«Теория стакана воды» стала ключевой в жизни Александры. Данный постулат заключается в том, что духовную и плотскую любовь в праве получать каждый нуждающийся. Как правило, романы «валькирии революции» были кратковременными, исключением стали лишь отношения с Александром Шляпниковым – бывшим сподвижником Владимира Ленина.
В 1917-м революционерка познакомилась с Павлом Дыбенко, который был моложе почти на двадцать лет. Зрелая женщина влюбилась, и вскоре состоялась их свадьба. Однако и эти отношения завершились довольно быстро – в этот раз причиной стали измены Павла. После развода в 1922 году Шура перебралась за рубеж и начала новую жизнь.
В Осло дипломат закрутила роман с Марселем Боди, являвшимся подданным Франции. Узнав об этой интрижки, власти СССР сделали все возможное, чтобы любовники более не встречались.
О существовании сына Михаила революционерка вспомнила лишь под конец 1920-х. все эти годы мальчика воспитывала мачеха – вторая супруга Владимира. Коллонтай устроила уже повзрослевшего Мишу в германское посольство, а оттуда перевела в британское представительство. В 1927-м сын подарил Александре внука Володю, в судьбе которого бабушка принимала активное участие.
Перед самым окончанием ВОВ Александра Михайловна почувствовала значительное ухудшение здоровья, связанное с постоянными перегрузками. В итоге случился инсульт, от которого политик так до конца и не оправилась. Политическую карьеру Коллонтай пришлось завершить.
Весной 1945 года дипломата доставили из-за рубежа и поместили в одну из столичных клиник на реабилитацию. В течение следующих семи лет революционерка передвигалась на инвалидном кресле исключительно по своей столичной квартире. Тело Коллонтай было частично парализовано, но она продолжала консультировать молодых коллег по вопросам международной политики.
Александра Михайловна скончалась 9 марта 1952 года от полученного во сне инфаркта. Похоронили политика на столичном Новодевичьем кладбище.