Алистер Кроули — биография
Алистер Кроули — английский оккультист, поэт, художник, писатель и альпинист, известный как чёрный маг. Основатель религиозного течения телемы, он считал себя пророком.
Детство
Алистер Кроули родился в местечке Лимингтон-Спа, расположенном в графстве Уорикшир. При рождении младенец получил имя Эдвард Александр Кроули. Его отец, Эдвард Кроули, по образованию был инженером, однако ни дня не работал по специальности, поскольку владел долей в семейном пивоваренном бизнесе под названием «Пиво Кроули», приносившем ему значительный доход. Вскоре после вступления в брак он присоединился к христианской секте «Плимутские братья» и впоследствии стал ее проповедником.
Мать Алистера, Эмили Бишоп, была домохозяйкой и также состояла в секте «Плимутских братьев». Неудивительно, что детские годы Кроули прошли в атмосфере чтения религиозной литературы и прослушивания проповедей. После завтрака отец ежедневно читал им с матерью по одной главе из Библии.
В одиннадцатилетнем возрасте Эдвард Кроули скончался от рака языка, оставив сыну наследство. С течением времени Алистер стал замечать несоответствия и противоречия в Библии, поэтому общий язык с матерью, которая продолжала состоять в секте и заставляла сына изучать христианские трактаты, найти не мог. Их частые ссоры однажды привели к тому, что Эмили Бишоп обозвала сына зверем, подразумевая под этим посланника Сатаны. Впоследствии Кроули некоторые свои работы подписывал как «Зверь 666».
Свое образование Кроули начал в частной школе «Плимутских братьев» в Кембридже, откуда был отчислен за недостойное поведение. После этого он в течение нескольких лет обучался в Тонбриджской школе, колледже-пансионе Малверн и в Истборне.
Первоначально Алистера заинтересовали экономика и психология, позднее он увлекся английской литературой. Однако ни в одной из этих сфер он так и не нашел своего призвания, предпочитая расточать полученное наследство и наслаждаться жизнью. Но уже в 1896 году Алистер Кроули начал детально изучать оккультизм, мистицизм и алхимию.
Помимо этого, мужчина увлекался альпинизмом, шахматами и поэзией. Стоит отметить, что писать стихи он начал еще в десятилетнем возрасте. С каждым годом он все больше разочаровывался в религии и стал открыто высказывать свои сомнения наставникам. Главным же проявлением его «неповиновения» христианству стали сексуальные связи не только с знакомыми девушками, но и с женщинами легкого поведения.
Духовный путь
Также мужчина проявлял интерес к альпинизму, шахматной игре и литературе, в частности к поэзии. Уже в возрасте десяти лет он начал сочинять стихи. С годами его убеждения в области религии стали ослабевать. Он открыто высказывал свои сомнения наставникам и начал отходить от христианских учений, что проявилось, в частности, в его сексуальных связях, включая отношения как с знакомыми девушками, так и с женщинами, имевшими дурную репутацию.
Путешествуя, Кроули сделал остановки в Японии и Гонконге, после чего добрался до Цейлона. Там он встретился с Алланом Беннеттом, который изучал шиваизм. Они пробыли некоторое время в городе Канди, прежде чем Беннетт ушел в Бирму, чтобы стать буддийским монахом в традиции Тхеравады. Кроули же отправился исследовать Индию, посвятив себя практике раджа-йоги, благодаря которой достиг, по его словам, духовного просветления — дхьяны. Во время этого путешествия он пребывал в храме Минакши в Мадурае и активно писал стихи, опубликованные позже в сборнике «The Sword of Song». В Индии Кроули столкнулся с малярией, что потребовало лечения в Калькутте и Рангуне. В 1902 году к нему присоединились Экенштейн и другие альпинисты, с которыми он предпринял экспедицию на К2, достигнув высоты 6 100 метров, прежде чем они были вынуждены повернуть назад.
Телема
В феврале 1904 года, прибыв в Каир вместе с Роуз, Кроули, представляясь принцем и принцессой, арендовал апартаменты, где оборудовал храмовую комнату для духовных практик и начал изучать исламский мистицизм и арабский язык. Позже Кроули рассказывал, что его супруга Роуз в приступах бреда сообщала ему о духах, ожидающих его. В один из дней она привела его в музей, где указала на древнеегипетскую погребальную стелу VII века до н.э., известную как «Стела Анхефенхонсу», номер которой 666 Кроули интерпретировал как знак свыше.
Спустя месяц, 8 апреля, Кроули утверждал, что услышал голос сверхъестественной сущности Айвасса, посланника Хоруса. В течение трёх дней он записывал все, что ему говорил этот голос, в результате чего появилась «Книга закона». Согласно этому тексту, человечество вступало в новую эру, а Кроули был объявлен его пророком. Однако в последующие годы Кроули признавал, что не всегда следовал указаниям, данным в тексте, таким как кража стелы или перевод писания на все языки мира. Вместо этого он распространил копии среди знакомых оккультистов, не уделяя должного внимания тексту в дальнейшем.
Возвратившись в резиденцию Болескин-Хаус, Кроули пришёл к убеждению, что Мазерс начал применять против него тёмные магические практики, что положило конец их отношениям. 28 июля 1905 года Роуз подарила мужу первенца – дочь, которой дали имя Лилит. Чтобы развлечь Роуз в период выздоровления, Кроули создал сборник порнографических рассказов, озаглавленный «Подснежники из сада пастора». В те же годы он учредил издательство под наименованием «Общество распространения религиозной истины», пародируя название хорошо известной организации «Общество распространения христианских знаний». Среди первых изданий компании вышло собрание произведений Кроули, отредактированных его другом Айвором Бэком, известным хирургом и любителем литературы. Поэтические труды Кроули получали как положительные, так и отрицательные отзывы критиков, однако они никогда не пользовались большими тиражами. В стремлении привлечь внимание к своему творчеству, Кроули объявил награду в 100 фунтов стерлингов за лучшее эссе о своей работе, которую выиграл Джон Фредерик Чарльз Фуллер, офицер британской армии и военный историк, в эссе которого поэзия Кроули описывалась как одна из величайших.
Следующей целью Кроули стала Канченджанга в Гималаях, считавшаяся самой опасной горой мира. Экспедиция, в которую входили Жюль Жако-Гиллармод, Чарльз Адольф Реймонд, Алексис Паше и Альчести К. Риго де Риги, омрачалась конфликтами, особенно из-за безрассудного поведения Кроули. Когда к вечеру Жако-Гиллармод, де Риги и Паше решили начать спуск вопреки его предупреждениям о высоком риске, это привело к смерти Паше и нескольких других участников, за что Кроули был осуждён альпинистским сообществом.
В Харихарпуре Кроули участвовал в охоте на крупную дичь и написал гомоэротический труд «The Scented Garden». Затем в Калькутте он встретился с Роуз и Лилит, прежде чем был депортирован из Индии за стрельбу по грабителям. После короткого визита к Беннету в Бирме, Кроули отправился в Южный Китай, где активно занимался магическими ритуалами, читая «Bornless Ritual».
Вернувшись в Европу, Роуз и Лилит встретили Кроули в Шанхае, где он встретился с Элейн Симпсон, старой подругой, заинтересованной в «Книге закона». Вместе они совершали ритуалы, пытаясь связаться с Айвассом. После этого Кроули отправился в Японию, затем в Канаду, и, в конце концов, в Нью-Йорк, где пытался найти поддержку для новой экспедиции на Канченджангу, однако без успеха. По возвращении в Великобританию Кроули узнал о смерти своей дочери Лилит от брюшного тифа, произошедшей в Янгоне, что он в дальнейшем связывал с алкогольной зависимостью Роуз.
Эмоциональный стресс и горе привели к ухудшению здоровья Кроули, и он подвергся серии хирургических операций. В этот период он имел короткие романтические отношения с актрисой Верой «Лолой» Невилл и писательницей Адой Леверсон. В феврале 1907 года Роуз родила ему вторую дочь, Лолу Зазу. Вместе с Джорджем Сесилом Джонсом Кроули продолжил заниматься ритуалами Абрамелина, достигнув состояния самадхи, или единения с Богом, что стало значимым моментом в его жизни. В этот период он активно использовал гашиш, что отразилось в его эссе «Психология гашиша», где он защищал пользу наркотика как средства для достижения мистического опыта.
Айвасс якобы вновь связался с Кроули в конце октября и в ноябре 1907 года, диктовав ему еще два текста, «Liber VII» и «Liber Cordis Cincti Serpente», которые впоследствии вошли в сборник «Священные книги Телемы». Кроули активно работал над другими телемитскими священными книгами, утверждая, что их тексты были ему переданы сверхъестественным путем.
По итогам этой работы и полного переосмысления «Книги Закона» в Болескине, Кроули объявил, что Телема представляет собой объективную истину. Однако его финансовое состояние ухудшилось, и он был вынужден искать способы заработать деньги. Он был нанят Джорджем Монтегю Беннеттом, графом Танкервиллем, для защиты от колдовства, признавая, что паранойя Беннета была связана с его употреблением кокаина. Кроули взял его в поездку по Франции и Марокко для восстановления. В 1907 году Кроули начал принимать учеников, обучая их оккультным и магическим практикам на платной основе.
Смерть
В заключительные годы своей жизни известный мистик столкнулся с серьезными финансовыми трудностями. Ему приходилось часто переезжать из одного отеля в другой в поисках временного убежища, всё ещё пытаясь заработать на жизнь. Некоторые его биографы указывают на то, что в этот период он начал употреблять героин. Алистер Кроули скончался 1 декабря 1947 года от осложнений, вызванных астмой, на 73-м году жизни.
Даже после смерти Кроули сохранил свою уникальность: церемония его отпевания отличалась мрачностью и эксцентричностью, соответствующей его жизни и убеждениям. Согласно его завещанию, во время церемонии прозвучало его любимое стихотворение «Гимн Пану», подчеркивающее его неортодоксальный дух и мистический образ мышления.