Евпатий Коловрат — биография
Евпатий Коловрат – былинный русский богатырь, воевода. Рязанский герой приданий конца XIII века.
Быть героем на войне не простая задача, а чтобы после смерти уважали враги – почти невыполнимая. Истории известно совсем немного таких воинов, которым соперники воздавали почести после их смерти. Но, чтобы стать легендой, о которой будут через столетия вспоминать потомки, заслуживает особого внимания. Таким героем был Коловрат.
Детство
Точно сказать кто такой Евпатий Коловрат сложно. О его происхождении совсем мало информации. Какой статус он занимал в Рязанском княжестве? Есть версии, что он являлся воеводой, по другой, что был боярином. Но понятно одно, Евпатий был умелым воином, хорошим предводителем, обладал «недюжинной» силой и занимал высокое положение в обществе. Имеется предположение, что его отчество было Львович, и что родился он в 1200 году, в деревне Фролово Шиловской области. На момент гибели ему примерно было 35-40 лет. Первое упоминание в летописях о нём было подробно рассказано в «Повести о разорении Рязани Батыем»
С чего началась легенда
XIII век для русских земель, бывшей киевской Руси стал непростым. Маленькие княжества стали лёгкой добычей для кочевников татаро-монгольских племён. Которые облагали данью княжества.
В 1237 году хан Батый вторгся в рязанские земли, и стал у реки Воронеж. Батый потребовал у рязанского князя Юрия платить ему десятину, и ещё отдать ему сноху, жену его сына Евпраксию. Юрий выплатил дань, чтобы усыпить его бдительность, но невестку не отдал. Князь понимал, что Рязани не выстоять самостоятельно против многочисленного войска хана, и послал гонцов к Черниговскому князю, с просьбой о помощи. В составе этих послов и был Евпатий Коловрат.
Хан Батый принял дань, но после приказал убить княжеского сына Федора. А потом он напал на город. В декабре 1237 года Рязань была захвачена и сожжена. Многие защитники города и простые жители были зарезаны. Евпраксия вместе со своим сыном сбросилась с крыши терема, чтобы не попасть в плен. Они оба погибли. Князь Юрий был убит на поле боя.
Возможно, что отсутствие в Рязани Коловрата спасло ему жизнь. По возвращению из Чернигова посланники увидели пепелище и горы трупов. Коловрат собирает дружину в количестве 1700 воинов. Он решает отправиться в погоню и отомстить врагам. Конечно все понимали, что с таким количеством ордынцев им не справится. Они знали, что идут на верную смерть.
Коловрат понимает – открытое противостояние только бессмысленная гибель дружины, поэтому, он выбирает путь партизанской войны. Они нагнали противника, и начали понемногу ночами наносить небольшой урон. Ордынцы не могли понять происходящего и стали думать, что это им мстят духи. В орде начались волнения. И хан принимает решение отправить своих самых лучших воинов расправиться с неприятелем.
Воины хана отрезали путь отступления русским воинам. Фактически они были окружены. Но даже малочисленное, окружённое войско победить не удавалось. Взять в плен предводителя рязанских дружинников тоже. Русские воины сражались самоотверженно, бились на смерть. В этом бою был убит брат жены Батыя Хостоврул, известный воин в орде.
Сразить русских воинов смогли только метательные машины, которые использовали ордынцы для штурма городов. Практически все воины погибли под каменным дождём. По преданиям в живых осталось шесть человек. Хан расспросил их о том, кто ими командовал, кто придумал такую тактику, кто их повёл в бой. Получив ответ, что это воевода Коловрат, хан Батый приказал оставшимся в живых забрать труп воеводы, отнести в родные земли и похоронить с почестями. Этот жест Батыя свидетельствует о признании доблести и мужества Коловрата. Похоронили Евпатия 11 января 1238 году в соборе городя Рязани.
Повесть о разорении Рязани Батыем
Эти события произошли в 1237-1238- годах. Но первые писания о них появились только спустя 300 лет. И самое первое упоминание о подвиге Коловрата рассказывается в «Повести о разорении Рязани Батыем», написанным в конце XVI века. Имеется три версии этого произведения. Конечно в них есть различия, некоторые факты не сходятся, но описание основных событий совпадают. Отсюда можно сделать вывод, что существовал какой-то первоисточник, с которого и были написаны эти произведения. Возможно легенда передавалась из уст в уста, и позже была записана летописцами.
Где правда, а где вымысел, сейчас разобраться трудно, за триста лет эта история обросла легендами. Но одно осталось верным это подвиг русских воинов, вступивших в неравный бой с ордынцами, и ценой своих жизней защищали родную землю. Истории не известно подробности биографии и личной жизни Коловрата. Мы только можем предполагать некоторые факты.
Неоязыческая трактовка мифа
Археологи, работающие над раскопками последние десятилетия, выдвинули свою версию о том, кем мог быть Коловрат. И у людей появилась возможность взглянуть на некоторые события совсем с другой точки зрения. Есть предположения, что Коловрат был язычником, а не христианином. В пользу этой версии приводятся доводы, что в православии нет имени Коловрат, а вот знак «коловрат», был символом повелителя огня Сварога. А если известно по археологическим находкам, что вплоть до ХІІ века в Рязани было распространено язычество, то эта версия может иметь место.
Существует ещё одно предположение, что Коловрат это вовсе не фамилия воеводы, а прозвище, которое он мог получить за своё умение сражаться двумя клинками, вращаясь при этом по кругу. Существует мнение, что он мог быть скандинавом, которых на Руси в то время много проживало. И поэтому его манера ведения боя так отличалась от других. Но существует и такое мнение, что образ Коловрата собирательный.
Каждая версия имеет право на существование, доподлинно неизвестны подробности тех давних событий. Ведь только спустя века были описаны эти события, не очевидцами, а со слов рассказчиков. Будем исходить из того, что Евпатий Коловрат стал русским былинным героем. История его подвигов стала свидетельством подлинной силы и духа русского народа.
Память
В 1985 году на основе легенд и сказаний создали мультипликационный фильм «Сказ о Евпатии Коловрате».
В Рязанской области установлено три памятника русскому богатырю. Два из них в непосредственной близости к предполагаемому месту рождения былинного героя, а третий памятник был открыт в 2007 году на площади в Рязани.
В 2015-2016 годах в России было снято сразу два фильма о Коловрате. Это фильм Ивана Шурховецкого «Легенда о Коловрате» и кинолента «Евпатий Коловрат: Восхождение» Рустама Мосафира. Исторический боевик максимально приближен к событиям времён нашествия Батыя.