Михаил Лазарев — биография
Михаил Лазарев – мореплаватель и командующий российским флотом, адмирал. Один из первооткрывателей Антарктиды и основателей Новороссийска.
На счету русского мореплавателя несколько сложнейших экспедиций, кругосветное путешествие и открытие далекой Антарктиды. Выдающийся исследователь, талантливый ученый и кавалер высоких государственных наград стал одним из основателей Новороссийска и командующим Черноморским флотом.
Детство и юность
Родился бравый адмирал в старинном русском городе Владимире 14 ноября 1788 года. Отец, принадлежавший дворянскому сословию, умер слишком рано, но до своей смерти успел определить троих сыновей в Морской кадетский корпус. Некоторые историки полагают, что братья Лазаревы стали кадетами уже после кончины отца, а помог им в этом друг семьи – генерал-адъютант Христофор Ливен.
В малых лет Миша демонстрировал любознательность и ясность ума, поэтому учеба давалась ему легко. Окончив мореходку, юноша в статусе гардемарина был отправлен в Англию – набираться опыта на европейских морских судах. На заграничном флоте Лазарев служил вплоть до 1808 года, практически не сходя на сушу. В свободное от повседневных обязанностей время молодой человек много читал, особое внимание уделяя исторической и этнографической литературе.
Экспедиции и открытия
Вернувшись домой, Михаил поступил на Балтийский флот, где до 1813-го служил в звании мичмана. Лазарев был участником наполеоновских войн и Русско-шведской кампании.
После разгрома армии Наполеона отважный мореход возглавил команду фрегата «Суворов», который должен был совершить кругосветное путешествие. Мероприятие проводилось на средства российско-американских инвесторов, заинтересованных в улучшении морского сообщения между Северной столицей России и «русской Америкой». В начале октября 1813-го все подготовительные работы завершились, и фрегат отправился в далекое путешествие.
Экспедиция продолжалась два года. По пути команду ждало несколько серьезных испытаний, например, ухудшение погодных условий. По этой причине «Суворов» надолго застрял в шведской гавани, но в итоге смог продолжить путь и достичь пролива Ла-Манш. Путешествие осложнялось еще и тем, что на выбранном маршруте постоянно курсировали военные суда Дании и Франции, от которых можно было в любой момент ожидать нападения.
Еще одна задержка возникла близ британского Портсмута – русскому кораблю пришлось задержаться там почти три месяца. Преодолеть экватор получилось только в апреле, а в воды Атлантики фрегат попал лишь к концу мая 1814 года. Приближаясь к берегам Австралии в августе того же года, «суворовцы» услышали мощную артиллерийскую канонаду. Оказалось, что это губернатор Нового Южного Уэльса таким образом приветствует русских моряков и выражает радость по поводу разгрома Наполеона.
Находясь в водах Тихого океана, командир корабля вдруг увидел некий объект, которого на картах тех лет еще не было. Позже выяснилось, что путешественники открыли новый атолл, до той поры никем не обнаруженный. Как и судно, этот кусок суши получила название «Суворов» — в честь великого русского полководца.
Поздней осенью участники экспедиции добрались до Северной Америки, а именно до Ново-Архангельска (порт Ситка). Перезимовав в портовом городке, фрегат продолжил путь и летом 1815-го вернулся на родину.
За успешно проведенную экспедицию отважный мореплаватель получил от российских властей похвалу, и уже через четыре года ему поручили капитанскую должность на корабле «Мирный». Этот современный по меркам тех лет шлюп должен был добраться до Антарктиды и провести ряд исследований. В паре с «Мирным» должен был выступить второй корабль под названием «Восток», но на пост командующего долго не могли подобрать подходящую кандидатуру. Таким образом, все подготовительные работы Лазарев провел самостоятельно.
В итоге во главу «Востока» поставили Фаддея Беллинсгаузена, и в 1819 году оба судна вышли из порта и направились к берегам загадочной Антарктиды. Результатом этого путешествия стало не только открытие нового материка – были предоставлены доказательства его досягаемости для кораблей.
Экспедиция длилась три года. За это время мореплаватели попадали в тяжелейшие условия, но зато им удалось опровергнуть мнение Лаперуза о том, что льды за Южным полярным кругом непроходимы, и ни один корабль их преодолеть не в силах. Помимо этого, Лазареву и Беллинсгаузену удалось открыть около тридцать больших и малых островов и собрать на них массу этнографических и географических образцов.
Вернувшись в Кронштадт, Михаил Лазарев получил звание капитана второго ранга. Вообще, по правилам он сначала должен был дослужиться до капитан-лейтенанта, но успехи смелого командира корабля позволили военному руководству обойти традиции.
Во время антарктического путешествия Михаила Петровича Русскую Америку захлестнула волна контрабанды. На борьбу с преступниками российские власти снарядили военизированное судно «Крейсер» с тремя десятками пушек на борту и шлюп «Ладога». Головной корабль возглавил Михаил Лазарев, а вспомогательный – его брат Андрей.
Выйдя из порта в августе 1822 года, российские корабли попали в сильнейшие штормы, из-за чего были вынуждены несколько месяцев пережидать в приютившем их Портсмуте. Продолжить путь удалось лишь осенью. Очередные погодные сюрпризы «Крейсер» встретил возле Рио-де-Жанейро. К тому моменту «Ладога» осталась позади из-за непрекращающихся морских бурь. Воссоединиться с кораблем брата Лазареву удалось лишь на берегах Таити.
На побережье Северной Америки русские суда находились до 1824 года, после чего взяли курс на Россию. И снова мореплавателей ожидало серьезное испытание: в самом начале пути поднялся жуткий шторм, который Лазарев преодолел, не пережидая. Сумев выстоять против бури, в конце лета 1825 года «Крейсер» вернулся в родную гавань.
За выполненное задание Михаил Петрович получил звание капитана первого ранга. Но командиру корабля этого оказалось недостаточно: он ходатайствовал о награждении всех без исключения членов экипажа. В конце февраля Лазареву в подчинение достался строящийся в Архангельске корабль «Азов» и 12-й флотский экипаж. Когда судно достроили, «Азов» в сопровождении «Смирного» и «Иезекииль» прибыли в порт Кронштадта.
Осенью 1827 года, держа курс на Средиземное море, «Азов» под командованием Лазарева сражался в Наваринской битве. Это была грандиозная морская баталия, где с одной стороны выступили Россия, Франция и Англия, а с другой – турецко-египетский флот. Кораблю Михаила Петровича удалось потопить пять суден противника, но главное – был уничтожен флагман Мухаррем-бея. Славного героя вновь представили к награде: он стал контр-адмиралом и получил высокие ордена от трех стран-союзниц, а на «Азов» выл водружен Георгиевский флаг.
В конце 1820-х мореплаватель участвовал в битве за пролив Дарданеллы, после чего вернулся на Балтийский флот. С 1832-го мореплаватель занимал должность начальника штаба на Черноморском флоте. Михаил Петрович внес огромный вклад в образование моряков, внедрив новую методику обучения. С тех пор матросы проходили подготовку непосредственно в море, в условиях, максимально приближенных к боевым.
Помимо этого, Лазарев обеспечил флот артиллерийскими орудиями и кораблями более высокой степени оснащенности. При нем был впервые спущен на воду железный пароход и началось обучение кадетов на новой технике.
Об уровне службы своих подопечных Лазарев заботился не только в море, но и на суше. Благодаря командующему на берегу были открыты школы для детей моряков, в Севастопольскую Морскую библиотеку завезли новые книги, улучшилась работа географического бюро. Стали издаваться карты и атласы Черного моря, что до той поры было в диковинку.
Заслуги Михаила Петровича оценили многие значимые организации. Так, мореплаватель стал почетным членом Русского географического общества, Казанского университета и Морского учетного комитета.
В 1843 году Михаил Лазарев стал адмиралом российского флота, а в 1850-м был удостоен ордена Святого Андрея Первозванного.
Личная жизнь
Женился первооткрыватель в 1835 году, взяв в супруги губернаторскую дочку Екатерину Фан-дер-Флит. Избранница была более чем на 20 лет моложе Лазарева, но это не помешало паре построить счастливую личную жизнь. Супруга подарила мужу шестерых детей, но двое из них умерли, не дожив до совершеннолетия.
В середине 18-го века Екатерина Тимофеевна стало основательницей женской благотворительной организации, позже преобразованной в Николаевское благотворительное общество. При великой княгине Александре Иосифовне женщина занимала должность обер-гофмейстерины. Фан-дер-Флит скончалась в 1877 году и была похоронена на Никольском кладбище Петербурга.
Смерть
На склоне лет мореплавателя одолел тяжелый недуг – рак желудка. Болезнь протекала тяжело, но Михаил Петрович продолжал трудиться. Об этом говорил даже император Николай I: в переписке он сообщал, что адмирал не бережет себя, и опасался за возможные осложнения.
В начале 1850-х по совету врачей Лазарев отправился в Австрию, в надежде на помощь европейских медиков. Однако рак стал прогрессировать, и командующий флотом уже практически не вставал с кровати. Какие Лазареву приходилось испытывать боли, было известно только ему самому – до последнего капитан скрывал свои страдания от близких. Даже предчувствуя скорый конец, мужчина не стал просить у императора, чтобы тот позаботился о его родственниках. Просить Лазарев не любил и не желал никогда.
Рак желудка убил Михаила Петровича 11 апреля 1851 года, когда он находился на чужбине. Из Вены тело покойного перевезли в Россию, где с почестями похоронили на на территории Владимирского собора в Севастополе.
Необходимые для установки монумента деньги собрали уже в день погребения. Памятник открыли в 1867-м, но до наших дней он не сохранился. Позже было установлено еще несколько бюстов в городах, где жил и трудился прославленный мореход – Новороссийске, Лазаревском, Николаеве, Севастополе.
Образ адмирала запечатлен на картинах многих живописцев, в том числе мариниста Ивана Айвазовского. Его портрет часто встречается на почтовых конвертах и марках, выпущенных в Советском Союзе.