Фернан Магеллан — биография
Фернан Магеллан – испанский мореплаватель португальского происхождения, первым за всю историю совершивший кругосветное путешествие. Его именем назван пролив, несколько географических объектов на Земле и в космосе.
Сложно себе представить, как в 16 веке на деревянных кораблях, без высокотехнологичного оборудования и средств связи, человек смог осуществить кругосветное путешествие. Однако Фернану Магеллану это удалось: он не просто воплотил в жизнь мечту Колумба, но и сделал ряд важнейших географических открытий.
Детство и юность
Точных сведений о дате и месте рождения великого мореплавателя нет. Ранняя биография Магеллана до сих пор является предметом дискуссий исследователей истории.
Годом рождения путешественника принято считать 1480-й. А дальше у ученых возникают разногласия: одни называют дату 17 октября, другие же считают, что день его рождения – 20 ноября. Родным городом Фернана мог быть Порт либо Саброза – в этом вопросе единого мнения также нет.
Известно, что родители мальчика были небогатыми людьми, но имели старинные дворянские корни. Отец Руй ди Магальяйнш состоял на военной службе, а мать скорее всего была домохозяйкой: кроме Фернана, в семье подрастало еще четыре наследника.
В подростковом возрасте будущего мореплавателя отдали в услужение жене португальского монарха Жуана II Совершенного Леоноре Ависской. Придворные церемонии и развлечения королевского двора юношу мало интересовали. Он предпочитал ходить в дворцовую библиотеку, где мог часами изучать книги по астрономии и навигации.
Молодой паж прослужил при дворе около двенадцати лет, после чего ушел добровольцем на королевский флот.
Военные экспедиции
К концу 15 века португальцами уже было налажено морское сообщение с Индией. Фернан присоединился к отважным мореплавателям Франсишку ди Альмейды, и вскоре 25-летний новобранец принял участие в завоевании восточных территорий.
В течение пяти лет Магеллан служил во благо родной страны. После этого он попытался вернуться в Португалию, но определенные обстоятельства заставили его задержаться в Индии. Безупречная служба и доблесть принесли молодому человеку офицерское звание и уважение среди моряков.
В Лиссабон Фернан вернулся в 1512 году. В отличие от военных, гражданские его подвиги не оценили и встретили без особых почестей.
Сражаясь против повстанцев в Марокко, солдат получил серьезное ранение в ногу, из-за чего он до конца жизни хромал. Это обстоятельство вынудило мореплавателя покинуть ряды военного флота.
Великое кругосветное путешествие
Еще будучи пажом, Магеллан много времени провел в секретных архивах португальского монарха, где наткнулся на несколько интересных документов. Одним из них оказалась старинная карта, составленная путешественником Мартином Бейхемом. На схеме предшественника Фернан увидел пролив между неизведанным Южным морем и Атлантическим океаном. Карта не покидала голову юноши долгие годы, и в конце концов вдохновила его на далекое путешествие.
Добившись личного приема у короля, будущий первооткрыватель стал просить его об организации морской экспедиции. Правитель ответил отказом, припомнив военному его самовольное поведение во время подавления марокканского восстания, которое разгневало португальского короля Мануэла Первого. Кроме того, в этот период все силы флота были брошены на завоевание Индии со стороны Африки. Задумку Магеллана монарх счел нецелесообразной.
Отказ короля и его упреки Фернан перенес тяжело. Он решил покинуть родину и поселиться в Испании, купив собственный дом. В солнечной стране путешественник продолжил развивать идею кругосветной экспедиции.
В 15-16 веках Европа испытывала потребность в восточных специях, которые доставлялись с большим трудом, а поэтому и ценились наравне с золотом. Торговцы пряностями в те времена были весьма состоятельными людьми.
Найти кратчайший путь к индийским сокровищницам со специями было главным смыслом морских кампаний. Находясь в Испании, Магеллан связался с «Палатой контрактов» и предложил осуществить выгодную для всех идею кругосветной экспедиции. Однако и здесь бывший военный наткнулся на стену непонимания и недоверия.
Узнав о планах Фернана, состоятельный человек по имени Хуан де Аранда предложил ему помощь в обмен на 20% от выручки. Разумеется, при условии, что экспедиция окажется удачной. Но тут Магеллану поступило более выгодное предложение, согласно которому он отдавал лишь 1/8 часть прибыли.
В то время документ Папы Римского от 1493 года являлся главным правоустанавливающим законом для мореплавателей. Он гласил, что вновь открытые территории в направлении востока оставались за Португалией, а западные земли отходили Испании. Правитель последней и дал добро на морскую кампанию Магеллана, подписав соответствующий указ в марте 1518 года. Испанский монарх рассчитывал, что в ходе экспедиции удастся доказать принадлежность индийских островов к западу, и все несметные богатства в виде пряностей будут принадлежать его стране.
Мореплавателям король посулил двадцатую часть от всех сокровищ, привезенных из экспедиции. Для осуществления путешествия было подготовлено пять кораблей с двухгодовым запасом провианта. Флагманским судном стал «Тринидад», отправившийся в путь под командованием Фернана Магеллана.
Остальными кораблями управляли испанские аристократы, которые то и дело устраивали конфликты. Они были возмущены тем фактом, что во главе такой масштабной экспедиции стоит португалец и отказывались ему подчиняться. Недовольство усиливалось еще и потому, что Магеллан не делился с ними планом действий. Несмотря на то, что испанский монарх повелел всем капитанам безоговорочно подчиняться Фернану, они продолжали гнуть свою линию и даже сговорились избавиться от португальца при удобном случае.
Единственным человеком, на кого главнокомандующий мог положиться в столь опасном мероприятии, был его друг Руй Фалейра. Но принять участие в экспедиции астроном не смог из-за начавшихся припадком безумия.
Осенью 1519-го корабли под командованием Магеллана вышли из порта Сан-Лукарс и взяли курс на Канарские острова. Так началось великое кругосветное путешествие, подарившее миру несколько грандиозных открытий.
Флотилия медленно продвигалась по восточному побережью Южной Америки: моряки пытались найти то самое Южное море, увиденное Фернаном на карте немецкого географа. Первым открытием стал архипелаг Огненная Земля, обнаруженный на юге континента. Поначалу путешественники решили, что группа островов необитаема. Проплывая мимо архипелага ночью, моряки увидели несколько десятков огоньков. Магеллан предположил, что это действующие вулканы, из-за чего и нарек архипелаг таким именем. Однако вскоре выяснилось, что он заблуждался: огни оказались ничем иным, как разожженными индейцами кострами.
Корабли пересекли участок между Огненной Землей и Патагонией. После преодоления пролива, именуемого теперь Магеллановым, мореплаватели вышли в Тихий океан.
Кругосветное путешествие Магеллана открыло человечеству новые территории и доказало, что Земля имеет шарообразную форму. Из всей флотилии в гавань Севильи вернулся лишь один корабль под командованием Хуана Себастьяна Элькано. На борту находилось 18 изможденных моряков, перенесших за 1081 день путешествия голод, отсутствие воды и гибель товарищей.
Личная жизнь
Хоть Фернан Магеллан и был потомком дворян, внешность его скорее была крестьянской. Путешественник имел невысокий рост, коренастое телосложение и довольно простые черты лица. Сам же мореход говорил, что человека следует судить не по внешности, а по его делам.
Переехав в Испанию, Фернан познакомился с эмигрантом из Португалии Диего Барбозой и его прекрасной дочерью Беатриче. Между молодыми людьми возникла симпатия, и вскоре они поженились. В 1519-м супруга подарила мореплавателю первенца. К сожалению, из-за болезни мальчик скончался. Беатриче забеременела еще раз, но во время тяжелых родов умерла, как и ребенок во чреве. Таким образом, знаменитый мореплаватель потомков после себя не оставил.
Смерть
Несмотря на масштабную подготовку перед плаванием, провиант у путешественников закончился уже через несколько месяцев. Сохранились записи участников экспедиции, рассказывающие о том, что морякам приходилось жевать паруса и другие снасти, хоть как-то похожие на еду. Более двадцати членов команды скончались от голода и цинги.
Наконец путешественники достигли Филиппинских островов, которые Фернан поначалу назвал архипелагом Святого Лазаря. На долгожданной суше мореходы наконец смогли восполнить запасы продовольствия и пресной воды. Можно было продолжать путь, но тут у Магеллана возник конфликт с местным вождем Мактаном Лапу-Лупу, воспротивившимся новым порядкам.
Тогда португалец решил выдвинуть против Мактана военную экспедицию. Таким образом он рассчитывал показать коренным жителям испанскую мощь и бесполезность сопротивления новым хозяевам.
Здесь великий мореплаватель допустил серьезную ошибку. Он переоценил возможности своего недостаточно подготовленного войска и недооценил ловкость аборигенов.
Из-за специфического рельефа побережья кораблям не удалось подойти к острову на расстояние, достаточное для поддержки десанта огнем. Помимо этого, туземцы уже успели изучить оружие европейцев и определить его слабые стороны. Они быстро перемещались по знакомой с детства территории острова, не давая захватчикам прицелиться. Сами же атаковали незащищенные броней ноги солдат. Вскоре перевес оказался на стороне хозяев, и испанские воины были вынуждены предаться бегству. Во время отступления Фернан Магеллан был убит. Это произошло в конце апреля 1521 года.
После потери главнокомандующего и большей части войска судно «Виктория» под управлением Элькано продолжило путь. Капитан и большая часть команды решили во что бы то ни стало достичь берегов Испании. С трудом обогнув мыс Доброй Надежды, корабль почти два месяца следовал вдоль побережья Африки к северо-западу.
В начале июля 1522-го изношенная «Виктория» с полуживыми моряками подошла к Зеленому Мысу, находившемуся в португальских владениях. Избежать остановки здесь не представлялось возможным – экипаж попросту не выдержал бы отсутствия питья и провианта. Задерживаться здесь долго моряки не стали: слишком велика была угроза нападения португальцев. Судно двинулось на запад, таким образом завершая кругосветную экспедицию.
В сентябре капитан Хуан Себастьян Элькано привел «Викторию» в порт Севильи. Восемнадцать обессиленных моряков и полуразвалившееся судно – все, что осталось от мощной флотилии из пяти кораблей.