Николай Ежов – партийный и государственный деятель СССР времен сталинских репрессий, генеральный комиссар государственной безопасности. Ежов, стоявший за многочисленными «чистками» и арестами, был лишен всех званий и расстрелян.
О ранней биографии Николая Ежова сохранились весьма противоречивые сведения. Известно, что мужчина родился весной 1895 года в обычной сестре. У будущего партийного деятеля были брат и сестра. О родителях Ежова-младшего нет достоверных сведений. Согласно одной из версий, отец Николая Ивановича был литейщиком, работал в Литве, где и нашел будущую супругу. По этой версии, мужчина встал на ноги и начал служить в земской страже. Существует и другая версия, согласно которой, отец Николая Ивановича всю жизнь работал простым дворником.
В детские годы Николай ходил в обычную школу, однако проучился там несколько лет. В дальнейшем мужчина указывал в графе «образование» фразу «неоконченное низшее». Несмотря на это обстоятельство, Ежова можно было назвать грамотным человеком: он редко делал ошибки при написании писем и был весьма начитан.
В 1910-м году родители отправили сына в Петербург, где проживал их родственник. Здесь Николаю предстояло обучиться портняжному делу. Эта профессия совершенно не понравилась Николаю. Позже мужчина вспоминал, что в 15-летнем возрасте не раз имел сексуальные отношения с мужчинами. Впрочем, с женщинами Ежов-младший тоже развлекался.
Спустя год юноша бросил портняжное дело и стал учеником слесаря. В 1915-м году молодой человек вступил в Русскую Императорскую армию. На службе молодой человек никак не отличился. Поскольку Ежов был ростом всего лишь 152 см, его отправили в нестроевой батальон.
Весной 1917-го года Николай Иванович вступил в коммунистическую партию и получил партийный билет. О дальнейшем развитии политической карьеры Ежова сохранилось мало информации. Через несколько лет после революционных событий Николай Иванович вступил в Красную Армию, он работал переписчиком.
На службе Ежову удалось прекрасно проявить себя, поэтому он быстро поднялся по карьерной лестнице. Уже через несколько месяцев мужчина стал комиссаром радиошколы. Николай Иванович быстро поднялся от секретаря до руководителя орграспредотдела ЦК ВКП(б).
В 1925-м году политик случайно познакомился с аппаратчиком Иваном Москвиным, который пригласил Николая стать инструктором в своем отделе. Москвин дал прекрасную характеристику своему новому сотруднику. Иван Михайлович рассказывал, что Ежов имел отличную память, следовал приказам партийного руководства, однако не умел вовремя остановиться.
Осенью 1930-го года Ежов познакомился с Иосифом Сталиным и его дальнейшая карьера кардинально изменилась.
До 1934-го года Ежов был руководителем орграспредотдела. Примерно в это же время мужчина состоял в Центральной комиссии ВКП (б), которая занималась «чистками» внутри партии. Вскоре Ежов с подачи Сталина принял участие в убийстве Кирова. Сталин не случайно отправил Николая в Ленинград, чтобы Ежов разобрался в причинах смерти Сергея Мироновича. Дело в том, что Ягоде Сталин уже не доверял.
Ежов воспользовался смертью Кирова, обвинив преступниками Каменева и Зиновьева. Этот случай дал толчок к своеобразной «репетиции» сталинских репрессий, которая была названа «Кировским потоком».
После убийства Кирова власти объявили об истреблении всех врагов рабочего класса. Последовали массовые аресты.
Ежов выполнил все, чего от него хотел Сталин. Вождь не остался в стороне и вознаградил своего сторонника: в 1936-м году Сталин приказал назначить Николая Ивановича наркомом внутренних дел.
Небольшой рост Ежова тоже сослужил ему хорошую службу. Дело в том, что Сталин выбирал себе сторонников, на которых можно было смотреть свысока. Согласно журналу записей посетителей, Николай Иванович приходил к вождю каждый день. Самым частым посетителем Сталина был Вячеслав Молотов.
Ходили слухи, что Ежов каждый день приносил к Сталину списки граждан, приговоренных к смерти. Сталин же просматривал список и ставил галочки лишь напротив фамилий тех, которых знал. Соответственно, на совести Ежова были десятки тысяч несчастных людей.
Ежова трудно было назвать эмпатичным человеком. Он не задумывался о судьбе тех, кого обрекает на смерть или длительное тюремное заключение. Иногда он сам наблюдал за расстрелом несчастных. Так было при казни Каменева и Зиновьева. После расстрела Ежов вынул из трупов пули, подписал их и хранил в ящике своего стола как своеобразные трофеи.
В 1937-м и в 1938-м годах начался Большой террор. Сталинские репрессии достигли апогея. Это время вошло в историю России как «ежовщина». Ежов с радостью отправлял на гибель сторонников Зиновьева, Каменева, Троцкого. Искоренял «социально-вредные элементы», уничтожал уголовников. Он постоянно устраивал жестокие допросы, лично принимал участие в пытках заключенных.
Николай Иванович был достаточно скрытным человеком. Окружающие старались не сходиться близко с Ежовым, зная его характер и полномочия. Николай не щадил никого, он с легкостью отправлял на верную смерть бывших друзей и родственников. Он приказал расстрелять даже своих бывших начальников, которые в свое время дали Ежову положительные рекомендации.
Если говорить о личной жизни Николая Ежова, то она была бурной. Мужчина обладал огромной властью и с удовольствием этим пользовался. Он устраивал оргии, в которых принимали участие как женщины, так и мужчины. Считается, что партийный деятель был бисексуалом. Бывшие собутыльники политика неоднократно оказывались «врагами народа».
У Ежова был неплохой голос, однако он не смог стать артистом из-за физического недостатка.
В личной жизни Ежова было несколько браков. Его первой супругой стала Антонина Титова. Второй женой политика стала Евгения. Вторая жена мужчины якобы закончила жизнь самоубийством после ареста Николая. Однако существует версия, что Ежов сам отравил жену, опасаясь, что будет обнародована связь Евгении с троцкистами.
У Николая Ивановича не было собственных детей. Вместе с женой он воспитывал приемную дочь по имени Наталья Хаютина. После смерти родителей девочку отправили в детский дом.
Судьба сыграла с Ежовым злую шутку: он повторил судьбу тысяч несчастных, которых отправил на гибель. На мужчину поступил донос, в котором указывалось, что Николай Иванович готовил государственный переворот. Ежов попросил об отставке. Интересно, что при этом Николай винил себя, что устранил недостаточное количество чекистов. Жертвами мужчины стали 14 тысяч несчастных.
Во время допроса Николая сильно избили. Он был арестован Лаврентием Берией и Георгием Маленковым. Впрочем, Ежов не признал свою вину. Мужчина заявил, что у него есть преступления, достойные расстрела, однако государственной измены в списке его прегрешений нет.
Зимой 1940-го года Николая приговорили к расстрелу. Перед исполнением приговора мужчина исполнил «Интернационал». Палач Петр Фролов вспоминал, что Ежов перед смертью расплакался.
В честь Ежова были названы села, города, улицы. О биографии Николая Ежова снимались документальные ленты. Правда, так было только до 1939 года.
Комментарии
Шляпа