Перикл

Перикл — биография


Перикл — древнегреческий государственный деятель, один из основателей афинской демократии, известный оратор и полководец.

Происхождение и родственные связи

Перикл происходил из древнейших родов Аттики, объединявших в себе как аристократическую, так и жреческую традиции. По отцовской линии он принадлежал к роду Бузигов — старинному жреческому клану, восходящему, по преданию, к спутнику Триптолема, героя мифов о земледелии. Эта семья, тесно связанная с царской династией Кодридов, проживала в деме Холарг — предместье Афин, что способствовало их активному участию в политической жизни полиса.

Среди предков Перикла выделялся Арифрон — вероятно, его прапрадед, который находился в близких отношениях с Писистратом, тираном Афин. Его дед, также по имени Арифрон, исполнял обязанности притана одной из афинских навкрарий — административно-военных округов.

Перикл

Материнская линия Перикла была ещё более знатной и влиятельной: его мать Агариста происходила из рода Алкмеонидов, которым приписывали как автохтонное, так и пилосское (от царей Нелеидов) происхождение. Её отцом был Гиппократ, брат знаменитого реформатора Клисфена. С этой стороны Перикл приходился потомком и тирана Сикиона Клисфена, и афинского правителя Гиппия, а значит — и правнуком Писистрата. Такое происхождение придавало будущему стратегу особый политический вес, но одновременно оставалось источником идеологической уязвимости: Алкмеонидов обвиняли в «религиозной нечистоте» из-за участия в расправе над сторонниками Килона — обвинение, которое его противники позднее активно использовали в борьбе против него.

У Ксантиппа и Агаристы, помимо Перикла, был ещё один сын — Арифрон, и дочь, чьё имя не сохранилось. Имя самого Перикла, означающее «окружённый славой», было редким и, по всей видимости, выбрано неслучайно: вероятно, оно отсылало к мифическому герою Периклимену, внуку Посейдона и предку Нелеидов. Тем самым родители стремились подчеркнуть древность и символическую значимость родословной.

Детство и юность

Перикл появился на свет около 494/493 года до н. э., в переломный и тревожный период для Афин: усиливалась угроза со стороны Персидской державы, а внутри города обострялись политические распри. Под удар в этот момент попали и Алкмеониды: в 486 году был изгнан Мегакл, дядя Перикла, а в 484-м — его отец Ксантипп, подвергшийся остракизму. Эти события сформировали у юного Перикла острое ощущение нестабильности власти и опасностей публичной карьеры — именно поэтому, как отмечал Плутарх, страх перед остракизмом преследовал его и в зрелые годы.

После изгнания отца семья Перикла сохранила и имущество, и гражданские права. Однако о самом детстве и раннем образовании будущего политика сохранилось мало данных. Известно лишь, что стандартное обучение афинских аристократов в тот период носило поверхностный характер. Позднейшие упоминания о его наставниках, таких как философ Зенон Элейский, музыкант Пифоклид или софист Дамон, скорее отражают интеллектуальные контакты зрелого Перикла, чем его юношеское обучение.

Перикл

Переломным моментом стал 480 год до н. э., когда Афины подверглись угрозе со стороны персов. Изгнанным гражданам было позволено вернуться, и Ксантипп, заняв пост военного стратега, сыграл важную роль в победе над персами при Микале (479 г. до н. э.), действуя в союзе со спартанцем Леотихидом II. Это сотрудничество переросло в проксению — взаимные узы гостеприимства, сохранявшиеся и у потомков, включая Перикла.

Юный Перикл стал свидетелем разрушения афинского акрополя, сражения при Саламине и последующего раскола между Афинами и Спартой. Эти драматические события, происходившие на его глазах, сформировали его политическое мировоззрение. Он усвоил стратегическую ценность укреплений и флота для безопасности Афин, а также осознал ненадёжность союзов с другими греческими полисами, особенно со Спартой.

Около 476–475 годов до н. э., достигнув совершеннолетия, Перикл прошёл обязательную военную подготовку: двухлетнюю эфебию. В этот период молодые афиняне обучались военному делу, участвовали в охране границ, изучали строевую подготовку и, завершив курс, приносили клятву верности полису. Этот опыт стал не только школой физического закаливания, но и важным этапом гражданского становления Перикла как члена афинского общества.

Политическое восхождение

Плутарх отмечал храбрость Перикла в сражениях, но не конкретизировал, о каких именно кампаниях идёт речь. Вероятно, он имел в виду участие Перикла в морских экспедициях афинского флота в 470-х — начале 460-х годов до н. э., когда Афины продолжали боевые действия против персов в Эгейском регионе. Эти конфликты были не столь масштабными, как греко-персидские войны 480-х годов, но для молодого аристократа они стали школой политической и военной зрелости.

Первое документированное упоминание имени Перикла относится к 473 или 472 году до н. э., когда он, исполняя литургию — общественную повинность богатых граждан — выступил хорегом на Великих Дионисиях. Он финансировал постановку тетралогии Эсхила, включавшей знаменитую трагедию «Персы» о победе при Саламине. Его постановка заняла первое место, что свидетельствует не только о вкусе и щедрости молодого гражданина, но и о его стремлении к общественному признанию. Возможно, эта литургия была частью традиции, унаследованной от отца, недавно скончавшегося Ксантиппа, также занимавшегося подобной деятельностью.

В политическом плане Перикл поначалу принадлежал к аристократическому лагерю, объединившему знатные семьи — Алкмеонидов, Филаидов и Кериков. Эта коалиция противопоставляла себя народной «партии» во главе с энергичным и харизматичным Фемистоклом. Характерным штрихом считается отсутствие упоминания Фемистокла в трагедии «Персы», поставленной Периклом, несмотря на то что битва при Саламине, в которой тот сыграл ключевую роль, была её центральной темой. Вероятно, это было отражением политических антипатий аристократической среды.

После остракизма Фемистокла (471/470 г. до н. э.) ведущим политиком в Афинах стал Кимон, представитель рода Филаидов. Перикл, по-видимому, примкнул к его окружению, предпочитая оставаться в тени. Однако положение начало меняться в 460-х годах до н. э., когда Перикл достиг 30-летнего возраста, получив полные гражданские права и возможность избираться в стратеги.

Становление лидера демократической партии

К началу 460-х годов политическое поле в Афинах оказалось почти пустым: умер Арестид, в изгнании находился Фемистокл, а Кимона удерживали вдали от города непрерывные военные экспедиции. В этих условиях перед Периклом открылась возможность проявить себя как самостоятельного политика. Его выбор в пользу демократии стал неожиданным: по происхождению, воспитанию и связям он был типичным представителем афинской аристократии. Плутарх прямо указывает, что Перикл выбрал народную партию вопреки своим природным склонностям — из страха быть заподозренным в стремлении к тирании и с целью создать противовес авторитету Кимона в среде знати.

Своё политическое влияние Перикл начал укреплять с выступлений в Народном собрании и судах, где быстро заработал репутацию блестящего оратора. Его речь отличалась возвышенным стилем, за что современники дали ему прозвище «Олимпиец». Он всё более открыто противопоставлял себя Кимону, сперва действуя сдержанно, но постепенно усиливая критику.

К 464/463 году до н. э. Перикл был избран стратегом — должность, совмещавшую военное командование с политическим авторитетом. Вместе с союзником Эфиальтом он возглавил морской поход в Восточное Средиземноморье, находившееся под контролем персов. Несмотря на то что экспедиция прошла без столкновений, её политическое значение было велико. Возможно, её целью было продемонстрировать персам мощь афинского флота или создать предлог для разрыва недавно заключённого мира, что могло бы ослабить Кимона, выступавшего за договор.

Вскоре Кимон оказался втянут в судебное разбирательство по обвинению во взяточничестве. Перикл вошёл в число его официальных обвинителей. По свидетельству Стесимброта, накануне суда к нему обратилась с просьбой о милосердии сестра Кимона — Эльпиника. Перикл, хотя и сделал язвительное замечание, в суде вёл себя умеренно, и в итоге Кимона оправдали. Однако его позиции пошатнулись, а в 461 году до н. э. он был остракирован.

Реформа Ареопага и политическая победа демократии

На фоне ослабления аристократической фракции демократы усилили свои действия. Под руководством Эфиальта, а возможно, и самого Перикла, была проведена радикальная реформа, ограничившая власть Ареопага — консервативного органа, состоявшего из бывших архонтов и являвшегося оплотом аристократии. По античным источникам, Эфиальт либо полностью лишил Ареопаг его политических полномочий (Диодор, Плутарх), либо только сократил их, оставив за ним уголовную юрисдикцию (Аристотель, Филохор).

Перикл

В результате этой реформы Ареопаг утратил функции надзора за исполнением законов, право инициировать исангелии (обвинения в угрозе государству), проводить докимасии (оценку кандидатов на должности) и проверять отчёты магистратов. Эти полномочия были перераспределены между Народным собранием, Советом пятисот и народными судами. Демос, таким образом, получил решающее влияние на политический процесс.

Реформа Ареопага ознаменовала собой формирование классической афинской демократии. Именно с этого момента историки фиксируют начало «Периклова века» — эпохи высшего расцвета Афин, их культурного, политического и военного могущества.

Однако успех демократов был омрачён убийством Эфиальта вскоре после реформ. Подробности этого преступления остаются неизвестными, и некоторые античные авторы (например, Идоменей из Лампсака) подозревали в его организации самого Перикла. Тем не менее большинство исследователей считают подобные обвинения спекуляциями. Согласно более реалистичной трактовке, Перикл сознательно отдал лавры реформаторства Эфиальту, чтобы тот принял на себя потенциальную негативную реакцию граждан. Когда это произошло — и Эфиальт был устранён — Перикл оказался в роли единственного вождя народной партии.

Экспансия, реформы и апогей власти

Во внешнеполитической сфере Перикл проявлял твёрдую ориентацию на расширение влияния Афин и укрепление их как военно-морской державы. В период Малой Пелопоннесской войны (460–445 гг. до н. э.) он принимал участие в ряде военных кампаний, однако в первые годы оставался в тени более опытных полководцев — Миронида, Толмида и Леократа. Тем не менее в 457 году до н. э. Перикл отличился при Танагре: согласно Плутарху, он сражался с особым мужеством. Этот бой стал не только испытанием его храбрости, но и поводом для важного политического жеста — вскоре Перикл поддержал закон о возвращении Кимона из изгнания, демонстрируя гибкость и внимательное отношение к общественным настроениям.

Затем последовал поход в Западную Грецию (455–453 гг. до н. э.), в ходе которого Перикл совершил рейды против Сикиона, Ахеи и Акарнании, хотя был вынужден отказаться от более длительной осады из-за кризиса в Египте. Его вмешательство в дела Дельф стало актом символического утверждения гегемонии Афин: победив спартанскую экспедицию, он восстановил власть фокидян над оракулом — важнейшим религиозным центром Эллады.

Однако не все кампании Перикла были успешны. Его предупреждение против похода на восставшую Беотию в 447 году до н. э. оказалось пророческим: армия Толмида была разбита при Коронее, и Афины потеряли контроль над регионом. За этим последовало восстание в Эвбее, а также мятеж Мегары, переросший в угрозу вторжения со стороны Спарты. Перикл предпочёл избегать прямой конфронтации и, по мнению ряда источников, вступил в переговоры, приведшие к Тридцатилетнему миру. Хотя по его условиям Афины уступили ряд позиций на материке, договор обеспечил им безопасность и юридическое признание их морской гегемонии — что в контексте уязвимости сухопутных рубежей было выдающимся дипломатическим достижением.

Углубление демократии и укрепление морской державы

Внутри государства Перикл продолжил курс на углубление демократии. Его реформы кардинально трансформировали политическую структуру Афин. Он ввёл оплату за участие в суде и других государственных органах, тем самым устранив экономические барьеры для бедных граждан и снизил влияние аристократии на управление. Изменения в порядке избрания магистратов и судей сделали политическую систему более прозрачной и недоступной для родовых элит. Нововведения типа «судей по демам» приблизили правосудие к отдалённым уголкам Аттики, одновременно ослабив власть местных знати.

Перикл

Ключевой реформой стал закон о гражданстве (451/450 г. до н. э.), ограничивший право считаться афинянином лицами, имевшими обоих родителей — граждан. Эта мера закрыла доступ к политическим правам для потомков смешанных браков, которые были нередки среди элиты. Таким образом, демос получил монополию на участие в управлении полисом.

В то же время, Перикл обеспечил экономическую базу для демократии. В 454 году до н. э. он инициировал перенос союзной казны из Делоса в Афины под предлогом внешней угрозы со стороны персов. Это решение фактически превратило союз в афинскую империю, а взносы союзников — в дань. Теперь ресурсы морского союза поступали в афинскую казну и использовались, в частности, для выплат гражданам, найма рабочих, финансирования строительства и флота.

Программа строительства и символика власти

После заключения Каллиева мира (449 г. до н. э.), Перикл приступил к грандиозной программе реконструкции Акрополя. Он предложил созвать общегреческий конгресс, чтобы обсудить восстановление храмов, разрушенных во время персидского вторжения, но встреча не состоялась из-за отказа Спарты. Это позволило Афинам начать восстановление без оглядки на других.

Под руководством Перикла и при участии Фидия и других мастеров, были воздвигнуты культовые сооружения, ставшие вершиной классической архитектуры: Парфенон, Пропилеи, храм Ники Аптерос, статуи Афины Промахос и Афины Парфенос. Эти проекты не только возвеличили богиню-покровительницу города, но и превратили Афины в религиозную и культурную столицу Эллады. Строительство стало источником занятости для бедноты и укрепило популярность Перикла как защитника демоса.

Победа над Фукидидом и апогей власти

После смерти Кимона политическим оппонентом Перикла стал Фукидид, представитель аристократической партии. Он организовал оппозицию, критиковал Перикла за расточительность и злоупотребление средствами морского союза. В этот период Перикл резко изменил стиль жизни: он отстранился от частных контактов, отдалился от семьи и знакомых, позиционируя себя как фигуру исключительно публичную и неподкупную.

Конфликт достиг апогея в 444/443 году до н. э., когда состоялась остракофория, инициированная, как полагают, Периклом. Несмотря на риск быть изгнанным самому, он решился на голосование, которое привело к удалению Фукидида. Это стало решающей победой: с тех пор Перикл удерживал фактическое единовластие, ежегодно переизбираясь стратегом в течение не менее 15 лет, вплоть до начала Пелопоннесской войны.

Конфликт с Самосом

В 441 году до н. э. Перикл оказался в центре серьёзного кризиса в пределах Афинского морского союза — началась Самосская война. Формальным поводом для вмешательства Афин стал конфликт между двумя союзными полисами — Милетом и Самосом. Милет, потерпевший поражение, запросил поддержки у Афин. Последние увидели в этом возможность подчинить Самос, который сохранял широкую автономию, имел сильный флот, не платил форос и вёл независимую внешнюю политику.

По сообщению Плутарха, одним из факторов, повлиявших на решение Афин, могла стать возлюбленная Перикла — Аспасия, уроженка Милета. Она якобы уговаривала его вмешаться в интересах родного города, что, правда, современные исследователи считают маловероятным.

Перикл

Первая экспедиция под командованием Перикла закончилась быстро и успешно: без боя заняв Самос, он установил там демократию, отправил заложников на Лемнос и наложил контрибуцию. Однако уже вскоре свергнутые олигархи при поддержке сатрапа Лидии Писсуфна и большинства населения возвратились, восстановили власть и начали переговоры с Византием и, возможно, с Митиленой. Угроза масштабного антиафинского восстания вынудила Перикла действовать решительно: он возглавил второй, уже гораздо более серьёзный поход.

После морской победы Перикл осадил Самос. Однако, получив известие о приближении персидского флота, он временно покинул лагерь, чтобы перехватить врага на дальних подступах. Самосцы воспользовались этим и прорвали блокаду. Хотя критики упрекали Перикла в ошибке, большинство историков считают его действия стратегически обоснованными: угроза вмешательства Персии была реальной и могла стать катализатором распада союза.

Вернувшись, Перикл продолжил осаду, которая длилась девять месяцев. Афиняне использовали осадные машины (по одной версии, сконструированные Артемоном из Клазомен), но сам факт их применения в это время остаётся предметом споров. В начале 439 года до н. э. Самос был принуждён к капитуляции. Город утратил флот и укрепления, заплатил контрибуцию, а часть земли была конфискована. Жестокости, приписываемые Периклу самосскими авторами (клеймение пленных, казнь полководцев), современная наука оценивает как маловероятные.

После победы Перикл произнёс надгробную речь в честь павших, где сравнил погибших с богами, за что был иронично раскритикован Эльпиникой — сестрой Кимона. Однако в глазах демоса победа над Самосом закрепила авторитет Перикла как вождя, способного подавить мятеж, восстановить контроль и действовать в интересах союзной империи. Сам Перикл, согласно Иону Хиосскому, считал эту кампанию даже более значимой, чем Троянская война: «Агамемнон за десять лет взял варварский город, а я за девять месяцев покорил сильнейших из ионийцев».

Понтийская экспедиция и афинская торговая экспансия

Одним из важнейших направлений внешней политики Перикла была борьба за контроль над торговыми маршрутами, особенно зерновыми. После утраты Египта и провала колонизации в Великой Греции (Фурии), особую роль приобрело Причерноморье, где находился ключевой экспортёр хлеба — Боспорское царство.

Плутарх — единственный античный автор, сообщивший о «понтийском походе» Перикла, но большинство современных историков признают его историчность. Экспедиция, предположительно состоявшаяся в 437 или 436 году до н. э., имела важное стратегическое значение. Перикл лично возглавил флот, который посетил города Малой Азии (Синопу, Амис), основал там клерухии, а также, возможно, заключил союзы с рядом полисов на берегах Чёрного моря — Ольвией, Аполлонией, Пантикапеем.

Судя по разным версиям маршрута, экспедиция могла охватывать как западное и южное, так и восточное побережье Понта. В ряде городов, вероятно, были учреждены клерухии или апойкии, обеспечившие Афинам военное и экономическое присутствие в регионе. Таким образом, Афинский морской союз расширился до границ Чёрного моря, а Эгейское море окончательно стало его «внутренним морем». Это укрепило возможности Афин по снабжению продовольствием и упрочило их статус как доминирующей силы в восточном Средиземноморье.

Начало Пелопоннесской войны

С началом Пелопоннесской войны в 431 году до н. э. Перикл стал архитектором новой стратегии, призванной минимизировать ущерб и сохранить долгосрочное доминирование Афин. Согласно Фукидиду, он настаивал на отказе от открытых сражений с превосходящей по численности сухопутной армией Спарты. Весь план строился на трёх опорах: защита за Длинными стенами, морское превосходство и ослабление противника затяжным конфликтом. В его основе лежала рациональная оценка потенциала Афин как морской державы: благодаря флоту и союзной системе Афины могли снабжаться ресурсами, сохранять торговлю и осуществлять рейды по побережью Пелопоннеса.

Спартанцы же делали ставку на традиционную тактику — разорение Аттики. Они полагали, что это вынудит афинян либо выйти на поле боя, либо капитулировать. Летом 431 года армия Пелопоннесского союза под командованием царя Архидама II впервые вторглась в Аттику. Несмотря на призывы к сопротивлению, афинские гоплиты не покидали укреплений. Перикл оставил за пределами города только лёгкую конницу, которая затрудняла передвижение врага, но не вступала в прямые столкновения.

Решение Перикла укрыть в пределах Афин всё сельское население стало политически и психологически рискованным. Жители наблюдали с городских стен, как сгорают их дома, поля, оливы и виноградники. Это вызывало не только боль и страх, но и нарастающее недовольство. Народ начал сомневаться в правильности стратегического курса. Чтобы предотвратить необдуманные решения, Перикл затягивал созывы Народного собрания. Однако его оппоненты, особенно демагог Клеон, воспользовались ситуацией: Перикла стали обвинять в трусости, некомпетентности и даже измене. Подозрения усиливались тем, что спартанский царь Архидам был официальным проксеном Перикла, а его имения при вторжении врага оставались нетронутыми. Чтобы пресечь спекуляции, Перикл отказался от своих загородных владений ещё до начала войны или передал их в собственность государства.

В 430 году до н. э. события приняли трагический оборот: в осаждённых и перенаселённых Афинах началась эпидемия, известная как «Афинская чума». Болезнь стремительно распространилась в условиях антисанитарии и скученности. По оценкам современных исследователей, погибло до четверти населения. Виновником бедствия вновь сделали Перикла — теперь его обвиняли не только в пассивности, но и в гибели тысяч сограждан. По словам Плутарха, народ считал, что он «запер их, как скот, в городские стены, обрёк на тесноту, духоту и смерть».

Критика обострилась настолько, что Перикл был досрочно отстранён от должности стратега, привлечён к суду и оштрафован. Сумма взыскания, согласно разным источникам, варьировалась от 15 до 50 талантов — колоссальные по тем временам деньги. Демократия, которую Перикл строил и направлял годами, начала превращаться в хаотическую и легко манипулируемую толпу, ведомую демагогами. Он сам оказался вне власти, лишённый влияния и поддержки. Несмотря на это, политический курс, заложенный им, продолжал оставаться основой внешней политики Афин: морская экспансия и экономический контроль над союзом сохранялись как приоритеты.

Следующим этапом биографии Перикла станет его возвращение к власти, последние реформы, смерть и посмертное наследие. Я продолжу в следующей итерации.

Личная жизнь

Первая жена Перикла происходила из того же знатного рода Алкмеонидов, что и он сам. Её имя античные источники не сохранили; в художественной литературе Нового времени её иногда называют Телезиппой, но это имя вымышленное. По происхождению она была дочерью Мегакла и Кесиры, а значит — двоюродной сестрой Перикла, а также родной сестрой Диномахи, будущей матери Алкивиада. Согласно Плутарху, до брака с Периклом она была супругой Гиппоника, представителя рода Кериков, от которого родила сына Каллия — в будущем одного из самых богатых и влиятельных граждан Афин. Однако возможен и обратный порядок браков: некоторые учёные считают, что сначала она была женой Перикла, а затем Гиппоника.

В браке с Периклом у неё родились двое сыновей — Ксантипп и Парал. Их даты рождения точно не установлены, но предполагается, что они родились не ранее середины V века до н. э. Совместная жизнь супругов завершилась разводом. По сообщению Плутарха, он был оформлен по обоюдному согласию, без скандалов. Перикл якобы сам нашёл бывшей жене нового мужа. В то же время философ Гераклид Понтийский утверждал, что Перикл прогнал жену из дома ради Аспасии. Некоторые исследователи усматривают в этом шаге и политический подтекст: возможно, Перикл стремился дистанцироваться от Алкмеонидов, чья репутация была омрачена давним обвинением в «осквернении» после Килоновского заговора.

Связь с Аспасией

После развода Перикл сошёлся с Аспасией — образованной метэкой из Милета, принадлежавшей к классу гетер. Они начали жить вместе примерно в 440-х годах до н. э., однако официальным браком этот союз не был: современные учёные говорят скорее о конкубинате (др.-греч. παλλακή). Аспасия не имела статуса гражданки, но, по мнению античных авторов, играла заметную роль в жизни и, возможно, в политике Перикла. Одни считали, что он был очарован её умом, другие утверждали, что привязанность носила исключительно романтический характер. Некоторые современные историки видят в их связи рациональный союз, в котором каждая сторона извлекала политические и социальные выгоды.

От этого союза родился сын — Перикл Младший, вероятно, между 450 и 445 годами до н. э. Он не имел прав афинского гражданина, пока его отец не потерял обоих законных сыновей. Только в этот момент, оставшись без наследников, Перикл обратился к Народному собранию с просьбой признать своего сына от метэки полноправным гражданином — и получил одобрение. Возможно, это решение впоследствии стало прецедентом для смягчения закона о гражданстве.

После смерти Перикла Аспасия вышла замуж за торговца скотом по имени Лисикл, с которым имела сына. Этот факт стал поводом для последующих обвинений в том, что её влияние на «первого гражданина» было корыстным и политически мотивированным. В сатирической традиции Аспасии приписывали участие в развязывании Самосской и Пелопоннесской войн, изображая её почти карикатурной кукловодшей, манипулирующей афинской политикой.

Конфликт с сыном Ксантиппом

Ксантипп, старший сын Перикла, вступил в брак с дочерью Тисандра, а его племянником стал знаменитый оратор Андокид. Однако отношения между Ксантиппом и его отцом испортились. Перикл придерживался строгого образа жизни, и в доме соблюдались жёсткие правила, которые поддерживались его слугой Эвангелом. Ксантипп, склонный к расточительности, страдал от недостатка средств, и в один из дней взял деньги у знакомого отца, представившись его порученцем. Когда об этом стало известно, Перикл подал на сына в суд.

Обострение конфликта привело к открытой вражде: Ксантипп начал высмеивать отца, его философские беседы, распространял о нём слухи. Несмотря на это, смерть сына во время эпидемии в 430 или 429 году до н. э. стала для Перикла тяжёлым потрясением. За Ксантиппом вскоре последовал и Парал. Античные авторы сходятся во мнении, что ни один из сыновей Перикла от законной супруги не был выдающимся человеком. Аристотель и Платон указывают на их глупость и посредственность как на пример вырождения аристократических родов.

Сын Перикла от Аспасии, получивший гражданство только по особому постановлению, стал впоследствии важной фигурой афинской политики. В 406 году до н. э. он занимал пост стратега и одержал победу в морской битве при Аргинусских островах. Однако трагическая небрежность — неспособность собрать тела погибших — привела к судебному процессу. Перикл Младший, вместе с другими стратегами, был казнён, что стало печальным эпилогом династии.

Начиная с 447 года до н. э., в доме Перикла воспитывался Алкивиад — сын его двоюродной племянницы и будущий великий авантюрист и стратег. Он отличался необычайным интеллектом, обаянием и честолюбием. Отношения между ним и Периклом были натянутыми. По рассказу Плутарха, юный Алкивиад ревниво относился к авторитету своего опекуна и мечтал не столько продолжить его путь, сколько превзойти. Однажды, услышав, что Перикл готовит отчёт перед Народным собранием, Алкивиад язвительно заметил: «Лучше бы ему подумать о том, как вообще не давать отчётов». Эта фраза предвосхищает политический стиль Алкивиада, более склонный к личной власти, чем к публичной отчётности и коллективному управлению.

Последние годы и смерть

После потери власти Перикл пережил череду тяжелейших личных трагедий, усугубивших его политическое поражение. По свидетельству Плутарха, эпидемия унёсла его сестру, многих родственников и близких друзей. В разгар «Афинской чумы» умер и его старший сын Ксантипп, с которым у Перикла, по преданию, были напряжённые отношения. Однако, несмотря на былой разлад, эта смерть нанесла тяжёлый удар престарелому политику.

Спустя всего восемь дней Перикл потерял и второго сына — Парала. На его похоронах, по словам Фукидидовского Плутарха, Перикл не сдержал слёз — случай, беспрецедентный в его жизни. Альтернативная версия, приводимая Псевдо-Плутархом, гласит, что он встретил это горе с присущей стойкостью и тем самым вновь заслужил уважение сограждан.

Единственным оставшимся сыном у Перикла был ребёнок, рождённый от его сожительницы Аспасии — метэки из Милета. Согласно закону, инициированному самим Периклом в 451 году до н. э., гражданство Афин предоставлялось только тем, у кого оба родителя были афинянами. Это означало, что Перикл Младший считался незаконнорождённым и не имел гражданских прав. Вынужденный искать решение, Перикл обратился к демосу с просьбой сделать исключение для его сына — и народ удовлетворил её. По мнению историка Э. Каравана, это было не только частное прошение, но и шаг к смягчению закона: возможно, было разрешено признавать детей от смешанных браков гражданами при отсутствии законных наследников.

Несмотря на утрату популярности, в 429 году до н. э. Перикл вновь был избран стратегом. Это возвращение стало, скорее всего, символическим актом примирения: демос, потрясённый масштабом эпидемии и осознавший, что его лидер не был виновником всех бед, продемонстрировал ему жест великодушия. Однако этот возврат к власти оказался кратким и уже не имел реального политического значения.

Вскоре Перикл тяжело заболел. Плутарх, описывая его состояние, пишет, что болезнь «не носила острого характера», была «медленной, затяжной» и истощала его как физически, так и морально. Некоторые исследователи полагают, что речь шла не о повторном заражении «Афинской чумой», а об общем старческом упадке организма, усиленном чередой потрясений. На фоне гибели близких, политического краха и болезни Перикл встретил свой конец в одиночестве и без былого влияния.

Он умер в том же году — 429 до н. э. На момент смерти в городе продолжалась эпидемия, население страдало от перенаселения и страха, а демос был дезориентирован. Таким образом, Перикл не дожил до следующего этапа войны и не увидел окончательной трансформации демократии, которую сам некогда формировал.

Перикл был похоронен в Керамике — официальном некрополе Афин, расположенном у дороги в Академию. Здесь покоились воины, павшие в бою за родину, за исключением героев Марафона, которым было отведено отдельное место. Позднее в этом же месте были захоронены и другие выдающиеся деятели: Хармий, Фрасибул, Формион. Смерть Перикла ознаменовала завершение целой эпохи — эпохи, в течение которой Афины поднялись до вершин могущества и культурного величия.

Образ Перикла в культуре

Уже при жизни Перикл стал постоянным объектом внимания аттической комедии — жанра, ориентированного на злободневную сатиру и критику влиятельных фигур. Его внешность, особенно продолговатая форма черепа, вызывала многочисленные насмешки: его называли «лукоголовым» и «головоносцем», что стало устойчивыми эпитетами в театральной традиции. Согласно Плутарху, художники почти всегда изображали Перикла в коринфском шлеме, якобы для того, чтобы скрыть эту «недостаточную» особенность.

Перикл

Однако гораздо важнее были упрёки в тирании и злоупотреблении властью. Его сравнивали с Писистратом, называли «новым тираном», указывали на засилье чужестранцев в его окружении. Кратин, Телеклид и Гермипп в своих пьесах обвиняли Перикла в подкупах, в развязывании войн, в высокомерии. Образ «Перикла-Зевса», управляющего народом с Олимпа, сменился образом «Перикла-Диониса», царя сатиров — пародийного властителя, живущего прихотями. Подобные инвективы стали важным элементом формирования массового восприятия Перикла.

Аристофан, несмотря на сатирическую интонацию, относился к «первому гражданину» с большим уважением, чем к позднейшим демагогам. Тем не менее и он упрекал Перикла в развязывании Пелопоннесской войны: в «Ахарнянах» и «Мире» ответственность за конфликт перекладывается на Перикла и Аспасию, подменяя политическую подоплёку семейно-бытовыми мотивами. Комедия, гиперболизируя, тем не менее отражала реальные общественные настроения и страхи: демос стремился найти удобного виновника происходящего.

Античные историки, в зависимости от личных и политических позиций, создавали диаметрально противоположные образы Перикла. Геродот упоминает его лишь однажды — в контексте сна его матери Агаристы о рождении льва. Это знамение можно трактовать двояко: как предвестие величия, но и как скрытую угрозу.

Более резко высказывались Стесимброт и Ион Хиосский. Первый сделал из Перикла фигуру почти демоническую: под маской добродетели скрывался жестокий манипулятор, возбуждающий войны, унижающий союзников и преследующий оппонентов. Этот же образ транслировался в ряде комедий и бытовал в устной традиции.

Принципиально иным был взгляд Фукидида. Участник войны, современник и сторонник Перикла, он видел в нём не просто мудрого политика, но государственного деятеля с идеальным соотношением рассудительности, проницательности и неподкупности. По его версии, Афины достигли вершины могущества именно при Перикле, и поражение в войне стало возможным лишь потому, что преемники не смогли поддерживать тот же курс. Фукидид подчёркивает, что Перикл управлял не потакая народу, а ведя его, направляя и сдерживая. Он не давал волю толпе, но умел и унять отчаяние, и охладить излишнюю дерзость.

Диаметрально иной была позиция философов IV века до н. э. Платон, с одной стороны, признавал исключительное красноречие Перикла, с другой — обвинял его в разложении народа. Устами своих персонажей он упрекал его в неумении создать прочную государственность: Перикл якобы сделал граждан «дикими и несправедливыми». Аристотель проявил к нему меньший интерес, ограничившись кратким упоминанием в «Афинской политии». В целом, философская традиция видела в Перикле скорее выдающегося оратора, чем политика с прочной стратегической программой.

Ключевую роль в закреплении позитивного образа Перикла сыграл Плутарх. В его «Сравнительных жизнеописаниях» биография «первого гражданина» оказалась рядом с жизнеописанием римского полководца Фабия Максима, что подчеркивало их общие добродетели: выдержку, мягкость, терпимость к народному недовольству. Плутарх, следуя за Фукидидом, восхвалял Перикла не только как политика и стратега, но и как покровителя наук и искусств, инициатора строительства Парфенона, собирателя интеллектуальной элиты своего времени.

С его подачи и при участии комментаторов эпохи Возрождения образ Перикла стал неотъемлемой частью канона великих государственных деятелей античности.

В изобразительном искусстве и кино

Скульптурный портрет Перикла стал иконографическим типом: изображение с коринфским шлемом закрепилось в римских копиях и стало символом стратегической власти. Надписи приписывают авторство статуи Кресилаю. Сохранившиеся копии головы Перикла — в Британском музее и Ватикане — изображают его с глубоким взглядом, крупным носом и открытым лбом. Он предстает как идеальный стратег, воплощение классической умеренности и дисциплины. Согласно Плутарху, шлем скрывал его «нелепую» форму головы, но, возможно, это лишь художественное преувеличение, а ношение шлема было частью иконографического канона для стратегов.

Перикл изображён и на щите Фидия в сцене амазономахии — в полном вооружении, символизируя лидера и защитника полиса.

В историографии Нового и Новейшего времени

С конца XVIII века понятие «век Перикла» прочно вошло в научный и культурный обиход благодаря И. Й. Винкельману. Этот термин стал обозначать золотую эпоху искусства, науки и политики Древней Греции. Перикл воспринимался как символ классической гармонии, рационального государственного устройства и политической мощи.

Либеральная традиция видела в нём первопроходца демократической модели, человека, впервые сформулировавшего её принципы в виде идеологии. Тоталитарные режимы (например, нацисты) интерпретировали его образ иначе — как харизматичного лидера, превратившего демократию в инструмент авторитарной власти. Советская историография, в свою очередь, описывала Перикла как выразителя интересов демоса и борца с аристократией.

В то же время в XX веке начинается демифологизация Перикла. Некоторые учёные сомневаются в реальных масштабах его заслуг и подчеркивают, что чаще всего восхищение относится к эпохе в целом, а не к одному человеку. Периклу приписывают эгоизм, мстительность, политический расчёт и желание сохранить власть любой ценой. Появляются версии, согласно которым даже взгляд Фукидида на Перикла — идеализирован, и написание «Истории» могло отражать меняющиеся взгляды самого автора.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Перикл?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя