Петр Чаадаев — биография


Чаадаев Петр Яковлевич – известный публицист и философ русского происхождения. Его главный труд «Философические письма» вызвал резкую критику со стороны властей, а сам автор был назван сумасшедшим.

Детство и юность

Имя известного русского философа в свое время связывали с нравственными идеалами эпохи, но уже после того, как был опубликован его главный труд, руководство страны прозвало его «государственным сумасшедшим». А все из-за того, что его мысли и высказывания не совпадали с идеалами царского строя. Биография этого ученого мужа стала основой для создания в литературе таких героев как Александр Чацкий, Евгений Онегин, Пьер Безухов и князь Мышкин. Однако в отличие от этих персонажей Петр Чаадаев предпочитал жить далеко от людей и скончался, будучи совершенно одиноким.

Петр Яковлевич родился в Москве 27 мая 1794 года. Его отцом был Яков Петрович, который занимал должность советника в Нижегородской уголовной палате, в то время как мама Наталья Михайловна, была княжной из рода Щербатовых. В семье кроме Петра так же воспитывался его старший брат Михаил. Мальчики остались сиротами, так как оба родителя рано скончались. Их воспитанием с 1797 года стала заниматься Анна Щербатова, тетка по материнской линии и родная сестра Натальи Михайловны.

Петр Чаадаев в молодости

Получив в домашних условиях достойное воспитание и образование, в 1808 году Петр решил продолжить его в Московском университете. Среди его учителей был такой выдающийся педагог как Федор Баузе. Он читал лекции по истории права и стал известен благодаря исследовательской работе над рукописью Священного Писания Христиан-Фридриха Маттеи. Иоганн Буле, философ и ученый называл Чаадаева в числе своих любимых учеников. Будучи студентом, Петр стал интересоваться модными течениями, в связи с чем мемуарист Михаил Жихарев в одном из своих трудов написал следующее о своем современнике: «Петр, имея отличный вкус и чувство стиля, возвел искусство одеваться в целый исторический культ».

Современники философа отмечали его отличные способности в танцах, умение вести разговор и поддерживать любую тему, что неизменно привлекало внимание противоположного пола. Женская сторона общества искала его общества и старалась оказаться подле него на любом светском мероприятии, что в итоге сделало Чаадаева «себялюбивым и жесткосердечным».

Общественная деятельность и военная служба

В 1812 году началась отечественная война, которая застала братьев Чаадаевых в обществе математиков Москвы. Оба молодых человека не раздумывая пошли служить в лейб-гвардию Семеновского полка, имея чины подпрапорщиков. После Бородинского сражения, Петра Чаадаева за его мужество наградили званием прапорщика и орденом святой Анны. Позже ему был вручен Кульмский крест за участие в штыковой атаке в рамках сражения, которое состоялось под Кульмом. Был философ и в битве под Малоярославцем, которое историки позже назовут Тарутинским маневром.

Петр Чаадаев

В 1813 году Петра Яковлевича по его просьбе перевели в гусарский полк в Ахтырск. Декабрист и его современник Сергей Муравьев-Апостол поступок философа назвал «желанием покрасоваться в мундире гусара». Спустя еще три года Чаадаев продолжил свою службу в лейб-гвардии Гусарского полка, будучи уже в звании поручика. Еще через год его повысили до должности адъютанта Иллариона Васильчикова, будущего генерала русской армии.

В то время полк гусар был размещен в Царском селе. Именно в этом месте и произошла знаменательная встреча двух знаменитых людей той эпохи, Александра Сергеевича Пушкина и Петра Яковлевича Чаадаева. Их знакомство состоялось в доме Николая Карамзина, который впоследствии напишет о ней в своих трудах. Пушкин же впечатленный знакомством и дружбой посвятит ему несколько стихотворений, которые мир узнает под названиями «К портрету Чаадаева», «В стране, где я забыл тревоги прежних лет» и «К чему холодные сомненья». Сам же философ при встрече и в письмах к Пушкину, заставлял поэта размышлять на самые разные темы, включая философские.

Илларион Васильчиков поручал своему адъютанту разные дела, включая написание доклада Александру I, в котором говорилось о бунте гусарского полка. В 1821 году в биографии Чаадаева произошла встреча с императором, после которой перспективный молодой военный подал рапорт об отставке. Общественность была шокирована неожиданными новостями, вследствие чего появилось огромное количество домыслов и легенд о причине этого поступка.

Если верить официальным документам, то Петр Яковлевич решил покинуть должность из-за того, что не смог наблюдать за наказанием своих товарищей, участвовавших в бунте. По другим версиям философ не хотел больше писать доклады, которые лично для него были доносами на товарищей и однополчан. Среди разнообразия версий от современников философа была и такая, что Чаадаев пришел на встречу к правителю с опозданием, так как не мог определиться с нарядом. Предполагали так же, что Петр Яковлевич мог сказать императору что-то такое, что противоречило идеям существования царской России.

После того, как великий мыслитель ушел с военной службы в его жизни начался духовный кризис, затянувшийся на довольно долгое время. В 1923 году мужчина, имея ряд проблем по здоровью, отправился в Европу, чтобы это исправить. Откуда он уже не планировал возвращаться на родину. В ходе поездки Чаадаев с удовольствием обновлял личную библиотеку, в которой все становилось все больше духовной литературы. Как отмечали впоследствии историки и исследователи, Петра больше всего привлекали те книги, в которых тесно переплетались духовность и наука.

Спустя три года странствий здоровье философа стало ухудшаться, и он все же решился на возвращение на родину. Его арестовали сразу же по возвращении, обвинив в причастности к восстанию, которое произошло годом ранее в декабре. Позже философ написал расписку о том, что не состоит в тайных обществах. Впрочем, и так было понятно, что информация была клеветой.

Еще до отъезда в Европу Петр Чаадаев был членом Петербургской Ложи Соединенных друзей, где смог достичь сана «мастера». Однако мыслитель остаточно быстро понял, что идеи этого общества его не вдохновляют, а потому в 1921 году оставил соратников. В тот же период он стал участником Серебряного общества и выступил против декабристов, которые при помощи оружия пытались изменить ход развития страны, тем самым вернув Россию в ее развитии назад на полвека.

Творчество и философия

После возвращения из путешествия мыслитель стал жить недалеко от Москвы. К слову сказать, среди его соседей была и Екатерина Панова, с которой Чаадаев поддерживал дружеские отношения. Мужчина и женщина по большей части обсуждали веру и религию. Екатерина «металась» в своих духовных мыслях и ответом на их переписку стали «Философические письма», которые автор написал в 1929-1931 годах.

Этот труд был создан в эпистолярном жанре и вызвал острое негодование со стороны религиозных деятелей и политиков. За мысли, которые были высказаны в этом философском труде автор и его подруга были признаны Александром I сумасшедшими. И если за Чаадаевым всего лишь был установлен врачебный контроль, то девушку сразу же поместили в психиатрическую больницу.

Ели говорить о причинах столь резких и негативных отзывов на «Философические письма», то здесь нужно понимать, что автор в своих опубликованных мыслях развенчивал православный культ в стране. При этом он утверждал, что религия в России, в отличие от той же европейской, порабощает народ, в то время как западное христианство освобождает. Значительно позже Александр Герцен, в своих трудах называл идеи Чаадаева «революционным католицизмом».

В 1836 году в одном из выпусков периодического издания «Телескоп» опубликовали первое «письмо» из восьми, за что редактора сослали на каторгу, а сам журнал прикрыли. На протяжении года Петр Яковлевич каждый день, должен был проходить медицинское освидетельствование, чтобы раз за разом оказывать свое полное умственное благосостояние. Надзор с философа сняли, только при условии, что он больше ничего не будет писать.

Обещание было нарушено буквально в тот же год, когда Чаадаев написал «Апологию сумасшедшего». Эта работа впервые была опубликована уже значительно позже после смерти автора. В книге раскрывалась тайна отсталости в развитии народа, а так же отвечала на обвинения в отсутствии патриотизма.

По мнению Чаадаева Россия в силу своего расположения постоянно чувствует на себе влияние Запада и Востока, при этом не поддается ни одному из них. На самом деле нация стремиться взять от «соседей» все лучшее, но при этом не хочет быть последовательницей ни одной из сторон. По этой причине и происходит деградация целого общества.

Петр I наверное был единственным из русских правителей, о ком мыслитель отзывался с уважением, так как именно он смог вернуть стране ее былую мощь и величие введя в культуру элементы позаимствованные у европейцев. Как рассказывают исследователи, Чадаев был ярким представителем западников, однако и славянофилы уважали этого мыслителя.

Личная жизнь

Недоброжелатели и завистники называли Петра Яковлевича «дамским философом», а все потому, что мужчина в действительности притягивал взгляды окружающих женщин. Казалось, что ему не составляет труда влюбить в себя, даже жен, верных супругам, и при этом даже не заметить сей факт. Если же говорить о его личной жизни, то здесь не сложилось.

За всю жизнь Чаадаев влюблялся трижды. Первой его любовью стала Екатерина Панова, та самая, которой мыслитель писал свои «Философические письма». При этом девушка, даже выйдя из лечебницы, никогда не винила Петра в случившемся несчастье, а ведь именно она оказалась пострадавшей от мужского честолюбия стороной. Девушка на протяжении многих лет искала встречи с любимым, но так и умерла в одиночестве, не дождавшись от него ни одной строчки.

Петр Чаадаев

Многим известно, что именно Чаадаев стал прототипом для создания такого литературного героя как Евгений Онегин. При этом образ Татьяны Лариной, был «списан» Александром Пушкиным со второй возлюбленной философа Авдотьи Норовой. Женщина без памяти любила Петра, и даже когда у него не осталось денег, предложила ему присматривать за его домом абсолютно бесплатно. Мужчина не проникся добротой и заботой и в скором времени переехал к Левашовым в Москву. Авдотья, имея слабое здоровье и переживая отъезд возлюбленного, умерла в возрасте тридцати шести лет. До этого она писала ему письма, которые оставались без ответа. В последний раз они встретились незадолго до смерти Норовой, когда Петр навестил ее в больнице.

О третьей любви Чаадаева в его личной жизни известно, что она была замужней дамой и при этом Екатерина Левашова искренне любила Петра. Ни ее дети, ни супруг не могли понять, почему философ не платит ни одной копейки за жилье. Но ее трепетное отношение к гостю не оставалось не замеченным. Он прожил в ее доме шесть лет, до того дня, когда она умерла.

Смерть

Некролог о смерти известного во всей стране мыслителя, ученого и философа появился в периодическом издании «Московские ведомости» 14 апреля 1856 года. Там говорилось, что после болезни, один из старожилов Москвы Петр Чаадаев, известный практически во всех кружках столичного общества, скончался в пять часов пополудни.

По официальным данным он скончался от воспаления легких, так и не отметив свой шестьдесят третий день рождения. Михаил Жихарев, известный мемуарист, однажды рассказал, как спросил у Чаадаева, почему тот всегда убегает от женского внимания «как черт от ладана», на что философ с улыбкой ответил: «Об этом вы узнаете только после моей смерти».

В своем завещании писатель и ученый просил похоронить его возле любимой женщины. Рядом с Екатериной Левашовой на Покровском храме или возле могилы Авдотьи Норовой в Донском монастыре. При погребении был выбран второй вариант.

Ссылки

Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share

Комментарии

  • Во-первых, исправьте, пожалуйста, грамматические ошибки и годы - Чаадаев скончался еще в 19 веке. Мы любим людей за. О хорошее, что мы им сделали, и не любим за зло, которое мы же им причинили. Чаадаев не любил русский народ, т.к. ничего хорошего для народа не сделал. Не даром Пушкин писал: «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!» Чаадаева же привлекал Запад, за что - теперь мы это знаем: за презрение и даже ненависть к другим народам, вызванную беззастенчивым ограблением этих народов.