Полина Осипенко — биография
Полина Осипенко установила полдюжины мировых рекордов на самолетах, как в одиночку, так и в составе экипажей, одна из первых женщин, которые были удостоены Золотых Звезд Героев.
О ней сейчас немногие знают даже из тех, кто живет на улицах, названных в ее честь.
А между прочим, именем Полины Осипенко в свое время были названы сорт сирени, совхоз-завод на крымском полуострове, грузовое судно, а также в 1985 году именем Осипенко был назван один из кратеров на планете Венера. Кроме этого были названы в честь Осипенко село, где она родилась в Запорожской области (вероятно, сейчас оно переименовано в связи с борьбой теперешних украинских властей с символами тоталитарного, как они считают советского прошлого). И курортный город, который с 1939 года назывался Осипенко, а в 1958 году опять получил свое прежнее имя Бердянск (переименование тогда, вероятно было затеяно в связи с борьбой с последствиями культа личности).
Но существует, и другая версия обретения своего исторического названия Бердянска. Дело в том, что в 1958 году в сибирской тайге, случайно были найдены обломки от самолетов, как впоследствии выяснилось, это были ПС-84 и ТБ-3 и останки 16 человек…
Но про обстоятельства этой, засекреченной в свое время трагедии, связанной, так или иначе, с именем Полины Осипенко расскажем позже, как и о других сомнительных эпизодах ее, во всех отношениях яркой и удивительной, хотя и короткой жизни.
Детство и трудовая деятельность
Родилась Полина иначе — Аполлинария (или посвященная Аполлону) в украинском селе Новоспасовка, теперь это населенный пункт Бердянского района на Запорожье по официальной версии в многодетной семье одного бедного крестьянина девятым ребенком. На самом деле – это была семья ремесленника в богатом казачьем селе.
Окончила она два класса церковной школы и по настоянию родителей была вынуждена заниматься, как работой по домашнему хозяйству, так и батрачеством, ухаживая за чужими детьми. Далее, опять же по официальной версии ее семья одной из первых в селе в 1927 году вступила в колхоз, где она сначала работала птичницей, а потом после окончания обучения на курсах птицеводов стала заведующей колхозной птицефермой.
Летом птиц выводили на летние лагеря на луг в окрестностях Новоспасовки, где якобы однажды совершил посадку самолет. По одной версии среди пилотов была летчица, а по другой – это была врач санитарной авиации, познакомившись с которой Полина загорелась желанием летать.
Качинская школа летчиков
Якобы по одной из официальных версии биографии Осипенко, она написала Ворошилову, по другой – во время личной встрече с ним в Качинской школе летчиков, куда она не поступила с первого раза и работала то ли официанткой, то ли уборщицей, то ли заместителем заведующего столовой этого училища обратилась с просьбой включить ее в состав курсантов. И легендарный командарм дал добро на обучение в этой летной школе.
На самом деле – Полина в 1926 году стала женой летчика Степана Говяза, который и способствовал ее пристрастию к авиации. Дело в том, что Полина, теперь уже Говяз лишь в 1931 году смогла переехать к своему мужу, который тогда служил в Качинской школе летного состава. Так долго семья не могла воссоединиться, вероятно, из-за того, что из членов колхоза в то время не так уж просто можно было выйти, а тем более специалисту, так как Полина в 1930 году отучилась на курсах птицеводов.
Обращение к Ворошилову, скорее всего, было связано именно с тем, чтобы ее отпустили к мужу, который был военным.
По протекции мужа она работала в столовой училища. А так как аэродромы этого военно-учебного заведения были расположены в разных местах, поэтому обеды курсантам и офицерам-инструкторам доставляли на У-2. На котором в качестве представителя столовой летала и Полина, где ей удавалось «порулить» самолетом – «кукурузником» во время частых перелетов, после того, как она на аэродромах раздавала борщи и котлеты курсантам и комсоставу.
Именно это, по нашему мнению, стало побудительным мотивом для поступления в школу летчиков, тем более, что, как оказывается она не одна была женщиной-курсантом этого училища. Согласно списку выпускников, кроме бывшей птичницы Полины Гавяз в 1933 году военными летчиками стали еще шесть представителей женского пола, в числе которых, и ее подруга Вера Ломако.
Она впоследствии станет пилотом номер два у Полины Осипенко во время установления двух рекордов на самолете-амфибии МП-1 бис. Аббревиатура этого гидросамолета означала, что это «морской пассажирский» первой модификации.
Кстати, кроме них в качестве штурмана в рекордных перелетах 1938 года, сначала по замкнутому кругу в небе Крыма, который длился девять с лишним часов, преодолев расстояние 1749 км, а затем по маршруту Севастополь — Архангельск за десять с половиной часов, пролетев на МП-1 расстояние 2416 км, была Марина Раскова.
Однако мы немного опережаем события потому, как до этого были и другие рекорды. Да и другие события, которые, так или иначе, повлияли как на карьеру, так и на судьбу Полины.
Здравствуй, страна героев!
А дальше следовали такие слова этой песни: «страна мечтателей» и непременно «страна рекордов». Именно в этих слоганах нуждалась тогда молодая страна, и не только в призывах, но и в молодых героях и рекордах которые они ставили.
После окончания Качинского училища Полина в качестве летчика служит в авиачасти, располагавшейся в Бобруйске. И здесь она выходит второй раз замуж за командира авиационного звена Александра Осипенко.
Что касается судьбы его первого мужа Степана Говяза, то она трагична, как и весь тот с одной стороны, официально, как в песне романтический, а на самом деле это был трагический период истории СССР. Дело в том, что когда Полина училась еще в Каче, ее мужа переводят служить под Ростов, где он попадает под жернова репрессий, где в лагерях теряются его следы.
Однако, удивительно то, что Полина не меняет свою фамилию вплоть до 1936 года. Именно тогда, когда ее пригласили на всесоюзный слет жен комсостава, она становится уже Осипенко и выступает на слете с обещанием летать, как выше, так и дальше всех девушек мира. И получает первую свою награду, и не за армейские заслуги, а за достижения в общественной деятельности в виде ордена Красного знамени за труд.
После этого ее слова не расходятся с делом, и в 1937 году она выдает свой первый рекорд на МП-1, достигнув на нем высоты 8 тыс. 886 метров, тем самым далеко оставив позади итальянку Негронэ, преодолев ее достижение почти на 3 тыс. метров. Через три дня, то есть 25 мая того же года, она делает еще один рекорд, но уже с грузом в полтонны весом забравшись на высоту 7 тыс. 605 метров. И сразу же в этот день с грузом в 1 тонну она покоряет 7 тыс. 9 метров с посадкой на гладь севастопольской бухты.
Следующими рекордами были уже упоминаемые нами осуществленные через год полеты на дальность, за что отважные летчицы были награждены и причем все орденами Ленина. Так же им повысили звания.
Последний рекорд
Так уже случилось, что последним стал ее самый значительный рекорд в составе экипажа летчиц на Ант-37, названного «Родиной» и который был осуществлен во время перелета в сентябре 1938-го по маршруту без посадки Москва-Дальний Восток, преодолев расстояние в 6 тыс. 459 км. За что Валентина Гризодубова, как и Полина Осипенко, а также уже известная нам Марина Раскова первыми из женщин стали Героями СССР.
Правда немногим известно, что полет был не совсем удачным, так как после Уральских гор на маршруте пропала связь, полет из-за облачности был по сути вслепую по приборам штурмана из-за чего они не попали на аэродром посадки в Комсомольске-на-Амуре и, прилетев на побережье Охотского моря обнаружили, что горючего оставалось на полчаса полета. Командир принял решение на жесткую посадку, приказав штурману покинуть самолет на парашюте, так как штурманское место находилось впереди и снизу самолета.
При этом поиски летчиц продолжались в течение 10 дней на огромном пространстве от Урала до Дальнего Востока.
После участия в первомайском параде в небе над Кремлем Полина Осипенко во время испытательного полета вслепую, или по приборам трагически погибла, и случилось это 11 мая 1939-го.
Кстати, в стене Кремля и замурован был ее прах.
…Что касается найденных в 1958 году в тайге обломков двух самолетов и 16 останков военнослужащих. Дело в том, что во время поисков экипажа Гризодубовой в небе столкнулись два самолета, и лишь четырем десантникам из самолета ТБ-3 удалось выпрыгнуть с парашютами и остаться в живых.
Остальные 16 человек, членов экипажей и десантников-поисковиков во главе с начальником поисковых работ, Героем СССР, получившим это звание, будучи штурманом экипажа во главе с Коккинаки, который за пару месяцев до этого совершил такой же перелет на Дальний Восток Александром Брядинским, погибли.
Тогда из Москвы последовала команда — погибших поисковиков не только не эвакуировать, но и не хоронить. А тем, кто остался в живых, приказали не разглашать о трагедии.