Саладин — биография
Салах ад-Дин — мусульманский полководец и государственный деятель XII века, основатель династии Айюбидов. Известен как объединитель мусульманских земель Ближнего Востока и противник крестоносцев.
Происхождение и семья
Салах ад-Дин родился в 1137 году в городе Тикрит, располагавшемся в Месопотамии. Его род происходил из курдской местности близ древнего города Двин в Армении. Дедом будущего султана был Шади, живший в деревне неподалёку от Двина; его сын Айюб — отец Салах ад-Дина — и брат Ассад ад-Дин Ширкух стали основателями новой ветви рода. Согласно «Энциклопедии ислама», Салах ад-Дин, известный в Европе под латинизированным именем Саладин, принадлежал к курдскому племени, что отражено в его нисбе — аль-Курди. Айюб, после рождения двух сыновей, покинул Армянское нагорье, переселившись сперва в Багдад, а затем в Тикрит, где и обосновался. Салах ад-Дин владел несколькими языками — курдским, арабским, персидским и тюркским, что отражало многонациональную среду региона.
История семьи Айюба тесно связана с политическими событиями эпохи. В 1132 году отец Салах ад-Дина, занимавший должность начальника крепости Тикрит, помог армии атабека Мосула Имада ад-Дина Занги, потерпевшей поражение под Багдадом. Он предоставил войску переправу через Тигр и укрытие в крепости. Однако через несколько лет, в 1137 году, новый губернатор северной Месопотамии Муджахид ад-Дин Бихруз, назначенный Сельджукидами, обвинил Айюба в содействии Занги и изгнал его из Тикрита. Поводом к изгнанию послужило убийство знатного сельджука братом Айюба — Ширкухом. По свидетельству хрониста Баха ад-Дина ибн Шаддата, Салах ад-Дин родился в ночь, когда семья покидала город.
В 1139 году Айюб переселился в Мосул, где Имад ад-Дин Занги вознаградил его за прежнюю помощь, назначив командиром крепости Баальбек. После убийства Занги в 1146 году Айюб перешёл на службу к его сыну и преемнику Нур ад-Дину и вскоре оказался в Дамаске. Когда в 1154 году умер правитель города Муин ад-Дин Анар, именно благодаря влиянию Айюба и Ширкуха Дамаск сохранил лояльность Нур ад-Дину, а Айюб был поставлен управлять городом от имени сюзерена.
Ранние годы
Детство и юность Салах ад-Дина прошли в Дамаске, но сведения о его ранней жизни крайне скудны. Несмотря на происхождение из семьи воинов и наёмников, молодой Салах ад-Дин не проявлял раннего интереса к военному делу. Его современник и биограф аль-Вахрани писал, что он отличался образованностью: разбирался в геометрии Евклида и «Альмагесте» Птолемея, владел арифметикой и знал исламское право. Источники отмечают его глубокую религиозность и интерес к теологии, что, вероятно, усилилось на фоне воспоминаний о Первом крестовом походе, когда Иерусалим перешёл под власть христиан.
Помимо религиозных знаний, Салах ад-Дин проявлял интерес к истории и родословным арабов. Он знал наизусть «Хамасу» — сборник арабской поэзии, составленный Абу Таммамом, и разбирался в генеалогиях знатных родов и даже породистых арабских скакунов. Таким образом, его интеллектуальное развитие сочетало исламское образование, интерес к гуманитарным наукам и уважение к культурному наследию арабского мира.
К середине XII века халифат Аббасидов фактически утратил единство и распался на ряд самостоятельных государств. В Египте правили Фатимиды, не признававшие власти багдадского халифа. Восточное побережье Средиземного моря, от Малой Азии до Синайского полуострова, находилось под контролем крестоносцев. Сирией и частью Месопотамии управлял Нур ад-Дин Занги, эмир из тюркской династии Зангидов. В этих условиях происходило становление Салах ад-Дина как военного и политического лидера.
Начало военной карьеры
По настоянию семьи Салах ад-Дин поступил на службу к своему дяде Асад ад-Дину Ширкуху, одному из самых влиятельных полководцев Нур ад-Дина. Ширкух пользовался высоким авторитетом в Дамаске и Алеппо и стал наставником юного племянника. В 1163 году визирь Египта Шевар ибн Муджир, свергнутый фатимидским халифом аль-Адином, обратился за поддержкой к Нур ад-Дину. Тот увидел в этом возможность распространить влияние на Египет и направил туда армию под командованием Ширкуха. Салах ад-Дин, которому было около двадцати шести лет, отправился с дядей в качестве младшего офицера.
Первый поход в Египет закончился временным успехом: Шевар был восстановлен в должности визиря, но вскоре потребовал вывода сирийских войск за выкуп в тридцать тысяч динаров. После отказа Ширкуха Шевар обратился за поддержкой к королю Иерусалима Амори I. В последовавшей осаде города Бильбейс Салах ад-Дин принимал участие в организации обороны.
Через три месяца осады войска Ширкуха и Салах ад-Дина сразились с объединёнными силами Фатимидов и крестоносцев у западных предместий Гизы. Салах ад-Дин командовал правым крылом армии и применил тактический манёвр ложного отступления, в результате которого противник оказался на песчаной и непроходимой местности. По свидетельству хрониста Ибн аль-Асира, эта битва завершилась одной из «самых примечательных побед в истории человечества», хотя и стоила Ширкуху значительных потерь.
После боя Ширкух и Салах ад-Дин укрепились в Александрии, которая предоставила им средства и оружие, но вскоре обе стороны достигли компромисса и покинули Египет. Вторая египетская экспедиция Ширкуха в 1167 году закончилась поражением, однако уже в следующем году положение изменилось: халиф аль-Адид, опасаясь усиления крестоносцев, обратился к Нур ад-Дину с просьбой о помощи.
Завоевание Египта
В 1169 году Ширкух вновь вторгся в Египет, разгромил силы Фатимидов и после казни Шевара занял пост великого визиря. Однако вскоре он умер, и на смену ему неожиданно был назначен Салах ад-Дин. Выбор шиитского халифа аль-Адида в пользу суннита вызвал споры у современников. Ибн аль-Асир объяснял это решением советников, считавших молодого и неопытного Салах ад-Дина безопасным для двора. Аль-Вахрани, напротив, указывал, что причиной назначения стала высокая репутация его рода. Историк Имад ад-Дин аль-Исфахани писал, что после смерти Ширкуха эмиры Зангидов сами настояли на кандидатуре Салах ад-Дина и вынудили халифа утвердить его на должности.
26 марта 1169 года Салах ад-Дин официально вступил в должность визиря Египта. Это стало началом его самостоятельной политической деятельности. Он оказался между двумя центрами власти — фатимидским халифом Каира и своим сюзереном Нур ад-Дином, относившимся к назначению с недоверием. Несмотря на напряжённые отношения, Салах ад-Дин сохранял формальную верность Нур ад-Дину.
Укрепление власти
Почти сразу после вступления в должность он столкнулся с заговором против себя. Суданский евнух Наджи Мутамин аль-Хилафа, управляющий дворцом Фатимидов, организовал покушение, но глава разведки Али бин Сафьян предупредил Салах ад-Дина, и мятеж был подавлен. На следующий день около пятидесяти тысяч суданских воинов подняли восстание в Каире, однако к 23 августа того же года оно было полностью ликвидировано. С этого времени власть Салах ад-Дина в Египте стала неоспоримой.
К концу 1169 года он одержал победу над объединёнными войсками крестоносцев и Византии в районе Думьята. Весной 1170 года Нур ад-Дин направил в Каир отца Салах ад-Дина с поощрениями от багдадского халифа аль-Мустади из династии Аббасидов, стремившегося укрепить суннитское влияние и ослабить власть Фатимидов.
Салах ад-Дин, закрепившись у власти, раздал ключевые посты членам своей семьи и ввёл в Каире маликитский мазхаб, что ослабило позиции шафиитов. Так он постепенно подготовил почву для восстановления суннитского правления в Египте.
После укрепления власти Салах ад-Дин начал активные действия против крестоносцев. В 1170 году он осадил Дарум, находившийся недалеко от Газы. Несмотря на вмешательство короля Амори I, Салах ад-Дин отступил от Дарума и захватил саму Газу. В том же году он взял замок Эйлат, представлявший угрозу для мусульманского судоходства в Красном море. Эти действия ознаменовали начало его самостоятельных военных кампаний, которые вскоре сделали его центральной фигурой мусульманского мира.
Отношения с Нур ад-Дином
25 сентября 1171 года Салах ад-Дин выступил из Каира в поход на крепости Керак и Монреаль, владения Иерусалимского королевства. Когда осада близилась к успеху, он узнал, что Нур ад-Дин направляется к тем же позициям, чтобы принять участие в кампании. Опасаясь личной встречи, которая могла ограничить его самостоятельность в Египте, Салах ад-Дин вернулся в Каир под предлогом беспорядков. Этот шаг вызвал недовольство Нур ад-Дина и усилил между ними напряжение.
Следующий год прошёл в охлаждении отношений. В 1172 году нубийские войска осадили Асуан. Египетские силы под командованием брата Салах ад-Дина — Туран-Шаха — отбили нападение. Однако нубийцы вновь вторглись в страну в 1173 году, после чего египетская армия перешла в контрнаступление и заняла город Ибрим. Нур ад-Дин не предпринял ответных действий против Египта, но потребовал вернуть 200 тысяч динаров, выделенных некогда Ширкуху. Салах ад-Дин выплатил часть долга драгоценностями и товарами, что помогло временно смягчить конфликт.
Независимость от Зангидов
9 августа 1173 года умер отец Салах ад-Дина Айюб, упав с лошади. Потеря опытного советника ослабила позиции семьи, но смерть вскоре затмила другое событие. Весной 1174 года Нур ад-Дин начал готовить крупный поход на Египет, стягивая войска из Мосула, Диярбакыра и Джазиры. Однако 15 мая он внезапно умер, вероятно, отравленный, оставив малолетнего наследника ас-Салеха. Его смерть стала поворотным моментом: Салах ад-Дин получил фактическую независимость и шанс распространить власть на Сирию.
Перед ним стояла дилемма: вторгнуться в Сирию, рискуя нарушить исламские принципы, или ждать приглашения от ас-Салеха. Чтобы избежать обвинений в узурпации, он избрал образ покровителя юного наследника, заявив в письме, что будет «его мечом» и назвав смерть Нур ад-Дина «землетрясением».
Кампания в Сирии
Тем временем в самой Сирии вспыхнули междоусобицы. Эмир Шамс ад-Дин Али ибн ад-Дайя захватил Алеппо, что вынудило ас-Салеха выступить против него. Салах ад-Дин воспользовался хаосом и направил письма сирийским эмирам, предлагая союз. Осенью 1174 года он двинулся в Сирию, и 23 ноября его конный отряд вошёл в Дамаск, открытый сторонниками семьи Айюбидов.
Захватив Дамаск, Салах ад-Дин поручил управление брату и продолжил поход, стремясь подчинить города, ранее принадлежавшие Нур ад-Дину. Он занял Хаму, но безуспешно осаждал укреплённый Хомс. В декабре 1174 года началась осада Алеппо, однако силы из Мосула под командованием Изз ад-Дина попытались отбить город. 13 апреля 1175 года они потерпели поражение под Хамой, а через девять дней новый союз Сейф ад-Дина с ас-Салехом также был разгромлен.
Неудачи сирийских эмиров привели к попытке физического устранения Салах ад-Дина. По просьбе противников лидер исмаилитов Рашид ад-Дин Синан направил группу убийц, желавших отомстить за падение Фатимидов. 11 мая 1175 года во время осады крепости Изаз тринадцать ассасинов проникли в лагерь Салах ад-Дина, но были замечены охраной и уничтожены. После этого он продолжил кампанию, вновь подошёл к Алеппо 26 июня, однако вскоре вернулся в Египет, готовясь к новой войне с крестоносцами.
Битва при Хаттине
К середине 1180-х годов Салах ад-Дин завершил объединение Сирии, Египта и Месопотамии, создав мощное государство, способное противостоять западным рыцарским орденам. Кульминацией его военной карьеры стала битва при Хаттине 4 июля 1187 года. Армия крестоносцев во главе с королём Иерусалимского королевства Ги де Лузиньяном и великим магистром ордена тамплиеров Жераром де Ридфором потерпела сокрушительное поражение. Большинство христианских рыцарей было убито или взято в плен, включая самого короля. Победа при Хаттине привела к краху власти латинян в Палестине и открыла Салах ад-Дину путь к Иерусалиму.
В течение того же года он захватил Акру, Наблус, Газу, Бейрут и другие ключевые города. После короткой осады пал и Иерусалим, находившийся под контролем христиан с 1099 года. Салах ад-Дин проявил умеренность: все христиане, кроме защитников крепостей, получили возможность выкупить свободу, а храмы, за исключением Храма Гроба Господня, были обращены в мечети. Такой поступок контрастировал с массовыми убийствами, сопровождавшими завоевание Иерусалима крестоносцами во время Первого крестового похода.
Третий крестовый поход
Падение Иерусалима вызвало мощный отклик в Европе и стало причиной Третьего крестового похода. Весной 1189 года объединённые силы Англии, Франции и Священной Римской империи начали наступление против мусульман. Наиболее известные противники Салах ад-Дина — английский король Ричард I Львиное Сердце и француз Филипп II Август — высадились на побережье Восточного Средиземноморья. После длительной осады им удалось вернуть Акру, но дальнейшее продвижение оказалось затруднено.
7 сентября 1191 года в битве при Арсуфе Ричард одержал победу над армией Салах ад-Дина, а вскоре после этого — при Яффе. Потерпев ряд поражений, султан был вынужден уступить христианам побережье от Тира до Яффы, сохранив при этом контроль над внутренними землями, включая Иерусалим. Между двумя сторонами был заключён мир, позволивший христианским паломникам беспрепятственно посещать святые места.
Отношения с Ричардом Львиное Сердце
Несмотря на военное противостояние, Салах ад-Дин и Ричард I вызывали взаимное уважение. Европейские хронисты отмечали его благородство, честность и великодушие к побеждённым. Известны случаи, когда Салах ад-Дин присылал врагу лошадей или лекарства во время болезни. Хотя они ни разу не встречались лично, оба правителя обменивались дарами и поддерживали почтительную переписку. Впоследствии в христианской Европе образ Салах ад-Дина стал символом «идеального врага» — благородного мусульманского рыцаря, вызывавшего восхищение даже у своих противников.
Последние годы и смерть
К началу 1190-х годов Салах ад-Дин контролировал обширные территории — от Нила до Евфрата, включая Египет, Сирию и Палестину. После завершения Третьего крестового похода он сосредоточился на внутренних делах и укреплении государства. В последние годы жизни султан вынашивал идею похода на Багдад с целью восстановления единого арабского халифата под духовным руководством Аббасидов. Подготовка к этой экспедиции велась в начале 1193 года, однако осуществить её он не успел.
4 марта 1193 года Салах ад-Дин умер в Дамаске. По свидетельствам современников, после смерти в его казне не оказалось значительных богатств: большую часть средств он раздавал бедным и воинам. Похороны прошли в Дамаске, где его тело погребли в мавзолее у Большой мечети Омейядов. По всему исламскому миру его оплакивали как защитника веры и символ сопротивления западным завоевателям.
В мусульманской традиции Салах ад-Дин остался примером правителя, сумевшего объединить разрозненные земли ислама и остановить натиск Европы. Его имя связывают с возрождением суннитского единства и восстановлением влияния Аббасидов. Хронисты Востока отмечали, что он воплотил идеалы справедливости, умеренности и благочестия, став образцом исламского монарха.
После смерти султана созданная им империя вскоре была разделена между сыновьями: Аль-Азиз получил Египет, аль-Афзал — Дамаск, аз-Захир — Алеппо. Распад государства Айюбидов стал неизбежным следствием феодальной раздробленности, но память о Салах ад-Дине сохранилась как о человеке, сумевшем на короткое время объединить исламский Восток и вернуть мусульманам священный Иерусалим.
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.


