Томас Мюнцер — биография
Томас Мюнцер – немецкий религиозный деятель XV-XVI века, проповедник, евангелист. Основатель движения против неравенства сословий, положил начало крестьянской войне в Германии.
Ранняя биография
Точная дата рождения Томаса Мюнцера неизвестна. Предположительно он появился на свет в конце 1489 или в начале 1490 года, в германском городке Штольберг, в гористой местности. Некоторые исследователи ошибочно утверждали о казни отца мальчика феодальными властями. Но более поздние данные это опровергают. До 1520 года оба родителя были живы. Мать умерла примерно в этот период.
Семья была достаточно обеспеченной. Это позволило ей дать сыну прекрасное образование. Вскоре после рождения наследника, Мюнцеры переехали в город покрупнее, Кведлинбург.
В 1506 году Томас, получивший начальное образование, поступил в университет Лейпцига. Предполагается, что он мог изучать теологию или искусство. Позднее, в 1512 году продолжил образование во Франкфурте-на-Одере, где поступил в университет Виадрианы.
Взросление
Первую работу при Томас Мюнцер получил в церкви. Но в его биографии у разных исследователей встречается и другая информация. Возможно, до Франкфурта он трудился помощником преподавателя в Ашерслебене и Галле. Бытует мнение, что именно в тот период Мюнцер впервые начал свою деятельность в качестве противника действующего уклада церкви.
Май 1514 года Томас встречает в должности священника в одной из церквей Брауншвейга. О его активной деятельности в тот период известно мало. Но первое свое возмущение текущими порядками в укладе католической церкви он начал высказывать уже тогда, в личной переписке с друзьями. Его даже именовали «бичом неправды». Особенно недоволен был Томас практикой продажи индульгенций.
В период 1515-1516 года Мюнцер поступил на работу школьным преподавателем в женскую обитель Фрозе неподалеку от Ашерслебена. Но одно из самых главных событий в его жизни произошло чуть позже. Осенью 1517 года в Виттенберге Томас знакомится с Мартином Лютером. Он принял участие в дискуссиях, предварявших выпуск книги «95 тезисов». Посетил несколько лекций в университете.
Дальнейшие годы, примерно до 1519, Мюнцер находился во Франконии, Тюрингии и других регионах Германии. При этом он получал доход, и продолжал числиться учителем в Брауншвейге. И лишь в январе 1519 года окончательно ушел с должности, поступив на службу в Ютеборге в качестве проповедника. Его предшественник уже был сторонником реформации, и был изгнан местными францисканцами.
Впрочем, присланный на замену Мюнцер тоже не пришелся по душе местному монашеству и духовенству. На нового проповедника посыпались жалобы. Его обвиняли в еретичестве, что привело к смене работы. Теперь молодой проповедник отправился в женский монастырь Беудитце.
Сам Мюнцер в то время уже уходил от идей Лютера в мистицизм, погружаясь в труды Сусо и Таулера. Он даже пытался практиковать достижение просветления через сны и видения, но особых успехов не достиг. Одновременно с этим Томас изучал раннехристианские исторические трактаты, вел дискуссии в переписке с другими сторонниками реформации.
К июню 1519 года Мюнцер уже был достаточно известен в среде недовольных порядками в католической церкви религиозных деятелей. Он принял участие в диспуте в Лейпциге. И вновь привлек к себе внимание Лютера, который дал молодому человеку рекомендацию на должность в Цвикау. Но до зимы переезд не состоялся. Более того, все больше времени Томас проводил за чтением мистических и гуманистических трактатов, удаляясь от первоначальных идей реформации.
1520-1521 годы
Рекомендацией Лютера Томас воспользовался уже в мае 1520 года, переехав в Цвиккау, и приступив к работе в церкви св. Марии, взамен прежнего проповедника-реформаторов. Этот город был важным промышленным центром Германии того времени. И это лишь усиливало в нем социальное расслоение.
В церкви Сент-Мэри Мюнцер продолжил свою деятельность по реформированию проповедей и богослужебных традиций, чем вызвал недовольство представителей традиционной ветви церкви. Но он следовал и заветам Лютера, чем обеспечил себе поддержку городского совета. Когда прежний священник вернулся, чтобы занять свой пост, Томаса перевели служить в церковь Сен-Катрин, основными прихожанами которой были местные ремесленники.
Они и ранее поддерживали идеи реформации, а также практиковали спиритизм, и были не чужды мистике, которая так влекла Мюнцера. Здесь даже имелся свой толкователь снов Николас Сторч, известный своими радикальными идеями. В нем Томас нашел активную поддержку и опору. Но конфликт с традиционалистами разгорался все сильнее. И в апреле 1521 года Мюнцера уволили с поста священника, заставив его покинуть город.
Пражский период
Поскольку Цвиккау располагался на границе с Чехией, Томас отправился оттуда в Богемию, в Жатец, где реформаторы традиционно находили поддержку. Впрочем, это была временная остановка. Мюнцер держал путь в Прагу, где представители гуситской церкви успели одержать победу над прежними католическими устоями. В конце июня 1521 года он прибыл в чешскую столицу, по дороге подготовив краткое изложение своих идей.
В Праге «мартиниста», последователя идей Лютера, приняли весьма дружелюбно. Томас получил право не только проповедовать, но и читать лекции. Примерно в это время первые наброски оформились в знаменитый «Пражский манифест», известный в 4 версиях: на чешском, немецком языке, латыни. Из содержания документа было ясно, что Мюнцер окончательно превратился в радикалиста-реформатора, далекого от идей Виттенберга.
Саксонский период
Расхождение во взглядах с новым проповедником недолго оставалось тайной для церковных властей Праги. В конце 1521 года Мюнцера изгнали из города. И он уехал в Саксонию, где безуспешно пытался получить хоть какую-то должность. Но в Эрфурте и Нордхаузене ему отказали. В странствии по региону, Томас заехал даже в родной ему Штольберг, где читал пасхальные проповеди.
Работу он получил только в декабре 1522 года, устроившись капелланом в женскую обитель близ Галле. Но продержался в должности лишь 3 месяца. И был уволен за нарушение правил причастия, вступив в открытую конфронтацию с местным дворянством.
Новое назначение состоялось очень быстро. Уже в апреле Мюнцер начинает проповедовать в Альтштадте, в церкви св. Иоанна. И здесь его службы на немецком языке, вместо латыни, пришлись по душе. Приход рос очень быстро. На службы приезжали люди из других сел, окрестных городов.
О популярности идей Мюнцера узнал и Лютер. Он даже составил послание властям Альтштадта, прося их прислать Томаса в Виттенберг для беседы. Но получил отказ. Новый проповедник никуда не желал ехать. Он уже утвердился в собственных идеях реформаторства. И не нуждался в их обсуждении.
Свое недовольство действиями Мюнцера проявил и представитель местного дворянства, граф фон Мансфельд. На его действия проповедник ответил посланием, в котором обещал поступить с аристократом еще решительнее, чем Лютер с понтификом.
Получив горячую поддержку ремесленников и крестьян, Мюнцер начал формировать единую доктрину реформаторских служб. Его трактаты печатались и распространялись, имели большой успех. Но действия сторонников «мюнцеризма» приводили ко все большей радикализации общества. Они начали сжигать часовни, чем спровоцировали конфликт с настоятельницей местного монастыря. Ее жалобу городской совет оставил без рассмотрения. Но Мюнцер был приглашен в замок Альтштадт, где выступил с одной из своих знаменитых проповедей перед герцогом Иоанном.
Формально подтверждения того, что проповедник получил поддержку местного дворянства нет. Косвенно на это указывает открытый манифест Лютера, адресованный князьям Саксонии. В нем прямо говорится о мятеже, и выдвигается требование об изгнании радикала. Реакция принцев не заставила себя ждать. Они пригласили обоих проповедников в Альштадт, где провели допросы, предупредили о возможных последствиях их поступков. После этого открытая поддержка радикального реформаторства в городском совете прекратилась.
Мюльхаузен
Происходившие перемены привели к тому, что Мюнцер больше не мог оставаться на службе. В августе 1524 года он бежал из Аьлштадта, оставив в нем жену и маленького сына. Его путь лежал на юго-запад, в небольшой имперский вольный город под названием Мюльхаузен.
Здесь радикальное реформаторское движение уже успело достичь немалых успехов. В 1523 году городской совет даже пошел на уступки наиболее бедной части населения. Лидером реформаторского течения здесь был мирянин-проповедник по имени Генрих Пфайффер. Свои речи он произносил в церкви Св. Николая.
Мюнцер прибыл сюда, не получив нового назначения. Он был безработным священником. Но это давало куда большую свободу действий, чем церковный сан. Томас читал проповеди, печатал брошюры против идей Лютера, агитировал за реформацию. В Пфайффере он нашел верного союзника, хоть и не разделявшего до конца радикальные убеждения, но довольно надежного.
Осенью 1524 года им даже удалось организовать гражданский переворот, приведший к бегству членов городского совета. Но внутри самой организации реформаторов не было единства. Да и местные крестьяне остались не слишком довольны действиями новой власти. В итоге, спустя 7 недель Мюнцер снова бежал, спасаясь от преследования, теперь уже вместе с соратником Пфайфером.
Деятельность Томас продолжил в Нюрнберге, не стараясь выйти на первый план. Теперь его действия больше напоминали пропаганду подпольщиков. Он печатал и распространял брошюры о реформаторстве, и ложности прежнего подхода к вере. Но городские власти изымали их из печати раньше, чем Мюнцер успевал получить хоть лист. Впрочем, осторожный проповедник больше не шел на прямое столкновение. Скрываясь, в Нюрнберге он провел остаток года. А затем покинул Саксонию, отправившись на юго-запад страны, на границу с Швейцарией, где уже зрели зачатки народного восстания.
О деятельности Мюнцера в этот период известно мало. Предполагается, что он активно встречался с мятежниками, антибаптистами, приверженцами реформации.
Крестьянская война
1525 год стал знаковым для Томаса Мюнцера. Он возвращается в Мюльхаузен, проведя некоторое время в заключении в Фульде. Там его личность не была раскрыта, иначе коротким арестом дело бы не ограничилось. Затем снова приступает к церковной службе, получив кафедру в церкви Сент-Мэри. Интересно, что занял он должность по результатам народного избрания. Городской совет в этом назначении участия не принимал.
Вместе с Мюнцером в Мюльхаузен прибыл и Пфайффер. Вместе они уже к марту 1525 года сумели подвести население к созданию так называемого «Вечного совета», вместо привычного городского. Это должно было расширить полномочия органа власти за пределы интересов муниципалитета. Впрочем, сами радикалы в его избрании и заседаниях задействованы не были.
Зато Мюнцер организовал другое объединение, по своему формату напоминавшее скорее народное ополчение, высокопарно назвав его «Вечной лигой Бога». Отряд набирали из наиболее набожных прихожан. Именно он должен был встретить с честью грядущий апокалипсис под белым знаменем.
Происходящее привлекло к идеям Мюнцера дополнительных сторонников из числа окрестных ремесленников и крестьян. Многие с самого начала разделяли радикальные настроения, вдохновившись успехами своих коллег на юго-западе страны.
Первые вспышки восстания начались уже в апреле 1525 года, по всей Тюрингии. Но федеральные власти были уверены в том, что им хватит сил армейских подразделений, чтобы подавить бунт. Отряд Мюльхаузена в мае вышел из города навстречу ополчению из других населенных пунктов. Но вместо активного продвижения идей реформации перешел к грабежам и погромам. До Франкенхаузена они так и не дошли, несмотря на присутствие в отряде самого Мюнцера.
Тем временем Лютер окончательно принял в конфликте сторону властей. Он отправился в поездку по землям Саксонии, стараясь переубедить повстанцев, отговорить их от мятежа. Но встретил лишь критику и вражду. Тем не менее, Лютер продолжил свою деятельность, и даже издал печатную брошюру на эту тему. А крестьяне продолжали гибнуть целыми отрядами, встретившись на поле боя с регулярными княжескими войсками. По ряду оценок, их потери в тот период достигали до 100000 человек убитыми.
Последний бой в этой войне проиграл отряд Мюнцера. 11 мая 1525 года его ополченцы наконец достигли окрестностей Франкенхаузена, соединившись с другими повстанцами, пребывавшими к тому времени в весьма бедственном положении. Но армия княжества уже была здесь. Состоялся короткий бой, в котором погибло более 6000 человек, остальные сдались в плен, и были впоследствии казнены. Сам Мюнцер попытался избежать наказания, покинув поле боя ранее.
Богословское мировоззрение
Все исследователи биографии Томаса Мюнцера сходятся во мнении, что он был глубоко религиозным, хорошо образованным человеком. Свой радикализм он тоже продвигал исключительно как борьбу с несправедливыми церковными догматами, а не социальный или политический протест. Однако, сторонников находил скорее среди радикально настроенных борцов с неравенством.
Известно, что богословское мировоззрение Мюнцера было сформировано преимущественно на ранних святоотеческих трудах. Он опирался в своих работах на проповеди и послания Киприана и Евсевия, а величайшим гуманистом считал Платона.
Трактовка Библии в изложении Мюнцера тоже была довольно своеобразной. Он считал наиболее важным описание в ней духовных и мистических переживаний, фактов и свидетельств встречи Богом. Но отрицал необходимость буквального понимания и исполнения догматов. В своих проповедях Мюнцер упоминал о том, что верующим может быть и человек, не читавший Библию. Если он следует учению духа, велению своего сердца, то может считаться христианином. Письменные библейские тексты Мюнцер не отвергал, но полагал враждебными понятию истинной веры. В этом он не находил единства с Лютером и другими религиозными философами своего времени.
Кроме того, в поздний период своей жизни Мюнцер все чаще уходил в сторону познания мистического опыта, почти сектантство. Он увлёкся спиритизмом и толкованием сновидений. Поддался идеям познания христианства исключительно через боль и страдания, духовные и физические лишения. Эта тема активно поднимается во всех его проповедях и текстах.
Прижизненные труды
Сохранились некоторые богослужебные издания, напечатанные еще при жизни Мюнцера. Его авторству принадлежит:
- Немецкая церковная служба. Реформированное издание порядка богослужебных действий. Выпущено в 1523 году.
- Поддельная вера. Издано в 1523 году в декабре.
- Толкование второй главы пророка Даниила. 1524 года издания.
- Немецкая евангелическая месса. Издана в июле 1524 года.
- Манифест разоблачения ложной веры. Издан в 1524 году в октябре.
А также ряд других посланий и проповедей. Все труды Мюнцера издавались на немецком языке.
Наследие Мюнцера
- В последние годы жизни Томас Мюнцер все больше сближался с видными деятелями антибаптистского движения, состоял с ними в переписке. Некоторые исследователи даже считают их последователями проповедника, продолжателями его идей. Реформированные литургии Мюнцера применялись при службах в ряде церквей до 1535 года.
- Отчасти последователями этого религиозного деятеля считают и немецких философов более позднего времени. Например, Фридрих Энгельс считал его «социальным революционером». И даже Лютер использовал многие идеи Мюнцера в своих работах.
- В Шверине, в землях Мекленбург – Передняя Померания, установлен бюст проповедника. Изображение Мюнцера использовалось на восточно-германских купюрах, на банкнотах достоинством в 5 марок.
- Реформатору посвящено и немало литературных памятников. Общее количество романов и эссе о жизни Томаса Мюнцера насчитывает несколько сотен изданий. В 1956 году о нем снял художественный фильм немецкий режиссер Мартин Хельберг.
Личная жизнь
О личной жизни Томаса Мюнцера известно крайне мало. Он был женат на Оттилии фон Герсен, монахине, оставившей свою обитель под влиянием идей Реформации. Предполагается, что она входила в группу инокинь, покинувших монастырь в Видерштедте.
Поженилась пара в июне 1523 года. А в день Пасхи через год родился их первенец. Есть предположения, что на момент смерти супруга Оттилия снова была беременна. О дальнейшей судьбе женщины ничего неизвестно.
Смерть
Томас Мюнцер, когда стало понятно, что крестьянское восстание потерпело неудачу, совершил попытку к бегству, но был обнаружен и схвачен во Франкенхаузене.
Личность определили лишь по переписке, которая была у мужчины при себе. Вместе с другим лидером реформаторов, Генрихом Пфайфером. Мюнцера пытали, получив признание. 27 мая, в Мюльхаузене, их обоих казнили, показательно выставив головы мятежников над стенами замка в назидание другим.