Виктор Васильевич Талалихин

Виктор Талалихин — биография


Виктор Талалихин – легендарный советский летчик-истребитель, одним из первых совершивший ночной воздушный таран фашистского бомбардировщика. В августе 1941 года был удостоен звания Героя Советского Союза.

Каждому герою Великой Отечественной войны была уготована нелегкая судьба, но всех их объединяла преданность Родине и готовность отдать свою жизнь за мирное небо над головами миллионов соотечественников. Одним из таких отважных смельчаков стал Виктор Талалихин, совершивший знаменитый ночной таран и уничтоживший вражеский бомбардировщик He 111.

О бессмертном подвиге героического летчика писали все советские газеты, имя Талалихина было навсегда вписано в историю страшной войны середины двадцатого века. Виктору было всего 23 года – возраст, в котором молодые люди только начинают взрослую жизнь, оканчивают университеты, устраиваются на работу, заводят семью. Война перечеркнула жизни многих молодых патриотов, в их числе легендарный советский летчик Виктор Васильевич Талалихин.

Ранние годы

Витя родился 18 сентября 1918 года в населенном пункте Тепловка под Саратовом. Рос в обычной рабочей семье, поэтому к физическому труду приучился рано. Окончив семилетнюю школу в соседнем городе Вольск, в 1933 году юноша отправился в столицу, где устроился на Московский мясокомбинат.

Талалихин был типичным представителем «сталинского» поколения – патриотично настроенный, мечтающий о светлом будущем для своей страны. Мечтой юности для Виктора была карьера профессионального летчика, ведь в те годы советская авиация переживала небывалый подъем. Имена выдающихся летчиков знал каждый гражданин СССР, и все молодые люди старались равняться на этих смелых и мужественных парней. Еще до начала войны оба брата Вити посвятили себя авиации, и это стало еще одним аргументом для выбора будущей профессии.

Виктор Васильевич Талалихин
Виктор Талалихин

Осенью 1935-го молодой человек записался в кружок планеризма, созданный руководством мясокомбината. Такие секции в те годы открывались по всей стране, особенно на крупных предприятиях. Через год по линии комсомола Талалихину выдали путевку в профессиональный аэроклуб, находившийся в Пролетарском районе Москвы. Пройдя месяцы подготовки, в 1937 году юноша совершил свой первый самостоятельный вылет на небольшом самолете У-2. В наши дни ведутся бесконечные споры о том, хорошо или плохо жилось в Советском Союзе, но факт остается фактом – у молодых людей тогда была реальная возможность осуществить заветную мечту и стать летчиком, разведчиком, подводником или военным конструктором. Для этого на советских предприятиях повсеместно открывались специализированные кружки, а далее талантливые и усердные молодые ребята всегда могли продолжить изучать любимое дело уже в профессиональных организациях.

С 1937 по 1938 Виктор обучался в Борисоглебской военной авиационной школе. Здесь проходили обучение будущие летчики-истребители, бомбардировщики и разведчики, которые впоследствии вступали в Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот. Между собой это заведение называли «школой Чкалова», так как одним из его выпускников был легендарный Валерий Павлович. В 1938 году школа была переименована официально, став военным училищем имени Валерия Чкалова.

В военной авиации

Борисоглебскую школу Талалихин окончил со специальностью летчика-истребителя и в звании младшего лейтенанта. Молодого человека распределили в Московский военный округ, где он получил должность младшего летчика в 27-м истребительном полку Военно-воздушных сил. В тот период Талалихину доверили в управление самолет И-153. Боевое крещение парень прошел на Карельском перешейке, куда его группу перебросили для участия в советско-финской войне.

Виктор Васильевич Талалихин

Из официальных источников известна следующая информация: во время этой войны Талалихин совершил 47 боевых вылетов, в ходе которых ему удалось подбить три финских самолета. За это достижение молодой начальник связи 3-й эскадрильи 80-го авиационного полка был удостоен Ордена Красной Звезды. В современных статьях этот факт из биографии Виктора часто подвергают сомнению. Так, издание «Совершенно секретно», ссылаясь на документы авиационных подразделений, опубликовало иные данные. По словам авторов статьи, 3-я эскадрилья Талалихина не участвовала ни в одном сражении с финнами, а более того, на вверенном его полку участке фронта авиация противника и вовсе отсутствовала. Боевые вылеты производились, но лишь с целью штурма огневых точек врага. Как бы то ни было, своими действиями советские летчики защитили целую стрелковую дивизию и оперативный полк отрядов НКВД.

Великая Отечественная война

До начала Второй мировой Виктор отучился на курсах командиров летных звеньев, после чего получил должность командира группы эскадрильи 177-го полка истребителей. Когда 22 июня 1941 года было объявлено о вторжении немецких войск, младший лейтенант Талалихин был полностью готов к боевым действиям против захватчиков.

Современники Виктора характеризовали его, как спокойного, мыслящего молодого человека, в нем чувствовалась некая нацеленность на важные поступки. При этом он никогда не декларировал ни воинственность, ни жажду великих подвигов. Он просто жил и делал свое дело, стараясь каждый раз поступать согласно своей совести. Многие знакомые летчика отмечали, что не были удивлены, когда узнали о совершенном им подвиге.

Виктор Васильевич Талалихин

Интересно, что такой маневр, как воздушный таран, впервые применили именно русские ребята. Начало великим подвигам в небе положил прославленный летчик, штабс-капитан Петр Нестеров. Осенью 1914 года, сражаясь подо Львовом, он протаранил австрийский самолет, управляемый опытными пилотами Фридрихом фон Розенталем и Францем Малиной. В том бою Нестеров трагически погиб, но имя его навсегда осталось в истории русской военной авиации.

Еще один летчик, прославившийся ночным тараном – интернационалист Эву Хеньо, известный в Советском Союзе под именем Евгений Степанов. В составе авиаполка испанских республиканцев он совершил таран итальянского самолета, супермощного по тем временам бомбардировщика SM-81. Совершив маневр, Евгений успел катапультироваться, что спасло ему жизнь.

В первые месяцы Великой Отечественной войны советский летчик-истребитель И. Иванов атаковал вражескую машину в небе над Дубно, в районе аэродрома Млынов. Совершив таран, Иван погиб, а после был посмертно награжден званием Героя Советского Союза. Вообще, в первые дни войны русские летчики совершили еще несколько дневных и ночных воздушных таранов. Один из них принадлежит младшему лейтенанту авиации Л. Бутерину, атаковавшему над Ивано-Франковском (тогда Станислав) вражеский самолет «Юнкерс». Еще один подвиг совершил летчик имя которого осталось неизвестным: на своем небольшом У-2 он протаранил грозный немецкий «Мессер», уничтожив вражескую машину. За все время этой страшной войны советские парни провели более полутысячи воздушных таранов, два десятка из которых пришлось на первый день боевых действий. Это позволило сбить спесь с противника, безоговорочно верившего с свое превосходство в воздухе.

Виктор Васильевич Талалихин

Ночью 6 августа 1941-го полк Талалихина был поднят по тревоге, после чего на перехват вражеских истребителей в небо взмыли боевые советские машины, в том числе И-16 под управлением Виктора. Немецкие самолеты направлялись в самое сердце страны – на Москву.

Немецкого бомбардировщика He-111, пилотируемого лейтенантом Ташнером, Виктор настиг в небе над подмосковными Щеглятьево и Добрынихой. Сблизившись с вражеской машиной, Талалихин поймал ее в прицел и открыл огонь, однако Ташнеру удалось увернуться. Немец попытался скрыться от советского летчика, которому с третьей попытки все же удалось зацепить правый двигатель противника. Однако Не-111 не сдавался и продолжал полет. Виктору, израсходовавшему все боеприпасы, не оставалось иного выхода, кроме как попытаться протаранить машину врага. Оккупант продолжал обстреливать И-16, советский летчик получил легкое ранение. Тем не менее, ему удалось подойти к немцу с хвоста и ударить по его машине винтом. Не-111 был уничтожен, Талалихин успел катапультироваться.

Героический летчик упал в озеро, куда на его счастье прибежали местные жители и помогли ему спастись. Селяне отвели бойца в деревню Степыгино, где ему была оказана медицинская помощь. После Талалихин вернулся в расположение своей части и рассказал о произошедшем. Когда руководство полка доложило о подвиге своего летчика вышестоящему военному руководству, он был награжден званием Героя Советского Союза.

Награждение героя прошло 2 сентября 1941 года в Кремле. Вместе с высоким званием Виктор был удостоен медали Золотая звезда и ордена Ленина. Интересно, что упавший самолет Талалихина удалось обнаружить только через 73 года после легендарного тарана.

Виктор Васильевич Талалихин

После церемонии награждения Виктор вернулся в расположение части и продолжил нести службу, получив назначение на должность заместителя руководителя эскадрильи. Позже командира эскадрильи тяжело ранили, поэтому исполнение его обязанностей возложили на молодого героя.

Виктор Васильевич провел еще несколько тяжелых, но успешных авиационных операций. К сожалению, жизнь большинства пилотов в первые годы ВОВ оказывалась очень короткой. По печальной статистике летчики-истребители погибали после 5-6 боевых вылетов, а штурмовики – после десяти. Каждый третий таран означал неминуемую гибель, особенно, если он осуществлялся в ночное время. Каждого пилота, решившегося на столь опасный шаг, можно без какого-либо преувеличения назвать героем.

Смерть и память

Виктора Талалихина смерть настигла 27 октября 1941-го, во время авиационных боев в окрестностях Подольска. Через три года после окончания войны Талалихин был навечно включен в состав первой эскадрильи 177 полка авиации. Как и многие прославленные летчики, Виктор стал частью «пантеона» героев СССР.

В честь легендарного летчика-истребителя был назван городок в Подмосковье, множество улиц по всей стране, технологический колледж в столице, несколько школ. Могила молодого героя находится на Новодевичьем кладбище Москвы.

  • Музей боевой авиации имени Виктора Талалихина в Домодедово
  • Село Талалихино возле города Чехов МО
  • Городок Домодедовского района неподалеку от места крушения самолета.
  • Памятник возле школы № 1 г. Вольска, где обучался Талалихин
  • Монумент возле деревни Лопатино в Подмосковье
  • Памятник в Москве
  • Бюст в Саратове
  • Мемориальная доска в Домодедово
  • Стела возле дома героя в Тепловке.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Виктор Васильевич Талалихин?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя