Владимир Святославович — биография
Владимир Святославович – князь новгородский, великий князь киевский, креститель Руси.
Он сыграл исключительно важную, судьбоносную роль в истории России. Князь Владимир Святославович – именно через него Русь обрела православную веру, а сам он, всем сердцем восприняв Христа, повел за собой народы к свету Божию. Его называли равноапостольным, так как то, что он совершил, могли выполнить только апостолы, несшие веру Христову на многочисленных землях. По своим деяниям Владимир получил имя Великий, и именно так его поминают в храмах. Еще одно его имя – Владимир Креститель, так как он осуществил крещение древней Руси. А простой народ звал его Красное Солнышко, за добро и милосердие, проявленное им при жизни. Кроме Владимира Святославовича на Руси больше не было человека, кардинально и решительно сменившего ход ее истории.
Установить точную дату рождения князя историкам так и не удалось. Предполагают, что это неординарное событие произошло примерно в период с 955-го по 960-й годы. Местом рождения великого князя называют село Будятин близ Киева, но это документально не подтверждено. Владимир является потомком могущественного рода Рюриков, незаконнорожденным сыном князя Святослава Игоревича и девицы Ольги Малуши, служившей ключницей при княгине.
Княгиню сильно разгневала любовная интрижка сына, она решила избавиться от беременной рабыни, и отправила ее подальше от глаз своих. Однако от внука отказываться не стала, когда Владимир был трехлетним мальчишкой, его привезли в Киев. Далее его воспитанием занимался брат княгини – воевода Добрыня.
Новгород
Князь Святослав буквально не вылезал из военных походов, его мало интересовали внутренние дела на подвластных ему землях. Поэтому все территории, находившиеся в его владении, князь разделил между сыновьями. Ярополк начал править в Киеве, Олег получил Древлянскую область (территория современной Беларуси), Владимиру достался славный город Новгород.
Святослав Игоревич пал в жестоком сражении с печенегами в 972 году, и его сыновья теперь могли полноправно распоряжаться своими владениями. Однако братья не смогли жить в мире и согласии, Олег убил соратника своего брата Ярополка, и это стало причиной междоусобной войны. Ярополк сильно разгневался, и решил завладеть древлянскими землями брата. Он разгромил войско Олега в первом же бою. Погиб и Олег, его просто задавили на мосту убегающие от страха дружинники. Теперь земли брата принадлежали ему, но Ярополку этого оказалось мало, он мечтал заполучить и Новгород.
Владимир понял, что ему грозит смертельная опасность, не стал дожидаться участи Олега, а просто укрылся в Скандинавии у своих друзей варягов. Ярополк захватил Новгород, и теперь мог единовластно править Русью. Однако такое положение дел длилось недолго. Владимир не собирался отсиживаться за морем, у него появились союзники, потом он набрал войско и спустя два года сумел вернуть собственные владения – Новгород. Радости местных жителей не было предела, они вступали в ряды его войска. Владимир понял, что он уже в состоянии отвоевать у Ярополка и другие русские земли.
Гибель Ярополка
Вначале его путь лежал к древлянским землям, которые отошли Ярополку после гибели Олега. Владимир все верно рассчитал, местным жителям не нравилось правление Ярополка, и они приняли решение перейти на сторону младшего из братьев. Основательно укрепиться на завоеванных владениях можно было с помощью брака с Рогнедой, дочерью знаменитого князя полоцкого Рогволда. Но девушка ответила отказом Владимиру, причем, в оскорбительной форме. При всем честном народе она назвала его сыном рабыни, и сказала, что готова стать женой только Ярополку. Разгневанный Владимир отомстил ей со всей жестокостью. Он приказал дружине захватить Полоцк, и стереть с лица земли этот город, убить Рогволда и всю его семью. А до этого, прислушавшись к совету, который ему дал верный наставник Добрыня, он изнасиловал непокорную девушку прямо на глазах ее родителей.
Расправившись с Полоцком и семьей князя Рогволда, Владимир выступил на Киев. Ярополк испугался, он не собирался воевать. Отдал приказ об укреплении города и готовился удерживать длительную осаду. Однако решительно настроенный Владимир не собирался терять время в осаде, он придумал хитрость, которая помогла ему выманить Ярополка из Киева. Воевода Блуд, служивший Ярополку, продался Владимиру, и помог ему расправиться со своим бывшим военачальником. Блуд убедил Ярополка, что нужно бежать в Родень, а дальше уже сам Владимир предложил брату встретиться на переговорах. Однако вместо этого Ярополка ждала засада и смерть. Владимир после этого женился на беременной жене Ярополка, и теперь мог единовластно править Русью. Вскоре супруга родила сына, которого назвали Святополком.
Князь Киевский
Дружинники Ярополка присоединились к войску Владимира и вошли в Киев. Князь уже имел достаточно воинов, и в помощи варягов совсем не нуждался. К тому же, они постоянно грабили земли, захваченные в бою, а отдавать на разграбление Киев Владимиру не хотелось. По этой причине он решил оставить при себе только проверенных и верных соратников, а остальным предложил вернуться в Константинополь, где их якобы ожидают новые способы обогащения. Владимир обратился к византийскому императору с просьбой принять на службу варягов, отправить их в разные места. Император был рад оказанной Владимиром военной помощи.
После реформы собственного войска, Владимир начал укреплять собственную власть. В ее основе лежала языческая религия, оправдывавшая разгульный образ жизни князя. К тому времени он имел пять жен, причем, законных и примерно тысячу наложниц.
По приказу Владимира в Киеве возвели капище, соорудили огромных идолов главных богов языческой религии. Именно там постоянно проводили обряды, выполнялись жертвоприношения, укреплявшие власть князя. Так во всяком случае, думал сам Владимир. И сейчас сохранилось изображение Перуна, главного языческого божества. У него человеческая голова, увенчанная шлемом, усы, которые напоминают самого Владимира Великого.
На протяжении первых десяти лет правления князя Русью, он воевал и побеждал внешних врагов, объединял русские земли в одно целое государство.
Однако по мере расширения границ на запад, Владимир все отчетливее понимал, что нужно менять религию, выбирать более передовую и распространенную. Князь оказался дальновидным политиком, он быстро понял, что язычество препятствует дальнейшему развитию Руси. Многочисленные жители его земель – приверженцы христианства, в том числе и его родная бабка, княгиня Ольга.
После тщательного взвешивания всех плюсов и минусов, переговоров с представителями различных конфессий и советов, данных ему вельможами и мудрыми старцами, князь Владимир решил остановиться на христианстве. Именно принятие этой религии открывало двери для добрососедских отношений с Византией.
Личная жизнь
Правители Константинополя не раз пользовались военной помощью Владимира, и поэтому он решился попросить руки их сестры Анны Византийской. Императоры не возражали, но выдвинули одно условие – Владимир должен принять христианство. Но принцесса ответила категорическим отказом на предложение русского князя, она сказала, что никогда не станет женой варвара и внебрачного сына. Владимир пришел в ярость, отправил свое войско в Тавриду и организовал осаду Корсуни (современный Херсонес в Севастополе). Затем он снова обратился с предложением к принцессе, но теперь сказал, что если она откажет и на этот раз, то возьмет в осаду Константинополь. Императоры не нашли другого выхода, как уговорить сестру выйти замуж за Владимира. В пути ее сопровождали священники.
Братья снарядили роскошную свадебную флотилию, и отправили ее в Корсунь. Именно там и крестили князя Владимира, который к тому времени практически ослеп. Однако во время совершения обряда он прозрел, проникся Божией благодатью и сразу же окрестил своих приближенных – бояр и дружинников. Там же состоялось и венчание русского князя с византийской принцессой. Во время обряда князя крестили под именем Василий, так звали одного из братьев Анны. Владимир был настолько благодарен императорам, что не стал принимать от них щедрые свадебные подарки, и отдал им Корсунь.
По возвращению в Киев русский князь провел обряд крещения своим сыновьям, а спустя некоторое время и всем жителям города, приказав им явиться на берег Днепра. Биография князя резко изменилась после принятия христианства. По его приказу капище с языческими идолами полностью разрушили, на этом месте выросла православная церковь святого Василия. Византийские мастера помогли построить храм Пресвятой Богородицы, которому дали название Десятинный. Название не случайно, Владимир приказал отдавать на пользу церкви десятую часть всех доходов государства.
На территории всех земель появились просветители и священники, распространявшие на Руси новую веру. Владимир больше не поддерживал отношения с прежними женами, отказался от наложниц. Счастье в личной жизни он обрел с Анной, своей единственной женой, данной ему Всевышним. Именно Анна сподвигла Владимира на просветительскую деятельность, он издал указ об организации специальных учебных заведений, готовящих русских священнослужителей, стал автором нового церковного устава, названного Кормчей книгой. Владимир не жалел земельных угодий, и на Руси началось массовое строительство монастырей и церквей. Специально для русских монахов князь купил скит на Афоне.
Во время правления Владимира начали чеканить монеты из серебра и золота с его изображением. Если бы не эти монеты, потомки не смогли бы узнать, как выглядел при жизни сам Владимир. Князь стал истинным христианином, он не отказывал в помощи нищим и страждущим, открывал школы, больницы, помогал голодающим и неимущим.
Однако не все русские земли с радостью приняли христианство, как Киев. В некоторых областях отказывались принимать новую веру, организовывали бунты и восстания. Для их подавления Владимир всегда применял силу. В остальных вопросах он вел себя довольно миролюбиво, прекратил завоевательную деятельность, укреплял границы собственного государства. Это был период интенсивного строительства городов-крепостей, правителями которых стали его сыновья.
Но Русь продолжала страдать от бесконечных набегов печенегов, и поэтому периодически Владимиру приходилось браться за оружие.
Вражда между сыновьями
Незадолго до смерти Владимира его сыновья перессорились друг с другом, между ними разгорелась междоусобная война. Князь был отцом двенадцати сыновей, у каждого из которых были свои земли. Больше всех Владимир любил младших – Борис и Глеба, поэтому наследником трона решил объявить Бориса. Это очень не понравилось старшим сыновьям – Святополку и Ярославу.
Святополк был сыном старшего брата Владимира – Ярополка. С ранних лет мальчик ненавидел князя, называл его убийцей отца. Святополк взял в жены дочь польского князя, и, получив поддержку поляков, решил занять русский трон, несмотря на волю князя Владимира. Этот заговор вовремя раскрыли, Святополк был заточен в крепость.
Однако утрата трона не давала покоя новгородскому князю Ярославу, он отказался платить дань Киеву. Во главе войска Владимир отправился лично разобраться с сыном, но 15 июля 1015 года внезапно умер в своей загородной резиденции Берестово. Его смерть скрыли от окружающих, решили сообщить только Борису, чтобы остальные сыновья не узнали, и не захватили власть. Тело Владимира, завернутое в ковер, под покровом ночи тайком вывезли, и доставили в Десятинную церковь Киева. Там же его и похоронили в мраморном саркофаге.
До Святополка все же дошли слухи о смерти отца, и он решил претендовать на престол. Однако тут взбунтовались жители Киева, выступили с требованием посадить на трон Бориса. Святополку ничего не оставалось делать, как расправиться с Борисом и Глебом руками наемных убийц. После Святополк добрался и до брата Святослава, владевшего древлянскими землями. Остановить зарвавшегося брата довелось Ярославу. Он подождал момента, когда брат остался без поддержки своего войска, и выступил на Киев. Святополка не любили горожане, поэтому ждать от них помощи не приходилось. Он бежал, и впоследствии был убит в бою на реке Альт.
Память
Князя Владимира канонизировали, такой почести он удостоился за величайшие заслуги в создании государства и крещении Руси. Ежегодно 15 июля отмечается день его памяти, это большой религиозный праздник. Памятники Владимиру Великому есть во многих городах постсоветского пространства, его именем названы улицы и площади городов и поселков. В Херсонесе возвели величественный храм, названный именем Владимира Великого.
Тысячелетие со дня смерти князя Владимира отметили открытием в Москве самого большого в мире памятника 4 ноября 2016 года.