Жан Поль Марат

Жан Поль Марат — биография


Жан Поль Марат — политический деятель эпохи Великой французской революции, чей вклад в историю Франции и мировую политику трудно переоценить. Врач по образованию, он стал одним из самых радикальных и влиятельных журналистов своего времени, возглавив газету под названием «Друг народа». Под его руководством это издание стало мощным орудием в борьбе за права и интересы народа, а Марат сам получил прозвище «Друг народа». Его политические взгляды и активная гражданская позиция принесли ему множество поклонников среди сторонников революции. Однако его радикальные идеи также вызывали оппозицию и споры среди противников революционных преобразований.

Детство

В Швейцарии, в уютном городке Будри, появился на свет будущий революционер. Его отец, Жан-Батист Мара, занимавшийся медициной и пользовавшийся уважением в профессиональных кругах, и мать, Луиза Каброль, французского происхождения и до брака проживавшая в Женеве, обеспечили сыну качественное домашнее воспитание. Революционер с годами лишь с теплотой вспоминал о своих юных годах и о матери, в чьем образе он видел символ родины, что часто находило отражение в его политических выступлениях.

Семейная атмосфера была наполнена гармонией и спокойствием, где воспитание основывалось не на наказаниях, а на пробуждении интереса к чтению и размышлениям с раннего возраста.

Жан Поль Марат
Жан Поль Марат

В семье будущего деятеля насчитывалось трое братьев — Анри, Давид и Жан-Пьер, и две сестры — Мари и Альбертина. Особенно теплые взаимоотношения связывали его с Альбертиной, которая пережила брата и до 1841 года хранила его рукописи и документы, рискуя из-за политической обстановки во Франции того времени.

Давид, младший из братьев, в 1784 году переехал в Санкт-Петербург, где стал известным преподавателем Царскосельского лицея и завоевал особую симпатию у А.С. Пушкина, получив русское имя Давыд Иванович де Будри.

Данные о других братьях и сестрах остаются ограниченными: о Мари и Анри известны только даты рождения, а Жан-Пьер обосновался в Швейцарии, где управлял предприятием по созданию часовых стрелок и компасов.

Юношеский интерес к античности сыграл значительную роль в формировании его будущих политических убеждений. В детстве он также усердно изучал иностранные языки, благодаря чему в дальнейшем владел французским, английским, немецким, голландским, итальянским, испанским языками, а также латынью и древнегреческим, что позволяло ему читать труды римских историков в оригинале.

Наука

После утраты родителей Жан-Поль Марат зарабатывал на жизнь, давая частные уроки и практикуя в медицине, при этом часто переезжая из одного города в другой. Он провел более десяти лет в Англии и Голландии, где опубликовал ряд книг и памфлетов. Эти работы, отмеченные страстностью высказываний и острой критикой устоявшихся авторитетов, быстро принесли ему множество противников. Среди других планов Марата было намерение получить британское гражданство, чтобы жениться на Анне-Летиции Эйкин.

В 1773 году он выпустил работу под названием «О человеке, или Принципы и законы влияния души на тело и тела на душу», опубликованную в Амстердаме. Эта книга вызвала полемику с Вольтером и была последована революционным памфлетом «Цепи рабства», изданным в Лондоне в 1774 году и позже переведенным на французский язык и опубликованным в Париже в 1792 году.

Жан Поль Марат

Марат также прославился своими естественнонаучными исследованиями, хотя и подвергался критике за высокомерное отношение к таким ученым, как Ньютон, д’Аламбер и Лавуазье. Даже те исследователи, которые были открыты к его экспериментам, такие как Алессандро Вольта, не избегли его критики. Среди уважающих научные достижения Марата был Ж. П. Бриссо, который впоследствии стал его политическим оппонентом и критиковал Французскую академию за непризнание Марата.

В 1775 году Марат был удостоен степени доктора медицины Эдинбургским университетом, а с 1779 по 1787 год он занимал должность придворного врача у графа д’Артуа.

Французская академия наук, рассмотрев мемуары Марата по вопросам огня, электричества и других явлениях в 1779 году, признала его эксперименты новаторскими, точными и успешными, а метод – оригинальным.

В 1784 году Марат опубликовал труд «Памятка об электричестве в медицине», демонстрирующий его вклад в развитие медицинских знаний и технологий.

Журналистика

В 1774 году, на фоне революционных событий в Америке, Жан-Поль Марат выпустил свою первую политическую работу «Цепи рабства». Эта книга, написанная на английском языке и адресованная читателям Нового Света, практически не нашла отклика во Франции. В ней Марат выступил как непримиримый противник всех форм деспотизма, проанализировав их эволюцию на различных этапах развития общества и предложив визию общественного устройства на эгалитарных началах, опираясь на идеи Жан-Жака Руссо, но превосходя его в ряде ключевых моментов. Марат особо подчёркивал взаимосвязь между богатством и деспотизмом, акцентируя на более глубоком противоречии между богатыми и бедными по сравнению с конфликтом между феодальным дворянством и либеральной буржуазией.

Жан Поль Марат

В 1780 году Марат представил «План уголовного законодательства», в котором выступил в роли приверженца школы криминалистов-филантропов. В этом документе он затронул тему защиты семей преступников от позора, что нашло отклик у императора Иосифа II. Высказываясь о правах низших классов в духе просветительства, Марат провозглашал, что никакие излишества не могут принадлежать отдельным лицам, пока в обществе существуют нуждающиеся. Его исходные позиции были вдохновлены идеалами Руссо о том, что все государственные структуры возникли не через общественный договор, а через насилие и угнетение.

Марат критически оценивал существующее уголовное законодательство, утверждая, что те, кто ворует для выживания, лишь используют своё право на жизнь, и обвинял власти в принуждении бедняков к преступлениям, лишая их средств к существованию. Его «План уголовного законодательства» выделяется глубоким сочувствием к угнетённым и призывами к существенному ограничению смертной казни. Марат также оригинально подходил к оценке государственных преступлений, разделяя их на истинные и искусственные, и оправдывая любое действие против несправедливого государственного строя.

В 1791 году Марат разработал собственный проект Конституции и Декларации прав человека. Этот обширный документ, насчитывающий 60 страниц, оказал существенное влияние на конституционное развитие Франции 1793 года, предвосхищая и отражая ключевые принципы будущих революционных преобразований. Основываясь на глубоком анализе социальной несправедливости и деспотизма, Марат стремился к созданию общественного строя, где гарантировались бы равенство и справедливость для всех слоёв населения. Его предложения по конституции и декларации прав человека выделялись радикальными идеями, направленными на ликвидацию социальных барьеров и предоставление гражданских свобод каждому индивиду.

Таким образом, Жан-Поль Марат выступил не только как один из ключевых фигур французской революции, но и как мыслитель, опережающий своё время идеями об устройстве справедливого общества. Его работы, полные страстного протеста против угнетения и деспотизма, вдохновляли многих соратников и последователей. Марат утверждал, что основой для любого государства должна стать защита прав и свобод наиболее уязвимых слоёв населения, в том числе путём радикального переосмысления и реформирования уголовного законодательства.

Оставляя после себя наследие борца за права человека и социальную справедливость, Жан-Поль Марат остаётся одной из наиболее противоречивых и в то же время восхищающих личностей периода Великой Французской революции. Его идеи и труды продолжают изучаться и обсуждаться, как важный вклад в развитие политической мысли и борьбы за гуманистические ценности.

«Друг народа»

В 1789 году Жан-Поль Марат создал несколько значимых работ, включая «Дар отечеству» («Offrande à la patrie») и «Список пороков английской конституции» («Tableau des vices de la constitution anglaise»), в которых он анализировал и критиковал существующие политические системы, а также предложил свою концепцию конституционной монархии. Однако наиболее заметным его вкладом в революционное движение стало основание газеты «Друг народа» («Ami du peuple»), первый номер которой увидел свет 12 сентября 1789 года. Эта публикация продолжала выходить до самой смерти Марата, несмотря на изменения в названии.

Жан Поль Марат

Издание «Друг народа» было посвящено разоблачению и критике тех, кого Марат считал врагами народа, включая королевскую семью, министров и депутатов национального собрания. Газета отличалась особой резкостью и непримиримостью в оценках, что способствовало её широкому распространению среди парижского населения и повышению революционного настроя в обществе. «Друг народа» пользовался колоссальной популярностью, его тиражи расходились «нарасхват», а популярность издания была настолько велика, что появлялось множество подделок под его выходы.

Деятельность Марата в этот период оказала значительное влияние на развитие и формирование революционного сознания французского общества. Его неутомимая работа как публициста и критика существующего порядка, включая его усилия по организации общественного мнения через печатное слово, стали важным элементом революционной борьбы, способствуя расширению радикальных идей среди масс и подготовке почвы для глубоких социальных и политических перемен во Франции.

Революция

Жесткая риторика газеты «Друг народа» подвергла Жан-Поля Марата преследованиям, вынуждая его укрываться в подземельях и даже временно бежать в Англию. Тем не менее, эти испытания лишь усилили его решимость и желание бороться, увеличив его революционный запал. Марат призывал к радикальному обновлению общества, включая казнь сотен, если не тысяч, предателей. В конце 1791 года он временно переехал в Лондон, где принялся за написание «Экола дю ситуаен» («École du citoyen»), но уже в апреле 1792 года вернулся в Париж, где с новой силой взялся за свою издательскую деятельность.

Марат демонстрировал сложное отношение к монархии и республике, продолжая выступать в поддержку монархии, несмотря на свою активную борьбу против деспотизма. Эта позиция изменилась после июльских событий 1791 года, когда после расстрела демонстрантов и попытки короля бежать, Марат ясно выразил поддержку идеи свержения монархии, которая к тому времени уже пользовалась популярностью среди масс. 10 августа 1792 года последовало восстание, которое положило конец монархии, и король был арестован.

Жан Поль Марат

В декабре 1792 года Людовик XVI был предан суду Конвента, и Марат, призывавший к расправе над тиранами, настаивал на проведении судебного процесса над королём с соблюдением всех процедур, считая это необходимым для просвещения народа. Решение о казни короля было принято после поимённого голосования по его инициативе.

После избрания в Конвент от Парижа Марат возглавил фракцию монтаньяров и стал основной целью жирондистов, которые обвиняли его в подстрекательстве к контрреволюции. Вопреки протестам со стороны Дантона, он был привлечён к суду в апреле 1793 года за призывы к насилию и анархии, основываясь на публикациях в его газете. Однако революционный трибунал оправдал Марата, и он был торжественно возвращён в Конвент.

Смерть

В последние недели своей жизни Жан-Поль Марат, мучимый тяжёлой болезнью, не имел возможности выходить из дома, выступать перед публикой или активно участвовать в управлении страной. Тем не менее, его фигура продолжала вызывать глубокую ненависть у жирондистов, которые к тому времени уже потеряли власть. В 1793 году его здоровье значительно ухудшилось из-за прогрессирующего себорейного дерматита, осложнённого вторичными бактериальными инфекциями. Это состояние вызвало у него атопическую экзему и акне, заболевания, к которым он предрасположился, заботясь о заболевших английских бродягах.

Генетический анализ ДНК, извлечённой из страниц газет, испачканных кровью Марата, выявил принадлежность его к митохондриальным гаплогруппам H2a2a1f и K1a15. Исследования также показали наличие ДНК патогенных грибов Malassezia restricta, вызывающих себорейный дерматит.

Страдая от болезней, Марат проводил много времени в ванне, где и писал свои работы, и принимал посетителей. В этой обстановке, 13 июля 1793 года, его жизнь оборвала Шарлотта Корде — сторонница жирондистов, которая впоследствии была превозносима как героиня во времена реставрации и Второй империи. Её поступок вдохновил множество художников того времени на создание произведений искусства.

Жан Поль Марат
Смерть Жан Поль Марата

Умирая, Марат успел обратиться к своей спутнице с последними словами: «A moi, ma chère amie!». Его похороны 16 июля прошли с большими почестями в саду клуба Кордельеров, где было помещено его сердце. Позже, 21 сентября 1794 года, останки Марата были перенесены в Пантеон, но уже 8 февраля 1795 года из него извлечены и 26 февраля перезахоронены на кладбище у церкви Сент-Этьен-дю-Мон.

Таким образом, история жизни и смерти Жан-Поля Марата остаётся одной из самых ярких и драматичных страниц французской революционной эпохи, отражающей не только политические баталии того времени, но и личные трагедии участников этих событий.

Ссылки

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.

Вам нравится Жан Поль Марат?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя