Адам Мицкевич

Адам Мицкевич — биография


Адам Мицкевич (1798-1855) — один из известных поэтов Польши, которого по праву можно было бы назвать А.С. Пушкиным польского народа. Он является основателем нового направления в польской литературе — романтизма, а также одним из руководителей движения освобождения в Польше.

Детство и юность

Место рождения поэта — хутор Заоссе, находящийся недалеко от города Новогрудок. Раньше этой землёй владела Речь Посполитая, после чего её присоединили к России. Сейчас это белорусская территория, поэтому белорусы очень много знают о биографии, творчестве и личной жизни Адама Мицкевича.

Год рождения поэта — 1798-й. Отца его звали Миколаем, он принадлежал к старинному роду в Литве. Раньше отец Мицкевича был знатным человеком, но семья разорилась и никакого состояния у неё больше не было. Миколай Мицкевич был адвокатом, этим и кормил семью. В 1794 году он поддерживает вооружённое восстание, которое организовал Тадеуш Костюшко. Он учил своих сыновей любить Родину и уважать польских шляхтичей. Мать Адама — еврейка Барбара, из семьи скромных служащих.

Адам Мицкевич
Портрет Адама Мицкевича в молодости

С 1805 по 1815 гг. Адам учится в школе монахов-доминиканцев, где и начинает серьёзно увлекаться литературой. Свои первые стихи он пишет, будучи подростком. Учиться Адаму очень нравилось, поэтому ему вскоре дали государственную стипендию. Это помогло ему в будущем стать студентом Виленского университета. Студентом Мицкевич становится в 1815 году. Вначале он учился на физико-математическом отделении, потом перевёлся на истфак, так как тяга к литературе и истории у него со временем становилась всё больше и больше.

Будучи студентом нового факультета, Мицкевич стал увлечённо знакомиться с оригиналами античных произведений. Он изучает несколько иностранных языков и посещает занятия известных преподавателей. Именно они сыграли ведущую роль в формировании восприятия мира молодым человеком и научили его иметь собственное мнение по отношению к общественным и политическим событиям. Идеи классицизма в лекциях, которые слушал Адам Мицкевич, причудливым образом переплетались с романтическими тенденциями, подпитывающими интерес молодого поколения.

С 1817 года молодой студент становится участником объединений патриотов в университете. Это были филоматы и филареты. Их задачами было сохранить как родной язык страны, так и её достоинство в национальном плане. Особенно рьяно студенты занимались пропагандой помощи нуждающимся слоям населения. Немного позднее это стало частью политической программы новой организации.

Университет Мицкевич окончил в 1819 году. Он становится преподавателем в г. Ковно (современном Каунасе). Среди чиновников были люди, которые делали попытки отстранить Адама от политики и тайных обществ. Именно это побудило Мицкевича к созданию романтических баллад и поэм. В них он описывал свои политические взгляды.

Творчество

В 1822 году выходит первый сборник стихов поэта. У первого тома было «говорящее» название — «Поэзия», с балладами и поэмами. Через год в публикацию вышел и второй том, с поэмами «Гражина» и «Дзяды». Что касается социальной деятельности молодого человека, она оказалась в тесной связке с творческим направлением. В 1823 году Мицкевича арестовали, причиной ареста стало так называемое «дело филоматов». Несколько месяцев Мицкевич провёл в тюремном заключении, но в 1824-м году, благодаря усилиям друзей, его отпустили, а позже заставили покинуть город.

Адам Мицкевич Вынужденный к отъезду, поэт отправляется вначале в Санкт-Петербург, а потом — в Крым, Одессу и Москву. После такого турне он снова возвращается в Санкт-Петербург. В целом, на это путешествие Мицкевич потратил около пяти лет. Благодаря ему он знакомится с интеллигентными людьми нашей страны. Позже Мицкевич принимает решение посетить такие европейские страны, как Швейцария, Германия и Италия. В Германии Адам увлечённо слушает гегелевские лекции по философии.

На родину, в Польшу, Мицкевич попытался вернуться в 1830 году, во времена Ноябрьского восстания, но в Польшу его так и не допустили. Он вынужден остановиться в Париже, а позже — возобновить свои европейские скитания, приведшие его на итальянскую землю.

Параллельно с путешествиями Мицкевич не прекращает заниматься творчеством. Стихотворные формы у него самые различные, в том числе и двухтомник, о котором уже шла речь. Адам становится автором собственной программы, которую он строит, используя легенды и верования народа. Их основу составляло романтическое направление с чувствами во главе угла. Что касается жанра его произведений, его зачастую трудно определить.

Среди романтических произведений Мицкевича наиболее известными являются «Свитезь», «Свитезянка», «Парис» и «Романтика». Выпуск «Крымских сонетов» поэта состоялся, безусловно, после российской части его путешествия. Главная тема «Крымских сонетов» — это единство человека и природы.

В 1826-м году была опубликована книга о Конраде Валленроде, повествующая о событиях, бывших в 14-м веке. Главным персонажем произведения является магистр одного из монашеских орденов крестоносцев, а полностью книга называется «Конрад Валленрод. Историческая повесть из литовской и прусской истории». Магистр ордена крестоносцев находится в сложном положении. Он не знает, что ему выбрать: кодекс рыцарей или чувства патриота. Поскольку Мицкевич был участников тайной организации, именно этот персонаж послужил для него поводом описать те чувства, которые испытывал он сам.

Адам Мицкевич
Поэзия Адама Мицкевича издание 1822г

Российские читатели очень любят поэмы Адама Мицкевича «Альпухара» и «Повесть Вайделота». Эти поэмы были выпущены в тот же период, что и сказание о Валленроде, но смысловая нагрузка у них была уже иной.

Находясь в европейских странах, Мицкевич продолжает работать над своей поэмой «Дзяды». Он объединяет несколько эпизодических моментов этого произведения и рассказывает о том, какие верования и традиции были у народа, и к чему стремится лирический герой поэмы. В произведении чётко просматривается переплетение событий с современными реалиями, в которых жил поэт. Большое значение Мицкевич придавал филоматам и делу, организованному против них. Главный герой поэмы перевоплощается и обращается к Богу, взывая о справедливости в государственной среде и о том, чтобы народ не угнетали. Именно призма сказки позволила Мицкевичу подробно описать деспотизм монархического строя.

Многожанровое и самое известное творение поэта — «Пан Тадеуш». Его Мицкевич написал в свои «парижские» времена, в 1834 году. Поэма вскоре обрела национальный характер, не имеющий аналогов больше нигде. Автором было описано общество в Польше, которое готовится к вводу в страну наполеоновских войск. Произведение имеет счастливый конец, который, к сожалению, в реальности не состоялся.

Публицистика, кроме поэзии и политики, также является одним из ведущих интересов Мицкевича. В 40-х годах 19-го века из-под его пера выходит так называемая «лозаннская критика», с примерами романтического мессианства и предсказаниями. В стихах поэт отразил свою тягу к положительным изменениям в общественной жизни народа — именно они должны были сменить разруху. Такие изменения критики сравнивали со вторым Христовым пришествием, с повсеместным распространением христианских идей.

Адам Мицкевич

Аналогичные идеи наблюдаются у Мицкевича в произведении «Книга польского народа и пилигримства». Оно было опубликовано в 1832 году. Поэт был убеждён в том, что Польша способна оказать серьёзное противостояние тирании, демонстрируемой монархией. Что касается религиозных отсылок книги, католическая церковь их не одобряла.

В 1849 году выходит цикл лекций Мицкевича, который он читает в Париже. Удивительно, но поэт мог преподавать различные виды литературы: Польши, России, Чехии и Сербии. В преподавании он всегда связывал литературные аспекты с историческими, углубляясь в мессианские идеи и личное мировоззрение.

Известно огромное влияние творчества поэта на культуру в Польше в целом. Литература 19-го и 20-го века полна цитатами и ссылками именно на его творения. Польские театральные деятели взяли как базис для пьес его произведения, а режиссёр Анжей Вайда снял кинокартину «Пан Тадеуш» в 2000 году.

Личная жизнь

И личная жизнь, и биография Мицкевича в целом имеют тесную связь как с социологией, так и с политикой того времени. Первое время Мицкевич не особенно беспокоился о своей личной жизнь, так как занимался творчеством и политикой, но чувства ему оказались вовсе не чужды. В университете поэт влюбляется в Марылю Верещако, но отец обручил девушку с другим человеком — графом Путткамером. Поэт долго страдал по своей любимой и считал её своей музой.

Настоящая семья появилась у Мицкевича в 1834 году. Он женился на Целине Шимановской, дочери одной из пианисток посещаемых им петербургских салонов. В браке у них появилось шестеро детей.

Адам Мицкевич Работа на благо общества всегда стояла у Мицкевича на первом месте. Он зарабатывал деньги для семьи преподаванием, не забывая о своей публичной деятельности. В 1841 году А. Товяньский с его мистикой и мессианством становится авторитетной личностью для Мицкевича и его убеждений. Поэт стал делиться идеями Товяньского со своими студентами. За это его отстранили от преподавательской работы. Отставка Мицкевича состоялась в 1851 году. Далее он формирует Польский легион, который провозглашал независимость итальянского народа и становится издателем газеты в Париже под названием «Народная трибуна». В 1852 году в Париже Мицкевич становится библиотекарем. Через три года умирает его жена. Поэт заботится о своих детях намного меньше, чем о своей бурной деятельности. Он мечтает вместе с соратниками сформировать новый Польский легион.

Язык Адама Мицкевича

На языке, с помощью которого писал свои произведения Адам Мицкевич, говорила польская шляхта, проживающая на территории Литвы и Белоруссии. Сам Мицкевич тоже относился к ней. Язык содержит много фраз именно из белорусского языка, отличительной особенностью которого являются местные говоры. Их называют «провинциализмами», их в свой язык поэт включал намеренно, желая подчеркнуть своё личное происхождение. Один из профессоров Белорусского государственного университета, Н. Хаустович, отметил, что Мицкевич называет язык своих произведений «польским», иногда — «литвинским».

Адам МицкевичПоскольку Мицкевич знал литовский язык, им были придуманы красивые и оригинальные имена с использованием слов на литовском языке — например. Гражина или Живиле. Жемайтский говор литовского языка был записан поэтом в виде фрагментов во Франции, в Париже. Он встретился с Л. Корыльским, одним из своих друзей. Они играли в шахматы и пели песни как на польском, так и на литовском языках. Мицкевич услышал жемайтский говор в песнях, исполняемых Корыльским и начал записывать их. Впоследствии его сын Владислав опубликовал эти записи в 1908 году.

Смерть

Константинополь — город, куда отправляется поэт в 1855 году с планами сформировать ещё одну организацию, которая бы объединила французский и английский народы. Целью этого объединения была борьба против российского народа во времена войны в Крыму. Новые планы вдохновили Мицкевича, однако им не суждено было осуществиться: он заразился холерой и умер. Поэт был погребён в Париже, позже перевезён в Краков, в Вавельский собор.

Множество интересных вех в биографии Адама Мицкевича вдохновили художников на то, чтобы писать его портреты, а литературных критиков на то, чтобы исследовать и анализировать его творчество. После того как Мицкевич умер, люди достойно оценили его роль в философских взглядах и убеждениях современников. Памятники литератору можно увидеть в таких городах, как Познань, Варшава, Париж и Краков, а Польская библиотека, находящаяся в Париже, может похвастаться уникальным музеем, где хранятся личные вещи Мицкевича: этот музей основал один из его сыновей в начале 20-го века.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Адам Мицкевич?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя