Айрис Мёрдок — биография
Айрис Мёрдок — английская писательница и мыслительница ирландского происхождения, выдающаяся фигура послевоенной английской литературы. Она также была награждена званием Дамы-командора ордена Британской империи.
Детство
Жизнь Джин Айрис Мёрдок началась 15 июля 1919 года в Дублине, столице Ирландии. Её отец, бывший кавалерист Первой мировой войны, занимался государственной службой, а мать была известной оперной певицей. Судьба свела их в Дублине, и в 1918 году они заключили брак. Через год в их семье родилась дочь.
В 1920 году Айрис вместе с семьёй перебралась в Лондон, где и прошло её детство. Она всегда глубоко переживала за события в родной Ирландии и гордилась своим происхождением. В одном из интервью Мёрдок рассказала, что её детские годы были наполнены счастьем, и она любовно описывала свои отношения с родителями как «идеальную троицу любви».
Окончив частную школу в Рохемптоне, Айрис продолжила образование в учебном заведении для девочек в Бристоле. В 1938 году она поступила в Сомервилльский колледж Оксфордского университета. Сначала она обучалась на курсе английского языка, а затем перешла к изучению классической и британской литературы. В 1942 году Мёрдок с отличием завершила учёбу, получив диплом первой степени.
Из-за Второй мировой войны Айрис не смогла продолжить образование сразу после колледжа. Она начала работать в Министерстве финансов, а в 1944 году перешла на должность клерка в ООН, где проработала два года. В 1947 году она поступила в аспирантуру Ньюнхемского колледжа Кембриджского университета, начав изучение философии.
В последующие годы Мёрдок преподавала философию в колледже Святой Анны в Оксфорде, где она провела 15 лет. Оксфорд стал для неё местом значительных жизненных событий и профессионального становления.
Литературное творчество
Писательская деятельность Айрис Мёрдок началась относительно поздно, когда она опубликовала свой первый роман «Под сетью» в 1954 году. До этого момента литературное творчество для неё было лишь хобби. Хотя она и писала до официального дебюта, её ранние произведения не были представлены широкой аудитории.
Рецензии на «Под сетью» были смешанными: некоторые критики высоко оценили книгу, другие же резко критиковали за сложное сочетание элементов плутовского романа и философии. Впоследствии этот роман вошёл в список «100 величайших англоязычных романов всех времён» по версии журнала Time. Это произведение стало единственным в библиографии Мёрдок, где преобладает юмористический жанр.
После первого успеха Айрис всерьёз решила посвятить себя литературной карьере. Её следующий роман «Бегство от волшебника», вышедший через два года, был значительно повлиян философией экзистенциализма, которая тогда пользовалась большой популярностью.
В 1953 году Мёрдок написала книгу о Жан-Поле Сартре, которая отражала её интерес к экзистенциализму, вдохновлённому такими работами Сартра, как «Стена» и «Тошнота».
Конец 1960-х годов ознаменовался выходом серии романов, которые исследователи творчества Мёрдок классифицировали как «романы ужаса и тайн». К этой серии относятся «Единорог», «Время ангелов», «Отсеченная голова» и «Итальянка». В этих произведениях автор исследует влияние разрушительных страстей на человека.
Комический элемент получил продолжение в романе «Дикая роза», где Мёрдок показала себя как мастер реалистической прозы и наследница традиций британской литературы. Роман затрагивает темы свободы, любви и брака, исследуя их взаимосвязь. В 1974 году по книге был снят четырёхсерийный фильм на американском телевидении.
1970-е годы для Мёрдок стали периодом зрелости как писательницы, стремящейся продолжить традиции Шекспира, символа добра. Она погрузила читателей в театральную поэтику, создавая свои версии классических литературных сюжетов. В «шекспировском» цикле вышли такие работы, как «Дилемма Джексона», «Черный принц», «Море, море». В этих романах классические герои получили новую интерпретацию, сосредоточенную на поиске смысла жизни и добра.
Особое внимание в своём творчестве Мёрдок уделяла вдохновению от Платона, размышляя о нравственной жизни, соотношении иллюзии и реальности. В романе «Человек случайностей» она обильно обсуждала моральные искания и проблему ответственности перед другими людьми, используя комическую форму изложения.
«Черный принц», считающийся одним из лучших её произведений, вышел в 1973 году. Этот роман представляет собой авторскую интерпретацию истории о Гамлете и включен в «платоновскую» серию. Сложная структура романа чередуется с философскими размышлениями главного героя, предлагая читателям различные варианты трактовки сюжета. Книга была номинирована на Букеровскую премию и получила приз Джеймса Тейта.
В 1980-х годах творчество Мёрдок ознаменовалось увеличением игровой составляющей, превращая её романы в ребусы с зашифрованными смыслами и сложными аллюзиями. Роман «Школа добродетели», опубликованный в 1985 году, рассказывает о психоаналитике, одновременно являющемся человеком, демоном и волшебником.
Последние произведения Мёрдок, включая «Дилемму Джексона», опубликованную в 1992 году, отличались усиленной моралистичностью, утратив первоначальное очарование её прозы.
В 1987 году Айрис получила звание «Почетного профессора Оксфорда», в следующем году её удостоили престижного Шекспировского приза, а в 1989 году она была награждена титулом «Дама Командора Британской империи». В 1997 году Мёрдок была удостоена премии «Золотое перо» за вклад в британскую литературу.
Личная жизнь
Личная жизнь Айрис Мёрдок была полна трагических и вдохновляющих событий. Она пережила утрату двух близких людей во время войны — Франца Штайнера и Фрэнка Томпсона, что долгое время оставило отпечаток на её способности строить новые отношения.
Однако, в начале 1950-х годов, в Оксфорде, Айрис познакомилась с Джоном Бейли, который работал учителем, писателем и литературным критиком. Общие интересы сыграли ключевую роль в их отношениях, и в 1956 году они поженились. Этот брак оказался крепким и продолжался до конца жизни Айрис Мёрдок. У пары не было детей, но их жизнь была полна творчества и взаимопонимания.
После смерти Айрис, её муж Джон написал биографию, которая содержала множество архивных фотографий и послужила основой для создания популярного фильма, удостоенного нескольких «Оскаров». Однако этот проект был встречен неоднозначно родными и друзьями писательницы, которые утверждали, что книга искажает и преувеличивает реальные события её жизни. Эти разногласия показывают, насколько сложно и деликатно затрагивать личную жизнь выдающихся личностей, даже посмертно.
Смерть
Айрис Мёрдок, творчество которой признано всем литературным сообществом, в последние годы жизни страдала от болезни Альцгеймера, что и стало причиной её смерти.
Из-за болезни она испытывала серьёзные проблемы с памятью и была не в состоянии продолжать свою интеллектуальную деятельность, а также самостоятельно ухаживать за собой. Все заботы о ней взял на себя её супруг, который делал всё возможное, чтобы Айрис не отдали в дом престарелых.
8 февраля 1999 года Айрис Мёрдок скончалась. Писательница оставила после себя великое наследие, состоящее из множества произведений, которые продолжают вдохновлять и находить отклик у читателей по всему миру.