Альбрехт Дюрер — биография
Альбрехт Дюрер – немецкий художник эпохи Северного Возрождения. Его достижения оказали серьезное влияние на развитие науки и искусства. Из по его кисти вышли неповторимые рисунки и гравюры. Помимо живописи мастера интересовало изучение многих наук: геометрии, философии, астрономии и градостроительства. Талант этого человека можно оценить и сейчас, взглянув хотя бы на одну из его работ, каких осталось множество. По объему наследия Альбрехта Дюрера искусствоведы сравнивают его с величайшими коллекциями Рембрандта и Леонардо да Винчи. В течение жизни занимался и теорией искусства, создал практическое руководство на немецком языке в рамках изобразительного и прикладного искусства.
Ранние годы
Рождение будущего художника произошло в Нюрнберге 21 мая 1471 года. Родителями мальчика были венгры, сумевшие мигрировать в Германию. Этот ребенок стал третьим из восемнадцати рожденных в семье. Но выжить было суждено только троим братьям: Альбрехту, Эндресу и Хансу.
В 1477 Альбрехт приступил к занятиям в латинской школе, а возвращаясь домой, помогал отцу по хозяйству и в его ювелирной мастерской. Дюрер старший искренне надеялся, что способный сын продолжит его дело. Но творческий талант Альбрехта начал проявляться очень рано. Тогда родители поняли, что мальчика ждет иного будущее. Первые знания, полученные от отца, пробудили интерес к постижению и других научных секретов. Целью мальчика стало обучение под руководством гравера и живописца Михаэля Вольгемута. Отец не был в восторге от такого выбора, но был вынужден пойти ребенку навстречу и отправить под крыло его кумира.
Мастерская Вольгемута славилась безупречной репутацией и была очень популярна. Будучи пятнадцатилетним юношей, Альбрехт легко усвоил азы живописи и рисунка, а затем увлекся гравированием по меди и дереву. Дебютной работой талантливого юноши стал «Портрет отца».
В период с 1490 по 1494 годы начинающий художник пребывал в путешествии по Европе, пополняя багаж знаний и получая бесценный опыт. Дюреру удалось поработать в Кольмаре с сыновьями самого Мартина Шонгауэра, которого к тому времени уже не было в живых. Альбрехт также входил в круг гуманистов и книгопечатников.
Во время путешествия Альбрехт получил из дома письмо, в котором отец оповещал сына о его предстоящем браке с Агнесс Фрей благородного происхождения. Так начинающий художник вошел в новый статус, а затем решил открыть собственное дело.
Творчество
Творческая деятельность этого художника просто безгранична, так же, как велики идеи и широкий круг интересов. В качестве ведущего направления деятельности Альбрехт избрал живопись, гравюру и рисунок. За свою жизнь он создал более девятисот листов изображений. Такой объем работ и их разноплановость позволили искусствоведам сравнить художника с Леонардо да Винчи.
Альбрехт Дюрер за свою биографию художника испробовал различные техники исполнения: он использовал уголь, карандаш, тростниковое перо, акварель и даже серебряный штифт. При этом во главу угла он ставил рисунок как важнейший этап создания композиции. Отражение в творчестве художника нашла и религиозная тематика, что было в духе искусства эпохи жизни Дюрера.
Благодаря нестандартному мышлению, склонности к поискам и экспериментам мастер не стоял на месте, а находился в постоянном творческом развитии. Одним из первых серьезных заказов, поступивших молодому мастеру, является роспись дома горожанина Зебальда Шрейера. Успешная работа художника создала ему хорошую репутацию, и после этого наслышанный успехами Дюрера курфюрст Саксонский Фридрих Мудрый заказал написание своего портрета, вслед за ним последовали и другие знатные люди. Дюрера привлекала европейская традиция написания картин: модель располагалась на фоне пейзажа в трехчетвертном развороте, таким образом удавалось детально прорабатывать каждую, даже самую мельчайшую, деталь изображения.
Центральное место в деятельности мастера было отведено гравюрам. Полноценные циклы детищ художника стали появляться в его личной мастерской, действующей в Германии. Первые работы создавались под руководством Антона Кобергера. Начинающий, но бесспорно талантливый, художник не боялся экспериментов и часто пребывал в творческом поиске, в связи с этим часто обращался к новым техникам.
Работы живописца начала активно продаваться. Он находился в тесном сотрудничестве с городскими изданиями, писал картины на заказ. В 1498 им были изготовлены ксилографии для издания «Апокалипсис», впоследствии это прославило автора в Европе. Дюрер был принят в общество гуманистов, лидером которых являлся Кондрат Цельтис.
В 1505 году художник занимался работой для Сан-Бартоломейской церкви в Венеции. Он создал алтарный образ, который получил название «Праздник четок». Среди изображенных можно рассмотреть доминиканских монахов, которые молятся с четками в руках. В центре располагаются Дева Мария и младенец Иисус.
Итальянская школа оказала влияние на манеру живописца. Он начал совершенствовать технику описания человеческого тела, особое внимание уделял положению в движении и сложных ракурсах. Прежняя готическая угловатость, свойственная работам художника, уступила место гибким линиям. Мастер получал заказы на алтарные образы. Венецианским советом было предложено большое состояние, только бы творец остался в Италии и продолжил свое дело. Но верность родине была сильнее желания озолотиться, поэтому Дюрер ответил отказом. Популярность художника быстро набирала обороты, и в скором времени он смог приобрести большой дом в Циссельгассе.
Картина «Поклонение волхвов» написана сразу после возвращения из Италии и отличается чертами, присущими итальянскому Ренессансу. Сюжет картины отражает библейскую историю. Произведения Дюрера, создававшиеся с 1507 по 1511 годы, имеют симметрию, прагматичность, строгую манеру изображения. Дюрер не пренебрегал пожеланиями заказчиков и старался придерживаться консервативной традиции, при этом цикл его венецианских работ нельзя назвать ограниченным.
Знаковым моментом в биографии Дюрера стала встреча с императором Максимиллианом I. Правитель, осведомленный о талантливых произведениях живописца, заказал собственный портрет. Однако, не имея возможности расплатиться с живописцем сразу, император предложил творцу ежегодные выплаты. Что позволило Дюреру абстрагироваться от живописи и заняться давно полюбившейся гравюрой и научными исканиями. «Портрет Максимиллиана» обрел мировую известность: император изображен на полотне с желтым гранатом в руках.
Разноплановое творчество Альбрехта повлияло на изобразительное искусство Северной Европы в шестнадцатого столетия. Мастером был превознесен жанр автопортрета, который позволял сохранить правдивый образ деятеля для потомков. Художник, помимо написания портретов на заказ, создал множество автопортретов, ряд которых напоминает современные фотографии. Наиболее интересными являются с остролистом и в одежде, богато отделанной мехами.
Дюрер трепетно относился к рисункам, созданным им процессе обучения, поэтому сохранившаяся коллекция графических работ вызывает интерес во всем мире и является одной из самых крупных среди всех существующих. Желания заказчика всегда учитывались художником, но при этом он не боялся вносить свое видение, благодаря чему его талант раскрылся в полной мере. Такую же легкость мастер испытывал и в момент создания гравюр.
Одной из известнейших гравюр художника является «Рыцарь, смерть и дьявол». Она символизирует жизненный путь человека. От искушений его охраняет вера, а дьявол в это время ждет удобного момента, смерть же отсчитывает оставшееся время до кончины. Работа «Четыре всадника Апокалипсиса» входит в библейский цикл. Героями произведения стали четыре великих явления: Победитель, Война, Голод и Смерть способны смести все на своем пути, воздав всякому по заслугам.
Личная жизнь
Личная жизнь художника началась довольно рано, в 1494 году. Когда по рекомендации отца он взял в супруги Агнессу Фрей, представительницу знатного старинного рода. По традициям того времени, жених и невеста не могли видеться до свадьбы. Но поскольку Дюрер уже хорошо писал портреты, то отправил своей невесте автопортрет, который и послужил его первой весточкой. На первом месте в жизни мастера всегда находилось творчество, поэтому институт семьи им был отодвинут на второстепенный план. Обвенчавшись с юной супругой, Дюрер уехал в Италию и так и остался равнодушным к девушке.
Великими произведениями Дюрер получил мировое признание, обзавелся высоким статусом и занял солидное положение в обществе. Но как семьянин и отец состояться не успел. Союз с Агнесс остался бездетным.
Смерть
После ухода Максимиллиана I в 1520 году ежегодные выплаты Дюреру прекратились. Обеспокоенный этим, он решил лично выяснить обстоятельства, но в дороге сильно заболел. По предположению биографов, художник заразился в Нидерландах малярией.
Сильнейшие приступы мучили творца до последней минуты. Через 8 лет в 1528 году, живописца не стало в родном Нюрнберге.
Память
Вклад этого художника в искусство неоспорим, поэтому память о нем запечатлелась в разных городах и странах. Так в Нюрнберге в 1821 году был открыт фонтан. А к четырехсотлетию со дня смерти живописца немецкий медальер изготовил памятную медаль. Дом Дюрера в Нюрнберге был выкуплен, и до сегодняшнего времени выполняет функции дома-музея, пережившего войну и восстановленного после бомбежек.
Избранные картины