Александр Каневский – талантливый советский прозаик, поэт и драматург, чьи творческие корни уходят в мир литературы и кино. Его перо оживляло многочисленные произведения, как в литературе, так и на экране, даруя зрителям и читателям неповторимые эмоции. После 1991 года жизнь Каневского связана с Израилем, где он не только продолжил свою литературную деятельность, но и стал издателем веселых и юмористических журналов, придавая им уникальный характер и стиль.
В конце весны 1933 года в столице Украины, Киеве, который вскоре после рождения будущего автора стал административным центром региона, родился будущий литератор. В семействе спустя шесть лет появился второй мальчик, Леонид Каневский, который в 1984 году получил статус заслуженного артиста РСФСР и на сегодняшний день является популярным ведущим документального сериала «Следствие вели…» на телеканале НТВ. На фотографиях видно, что внешне братья схожи, однако Александр Семенович не может похвастаться такой же роскошной усадьбой, как у его брата.
Прародитель по отцовской линии Саши и Лени был старшим садовником на территории поместья графа Давыдова в Каменке, расположенной в Черкасской области Украины. Их отец занимался профессией технолога по переработке пищевых продуктов и в конце карьеры занимал пост заместителя руководителя на предприятии по обработке фруктов.
Александр и Леонид унаследовали богатый творческий потенциал. Двоюродный дедушка по отцовской линии, Анатолий, был признанным актером в Киеве, а их мать в момент знакомства с будущим супругом Семеном Каневским обучалась игре на фортепиано в консерватории. В своем произведении «Смейся, Паяц» Александр Семенович описывает судьбу женщины, отказавшейся от музыкальной карьеры ради любви.
В сравнении с соседями по коммунальной квартире, Каневские жили в относительном достатке, обладая двумя комнатами и собственным туалетом, что стало предметом первых литературных экспериментов молодого Саши.
Многочисленные жизненные истории из коммунальной жизни становились источником вдохновения для начинающего автора, будь то истории о краже котлеты соседской кошкой или поиски потерянных галош. Отец быстро осознал, что у старшего сына, способного прочесть до трех книг в день, нет склонности к техническим наукам и возлагал надежды на младшего Леонида, которому нравилось хорошо поесть.
Жизнь в семье Каневских была полна радости и общения. Они часто устраивали громкие вечеринки, тратя на них большую часть отцовской зарплаты. Друзья Семена, с которыми он познакомился во время работы на Кавказе, часто навещали их дом.
Александр Каневский переносил этот веселый настрой и в школьные стены, любя разыгрывать одноклассников и учителей. Несмотря на шутки, он закончил школу с золотой медалью.
Однако ни высокие оценки, ни рекомендации от двух газет, где юноша публиковался, не смогли помочь Каневскому поступить в журфак Киевского университета из-за борьбы с «безродными космополитами» и распространенного в то время антисемитизма.
Отказав в приеме документов как на филологический, так и на юридический факультеты, Каневский в сопровождении друга потребовал объяснений от проректора, что закончилось скандалом. Благодаря своевременному вмешательству друга, который сумел остановить Александра от броска мраморной пепельницы в проректора, юноше удалось избежать тюремного заключения.
В итоге мать подала документы сына в автодорожный институт, где он обучался на дорожно-строительном факультете и вел стенгазету «Оса». По окончании института Каневский попросил направить его в город с двойным названием, в результате чего был отправлен в казахстанскую Кзыл-Орду, современную Кызылорду.
В Казахстане, где отсутствовал антисемитизм, Каневский не только занимался проектированием мостов, но и создал эстрадное представление «Алма-атинские яблочки». После успеха своего ревю «Мы с целины» для казахского ЦК ВЛКСМ, он был освобожден от обязательного распределения и вернулся в Киев, начав свою писательскую карьеру.
Первоначально творческий путь Каневского был связан с работой для эстрады, где в отличие от театров, финансируемых министерством культуры и находящихся под строгим надзором цензуры, существовало больше свободы за счет доходов от продажи билетов и меньшего идеологического давления. Эстрадные выступления и детская литература стали для него плацдармом для творчества.
В качестве соавтора по творческому пути Каневского выступил Роберт Виккерс. В начале 1960-х годов к ним обратились Ефим Березин (известный как «Штепсель») и Юрий Тимошенко («Тарапунька»), которые вместе с такими знаменитостями, как Аркадий Райкин и супружеская пара Марии Мироновой и Александра Менакера, составляли вершину советской эстрады. Интересный факт: в 1975 году Леонид Каневский, младший брат Александра, вступил в брак с дочерью Березина, Анной Ефимовной.
Александр Семенович вместе с Робертом Виккерсом создали не только эстрадные номера и пьесы для детей, но и сценарий к фильму 1963 года «Сорок минут до рассвета». Несмотря на их старания, проект подвергся критике со стороны министерства обороны и был оклеен ярлыком «еврейский пацифизм», что сильно повлияло на дальнейшую кинокарьеру Каневского, в которой преобладали работы над мультфильмами.
Творчество Каневского нашло отражение на страницах «Литературной газеты», «Крокодила», «Недели», а также в сценариях самых популярных советских юмористических телепередач, включая «Вокруг смеха» и «Кабачок «13 стульев»». После падения железного занавеса он переехал в Израиль, где продолжил свою деятельность, став основателем журналов «Балаган» и «Балагаша», а с 2005 по 2009 год занимал пост руководителя тель-авивского театра комедии «Какаду».
История любви Александра Каневского и его будущей супруги Майи напоминает сюжет из романа, полного страсти, непредсказуемых поворотов и глубоких чувств. Их знакомство на вечеринке у друзей стало началом долгой истории любви, которая развивалась как настоящий детектив с неожиданными сюжетными линиями. Три года упорных ухаживаний, полных трепета и волнений, показали Александру, что сердце Майи — крепость, которую не так-то просто взять. Но когда на горизонте появился соперник в лице приятеля Анатолия, и Майя начала серьезно рассматривать возможность выйти за него замуж, Каневский понял, что пора действовать решительно. Предложение руки и сердца, сделанное на фоне угрозы потерять любимую, стало тем самым шагом, который определил всю их последующую совместную жизнь.
Майя стала для Александра не только любимой женой, но и музой, вдохновившей его на создание множества произведений. Вместе они прошли путь, наполненный творческими поисками, радостью родительства и сложностями, которые приходится преодолевать вместе. Рождение сына Михаила и дочери Марии стало воплощением их любви и продолжением семейной династии.
Судьба распорядилась так, что через десять лет после переезда в Израиль Каневский остался вдовцом, что стало тяжелым испытанием для него. Однако дух Майи, ее вдохновение и поддержка продолжали жить в его сердце, направляя писателя на путь творчества и помогая преодолевать горе от утраты.
В мае 2019 года произведение Александра Каневского «Я и моя стая» было представлено на финале Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», который прошел в международном детском центре «Артек». Рассказ, написанный автором с израильскими корнями, для своего выступления выбрал юноша из Республики Коми по имени Георгий Антонов. В том же году издательство «Эксмо» выпустило в свет сборник сценариев Каневского, получивший название «Кина не будет».
В марте 2020 года Александр Семенович поделился в интервью порталу Pravda.ru подробностями о своем последнем литературном труде «…а бес в ребро!», а также о планах посетить Москву с презентацией книги. Однако запланированная поездка была отменена из-за пандемии COVID-19, в связи с чем произведение доступно к прочтению в цифровом формате.
Сюжет новеллы Каневского охватывает историю любви между двумя израильтянами, Марком и Светланой, чьи сердца были открыты для новых чувств несмотря на наличие внуков. Их знакомство произошло в крайне неожиданном месте — у входа в общественный туалет, где они находились с внучкой и внуком соответственно. После того как помогли детям, они обменялись контактами.
По рекомендации друзей, Александр расширил текст повести, включив в нее воспоминания о репатриации и раздумья о жизни в Израиле, благодаря чему Израиль стал не просто местом действия, но и одним из главных героев рассказа.