Александр Фёдорович Можайский

Александр Можайский — биография


Александр Можайский – русский изобретатель XIX века, авиаконструктор, профессиональный военный моряк в звании контр-адмирала.

Ранние годы

О ранней биографии Александра известно мало. Он родился в семье профессионального военного, адмирала Федора Можайского и дочери купца из Ревеля Юлианны Ивановны Линдерман. Александр стал стал третьим из семи детей пары. Как и его братья, построил карьеру военного моряка.

В детстве мальчик часто играл в Роченсальмском порту, где был приписан корабль его отца. А в 10 лет поступил на учебу в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Учебное заведение он окончил в 16 лет, в чине мичмана.

Военно-морской флот

На флотскую службу Александр Можайский поступил в 16 лет, в 1841 году. В течение 7 лет он продолжал службу на разных судах Северного и Балтийского флота. Пока в 1849 году не получил звание лейтенанта. В это время Российская империя была одной из сторон в Крымской войне, но Можайскому в ней на этом этапе поучаствовать не довелось.

Вместо этого он отправился в дальний морской поход на легендарном фрегате «Диана». Маршрут судна пролегал в Японию, через Атлантику и Тихий океан. Миссия была очень важная, запрос о помощи был послан дипломатом, адмиралом Путятиным, ранее отправившимся в путь на фрегате «Паллада».

Александр Фёдорович Можайский

Интересно, что вместе с Александром на судне «Диана» служил и его брат Николай, на тот момент имевший звание мичмана. В декабре 1854 года фрегат достиг берегов Японии. В деревне Хэда в это время, как и на всем континенте, произошло землетрясение. Моряки сошли на берег, чтобы оказать помощь местному населению. Трое из них в итоге погибли. А фрегат получил значительные пробоины корпуса от подошедшей волны цунами.

Оставшиеся без судов русские моряки запросили помощи у японцев. Часть уцелевших вещей удалось спасти. Среди них оказался и номер одного из морских журналов, с чертежами фрегата «Опыт». На его основе общими усилиями была построена шхуна «Хэда». Но она вышла небольшой, вместила примерно треть моряков. На этой шхуне и отправились в Императорскую гавань путешественники. А оставшиеся добирались до места назначения на попутных торговых судах. Но были захвачены в плен в акватории Дальнего Востока. Крымская война все еще продолжала бушевать.

Одним из тех, кому удалось вернуться на Родину, оказался и Александр Можайский. Его направили на оборону Дальнего Востока, поручив сначала командование небольшой флотилией малых судов, а затем поставив капитаном корабля «Двина». За службу в Крымскую войну Александр был награжден орденом Святого Станислава II степени.

С 1856 года Можайский продолжал службу в Петербурге. В составе Балтийской флотилии он был назначен командовать небольшой эскадрой. А в 1858 году отправился в Хивинскую экспедицию, где осуществлял переправу войск через Амударью и Аральское море. Был награжден за доблестную службу, и вернулся в чине капитан-лейтенанта в Санкт-Петербург.

До 1861 года он возглавлял команду линкора «Орел». Считался строгим начальником, скорым на расправу. Команда под его началом отличалась серьезным отношением к дисциплине. В 1861 году его списали на берег в рамках сокращения флотского состава.

Гражданская деятельность

Оказавшись вне привычной морской службы, Можайский наконец устроил личную жизнь. Воинское звание он сохранил, но на гражданской службе начал карьеру кандидата мирового посредника в Грязовце Вологодской области. Некоторое время он жил здесь, но после смерти одного из своих братьев переехал в Винницу, управлять его имением.

Александр Фёдорович Можайский

Впервые оставшись без руководящей должности, Можайский начал искать себе хобби. И обрел его в авиастроении. Мечтая создать собственный летательный аппарат, он изучает чертежи и инженерию. Проводит исследование анатомии птиц, скупая подстреленную дичь у местных крестьян.

В Виннице гражданская карьера Александра продолжилась. Он получил должность уездного мирового судьи. И здесь, снова ощутив власть, начал активно ей злоупотреблять. В суд не иссякал поток жалоб на самого Можайского, от крестьян и слуг, возмущенных его суровым нравом. Но, при рассмотрении дел, Александр Федорович неизменно объявлял подателей жалоб клеветниками.

Авиастроение

Первые опыты запуска летательных аппаратов Можайский начал еще в Виннице. Он конструировал необычных воздушных змеев, покрывая их перьями птиц в надежде улучшить аэродинамику. Правда, желаемого эффекта не достиг. Зато улучшить летные свойства змеев помогли кроличьи шкурки.

Александр Фёдорович Можайский

Первый удачный запуск состоялся с вершины горы Кумовская. А сконструированный летательный аппарат уже имел фюзеляж, колеса для разгона, и сидение для пилота. Правда, на долгий полет он рассчитан не был. Но пару десятков метров мог провести, оторвавшись от земли. Во время второго запуска аппарат разбился. А Можайский на время отложил свои авиаконструкторские замыслы, реализовать которые в селе было невозможно.

Александр Фёдорович Можайский

В 1876 году Александр Федорович вернулся в Петербург. А затем поступил снова на флотскую службу, но уже в качестве преподавателя в Морском кадетском корпусе. Одновременно, в частном порядке, Можайский продолжал свои опыты. Правда, с миниатюрными моделями, оснащенными моторами. Они довольно успешно проходили испытания. Отрывались от земли даже с грузом. На основании этих опытов, Можайский сделал инженерные расчеты для строительства реального прототипа.

Александр Фёдорович Можайский
Чертеж первого самолета Можайского

Для реализации дальнейших замыслов, Александр Федорович обратился за ассигнованием в Военное министерство. Рассмотрев его расчеты, ответственные лица вынесли одобрительный вердикт. На опыты было выделено 3000 рублей. Их Можайский потратил за 2 года, но в своей работе продвинулся не слишком сильно. Он запросил дополнительные средства, но из официальных источников их не получил. Зато нашел частных спонсоров.

Но нужных по мощности механизмов в Российской империи просто не нашлось. Заказывать компактные паровые двигатели пришлось в Германии. К 1882 году Можайский окончательно был отправлен в отставку в звании капитана 1 ранга, и смог отдаться своему необычному хобби. На военном поле в Красном Селе, близ станции Дудергоф, было начато масштабное строительство.

Александр Фёдорович Можайский

В 1883 году летательный аппарат был собран. Его габариты производили сильное впечатление – фюзеляж длиной 15 м венчали 2 двенадцатиметровых крыла. Весила эта махина 950 кг, и в ее способности оторваться от земли возникали большие сомнения. Испытания в 1885 году это лишь подтвердили. При разгоне летательный аппарат накренился, сломав крыло (по некоторым свидетельствам, это произошло после отрыва от земли). На новые опыты Можайский средств уже не нашел. Но сумел войти в историю как один из первых в мире создателей натурного самолета.

Личная жизнь

О личной жизни прославленного моряка известно не так много. В брак он вступил в 1861 году, женился на Любови Кузьминой, семнадцатилетней девушке дворянского происхождения. Пара поселилась в имении супруги, в Вологодской области. В 1863 году у пары родился первенец, сын Александр, названный в честь отца. В 1865 на свет появился второй ребенок, Николай. Спустя месяц после крайне тяжелых родов супруга Александра Можайского умерла. Он остался вдовцом, с двумя маленькими детьми на руках.

Смерть

Александр Можайский умер в апреле 1890 года, от пневмонии, в возрасте 65 лет. Похоронили контр-адмирала на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Александр Фёдорович Можайский
Памятник Александру Можайскому

Его сыновья пытались продать оставшийся от отца летательный аппарат военному ведомству. Но там не были заинтересованы в таком приобретении. В итоге, аппарат отправился на металлолом, когда потребовалось спешно убрать его с летного поля.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Александр Фёдорович Можайский?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя