Альфред Адлер — выдающийся австрийский психолог, психиатр и мыслитель, основатель школы индивидуальной психологии. Вклад Адлера в психологическую науку оказал значительное влияние на развитие психотерапии и личностной теории, что делает его одним из важнейших представителей классической психологии XX века.
Альфред Адлер родился в небогатой еврейской семье и был вторым из шести детей. С раннего возраста он страдал врожденным дефектом – его ноги были разной длины, что приводило к хромоте и значительным неудобствам. Несмотря на свою физическую слабость, юный Альфред не сдавался. Когда позволяли силы и здоровье, он с радостью присоединялся к играм с другими детьми. Друзья с теплотой и пониманием принимали его в свою компанию, что помогало ему обрести чувство равенства и внутреннего достоинства, которого не всегда хватало в семейной обстановке. Этот опыт дружеского взаимодействия и чувство принадлежности к обществу оказали огромное влияние на взгляды Адлера, которые впоследствии стали основой его концепции «социального интереса». Под этим термином он подразумевал способность человека к сопереживанию и взаимодействию с другими, что, по мнению Адлера, является основой для самореализации и успешной интеграции в социум.
Детство Альфреда было омрачено несколькими трагедиями и опасными происшествиями. В возрасте трёх лет он пережил смерть младшего брата, с которым делил одну кроватку. Позднее Адлер дважды чудом избежал гибели в уличных несчастных случаях. Самым серьезным испытанием для его здоровья стала тяжелая пневмония, перенесенная в возрасте пяти лет. Врач семьи посчитал его случай безнадежным, но другой доктор смог спасти мальчика. Этот случай сильно повлиял на Адлера, пробудив в нем желание стать врачом и помогать другим.
В подростковом возрасте Альфред увлекся чтением. Он с большим интересом изучал литературу, религиозные тексты, психологию и немецкую классическую философию. Эти знания позже позволили ему завоевать популярность в венских интеллектуальных кругах и стать широко известным лектором на международном уровне.
В 18 лет Адлер поступил в Венский университет, выбрав медицинский факультет. В период обучения он начал интересоваться социалистическими идеями и даже участвовал в политических собраниях. На одном из таких мероприятий он познакомился с Раисой Эпштейн, студенткой из России, на которой впоследствии женился. К концу учебы взгляды Адлера окончательно сформировались, и он стал убежденным сторонником социал-демократических идей. В 1895 году Адлер успешно завершил обучение, получив медицинскую степень. Первоначально он практиковал как офтальмолог, затем переключился на работу в общей медицинской практике. Однако вскоре его все больше увлекали исследования нервной системы и вопросы адаптации человека к окружающей среде. В результате его профессиональный интерес постепенно сместился к неврологии и психиатрии, что и определило дальнейшее развитие его карьеры.
В 1901 году Альфред Адлер, будучи перспективным молодым врачом, выступил с публичной защитой новой книги Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений». Хотя до этого времени Фрейд лично не был знаком с Адлером, он высоко оценил его смелость и поддержку, написав ему благодарственное письмо с приглашением принять участие в недавно организованной группе по изучению психоанализа. В 1902 году Адлер, уже работая практикующим врачом, присоединился к кружку Фрейда. Однако, несмотря на сотрудничество, Адлер никогда не поддерживал основной фрейдовский тезис о доминирующей роли детской сексуальности в развитии психики человека. После женитьбы он принял протестантство.
В 1907 году Адлер выпустил книгу под названием «Исследование неполноценности органов» (Studie über Minderwertigkeit von Organen), где изложил свои взгляды на формирование психики. Эта работа вызвала резкую реакцию Фрейда, который критиковал Адлера за отклонение от ортодоксальных принципов психоанализа. Адлер придерживался мнения, что «психоанализ не должен ограничиваться лишь одним подходом», на что Фрейд ответил жесткой критикой «самовольных психоаналитиков». В 1910 году Адлер был избран президентом Венского психоаналитического общества, что, однако, не способствовало улучшению отношений с Фрейдом. Уже в конце того же года Фрейд в письмах к Карлу Юнгу, вначале характеризовавший Адлера как «достойного и умного человека», к концу года стал называть его «параноиком» и выражать недовольство тем, что Адлер принижает роль сексуальности в психоанализе. Фрейд опасался, что разногласия могут поставить под сомнение единство и теоретические основы психоанализа.
Фрейд часто называл своих оппонентов «параноиками», связывая это состояние с подавленными гомосексуальными чувствами. Анализируя свой разрыв с Вильгельмом Флисом, Фрейд также нашел аналогию с отношениями с Адлером, называя его «маленьким повторением Флиса». Он признался Юнгу, что конфликт с Адлером был для него болезненным, поскольку «вновь открыл старые раны».
8 февраля 1911 года на очередном заседании Венского психоаналитического общества Фрейд публично подверг резкой критике взгляды Адлера. В ответ на это Адлер, а также вице-президент общества Фриц Штекель, который поддерживал позиции Адлера, сложили с себя полномочия. В июне того же года Адлер покинул общество, и в октябре остатки его сторонников получили указание от Фрейда сделать выбор между двумя лагерями. Всего десять человек вместе с Адлером покинули движение и основали собственную организацию — «Общество свободных психоаналитических исследований», которое позднее было переименовано в «Ассоциацию индивидуальной психологии». В письме к Юнгу Фрейд с облегчением отметил: «Я очень рад, что наконец-то избавился от банды Адлера». Согласно его решению, члены Венского психоаналитического общества и сторонники Адлера не должны были поддерживать контакт друг с другом.
Распространено мнение, что Альфред Адлер был учеником Зигмунда Фрейда. Однако, по словам историка психоанализа Анри Элленбергера, «вопреки распространенному мнению, ни Адлер, ни Юнг не являются психоаналитиками, отклонившимися от общепринятого пути, и их системы не искажают фрейдовский психоанализ. Оба имели свои собственные идеи еще до знакомства с Фрейдом; они сохранили независимость в сотрудничестве с ним и, покинув его, создали системы, существенно отличающиеся от фрейдовской и друг от друга». Психологи Ричард Фрейджер и Джеймс Фэйдимен также отмечают: «Адлер присоединился к группе, которая позднее стала Венским психоаналитическим обществом, уже как сформировавшийся профессионал, имевший собственное научное мировоззрение. Он никогда не был последователем или „учеником“ Фрейда и не проходил у него аналитическую подготовку».
В отличие от Зигмунда Фрейда, который уделял первостепенное внимание бессознательным процессам и сексуальным импульсам как основным детерминантам человеческого поведения, Альфред Адлер акцентировал внимание на социальном факторе. Он считал, что характер человека формируется под влиянием его «жизненного стиля» — уникальной системы целей и стремлений, заложенных в детстве. Адлер полагал, что в основе этой системы лежит стремление к превосходству и самоутверждению, которое является реакцией на ощущение неполноценности. Именно Адлер первым ввел термин «комплекс неполноценности», который стал одним из ключевых понятий его теории.
Примером компенсации комплекса неполноценности служат биографии таких известных личностей, как древнегреческий оратор Демосфен, который с детства боролся с речевым дефектом, или знаменитые полководцы, обладавшие небольшим ростом, такие как Наполеон и Александр Васильевич Суворов. Адлер подчеркивал, что именно такие личные недостатки могут стать стимулом для достижения выдающихся успехов.
Согласно Адлеру, большинство детей изначально испытывают чувство собственной неполноценности в сравнении с «всемогущими взрослыми». Это чувство, по его мнению, является основой формирования комплекса неполноценности. Дальнейшее развитие личности определяется тем, как ребенок будет справляться с этим комплексом. В здоровом случае комплекс неполноценности становится стимулом для личного роста и самосовершенствования, тогда как в патологических случаях он может приводить к стремлению доминировать над другими людьми, используя власть как средство компенсации.
Основополагающим трудом, излагающим идеи Адлера, является его работа «Практика и теория индивидуальной психологии», где систематизированы ключевые положения его концепции. Среди других значительных произведений можно выделить такие работы, как «Исследование физической неполноценности и её психической компенсации», «Невротическая конституция», «Смысл жизни», «Постижение человеческой природы», «Наука жизни», «Социальный интерес: вызов человечеству» и «Образ жизни». Эти труды заложили основы адлеровской школы психологии, сделав его идеи значимыми в области изучения личности и психологии в целом.
В студенческие годы Альфред Адлер познакомился с Раисой Тимофеевной Эпштейн, молодой интеллигенткой и сторонницей социалистических идей, прибывшей в Вену из России по обмену. Молодые люди быстро нашли общие интересы, и их сблизили схожие взгляды на политику и общественную жизнь. В 1897 году они сыграли свадьбу, положив начало крепкому союзу.
Супруги Адлер стали родителями четверых детей: Валентины, родившейся в 1898 году, Александры, появившейся на свет в 1901 году, Курта, родившегося в 1905 году, и младшей дочери Корнелии, или Нелли, которая родилась в 1909 году. В архивах сохранились многочисленные фотографии, свидетельствующие о крепкой и дружной семье Адлер, которая всегда оставалась для Альфреда важной опорой в жизни.
Двое детей Адлера, Александра и Курт, избрали путь своего отца и посвятили свою жизнь изучению психиатрии и психологии. Их профессиональный выбор свидетельствовал о сильном влиянии отца на их мировоззрение и выбор карьеры. Старшая дочь Валентина, напротив, пошла по стопам матери, став троцкисткой и активно участвуя в политических движениях. Однако её политическая деятельность привела к трагическим последствиям — в дальнейшем она подверглась репрессиям за свои убеждения.
28 мая 1937 года Альфред Адлер скончался в Абердине, Шотландия. Причиной его смерти стал сердечный приступ. Как говорят очевидцы, Адлер почувствовал себя плохо прямо на улице. Прохожие, поспешившие оказать помощь, услышали, как в последние мгновения жизни он произнес имя своего единственного сына — «Курт». Эти слова, произнесенные в предсмертную минуту, говорят о сильной связи и особой привязанности, которую Адлер испытывал к своему сыну.
После смерти тело Альфреда Адлера было кремировано в крематории Warriston в Эдинбурге. Однако, несмотря на все усилия, его останки так и не были переданы семье, и долгое время считались утерянными. Только в 2007 году, спустя десятилетия после его кончины, урна с прахом психолога была случайно обнаружена в архивных хранилищах крематория. Спустя несколько лет, в 2011 году, останки Альфреда Адлера были перевезены в Вену для официального захоронения, что стало важным символическим шагом в возвращении памяти о великом мыслителе на его родину.