Апостол Андрей Первозванный — биография
Андрей Первозванный – христианский святой, известный также как апостол Андрей. Святого называют Первозванным, поскольку согласно Евангелию он был первым, кого призвал к себе Иисус Христос.
Детство и юность
В библии описывается весьма подробная биография Андрея Первозванного. Святой родился в городе Вифсаиде, что был расположен на берегу Галилейского моря. У Андрея был брат по имени Симон. Братья росли в семье простого рыбака, став взрослее они переняли профессию отца. Когда Андрей и Симон стали старше, семья обосновалась в соседнем городе под названием Капернаум.
Юноши работали в поте лица и вели простую мирскую жизнь. Ежедневно они выходили на промысел, зарабатывая себе пропитание. Андрей с раннего возраста был крайне набожным и добрым человеком. Будущий святой искал путь к божественному даже до встречи с Христом. В свое время Андрей отказался жениться и предпочел вести целомудренный образ жизни.
Однажды юноша прознал о приезде Иоанна Крестителя, который изрек пророчество о скором приходе Иисуса Христа на землю. Эта новость поразила Андрея, и он понял, что хочет посвятить себя Богу.
Андрей покинул родителей и отправился к Иоанну. Молодой человек принял крещение, оставшись жить подле Крестителя. Андрей стал одним из ближайших учеников своего наставника, ждал прихода Христа и слушал проповеди.
Встреча с Иисусом Христом
В Евангелии от Иоанна подробно описывается встреча Андрея с Иисусом Христом. Согласно этой версии, встреча осуществилась в Иордане, где Андрей принял крещение. Спаситель явился к Иоанну Предтече, последний даже назвал нового знакомца Агнцем Божьим. В дальнейшем Андрей решил покинуть прежнего учителя ради обучения у Спасителя. Мечта Андрея сбылась: Миссия явился, и юноша стал первым учеником Христа. Немного погода Андрей вернулся в отчий дом и уговорил брата присоединиться к Христу.
Существует и другая версия встречи Андрея со Спасителем, которая изложена в Евангелии от Матфея. Согласно этой версии, Иисус сам отыскал своих будущих учеников и последователей. Миссия явился к братьям, когда те спокойно рыбачили. Иисус призвал Симона и Андрея, которые вняли повелению наставника. Христос увещевал братьев стать не рыбаками, а «ловцами человеков». Симон был назван Петром, а его брат Андрей тоже получил новое наименование, став Первозванным.
В отличие от своего брата Андрей не прославился резкими поступками или громкими речами. Однако в Писании он предстает внимательным, спокойным и доброжелательным человеком.
Имя апостола связывается с чудесами, которые творил Христос. Накануне Пасхи, когда нужно было накормить множество людей, именно Андрей приметил в толпе мальчика с двумя рыбами и пятью хлебами. В дальнейшем случилось одно из чудес, когда Христос превратил скудную снедь в обширные угощения. Рыбы и хлеб были многократно размножены и все голодные смогли насытиться. Именно Андрей ответил на вопросы язычников, которые отправились в Иерусалим искать истинного Бога.
Биография Андрея Первозванного описывается и в Евангелии от Марка. Здесь рассказывается, что Андрей прибыл на гору Елеонскую вместе со своим учителем. Якобы там Христос и Андрей узнали все судьбы мира. Преданный сторонник и друг Учителя, Андрей присутствовал на распятии своего Наставника, был свидетелем Воскресения Христа и последующего Вознесения.
Спустя 50 лет после Воскресения Миссии на всех апостолов снизошел божий дух. Апостолы обрели невиданные способности: они могли исцелять страждущих, вели проповеди на разных языках. Такую же силу обрел и Андрей Первозванный.
Последующее служение
После Воскресения апостолы должны были выбрать свою дальнейшую судьбу. Они бросили жребий, согласно которому Андрей должен был отправиться на черноморское побережье. Святой внял жребию и отправился в путь.
Куда бы ни приходил святой, всюду он вел проповеди. Конечно же, Андрея далеко не всегда встречали дружелюбно. Местные власти гнали апостола из городов, мужчина подвергался постоянным гонениям и оскорблениям со стороны жителей. Люди даже не дали Андрею переночевать в городе.
Когда Андрей прибыл в Синоп, местные язычники начали его пытать. Однако покалеченное тело святого само по себе исцелилось.
Лишь в Византии к словам святого прислушались. Простой народ внял речам Андрея, многие стали его учениками. Здесь апостол основал церковь, руководителем которой стал епископ Стахий. Андрей сам назначил пресвитеров церкви, поручив им наставлять людей и совершать церковные таинства. Останавливаться на достигнутом Андрей не собирался, его ждал новый путь.
Интересно, что апостол не только умел исцелять собственные раны, но и воскрешал мертвых. В его житии упоминается случай, когда проповедник воскресил мальчиков и взрослых мужчин, умерших по разным причинам. Чудеса, творимые апостолом, приводили к нему все новых и новых последователей. Все больше язычников принимало новую веру и крестилось.
В Фессалониках Андрея вновь встретили недружелюбно. На него натравили диких животных, но звери задушили не его, а наследника местного проконсула. Андрей начал молиться, и ребенок восстал из мертвых.
В других городах святой продолжил творить чудеса. В Патрах он вновь воскресил мертвых – на сей раз 40 утопленников. Несчастные находились на одном корабле, который плыл к Андрею из Македонии. Пассажиры корабля хотели стать учениками проповедника, однако силы стихии оказались сильнее – судно пошло на дно во время шторма. Тела утопленников вынесло на берег и Андрей вновь начал молиться. Мертвые воскресли и стали последователями своего спасителя. Из-за этого события Андрея Первозванного стали называть покровителем моряков.
В грузинском городе Ацкури мужчина воскресил только одного человека, но этого хватило, чтобы местные жители поверил речам Андрея. И вновь крещение приняло великое множество людей.
В последующие века евангельские источники был дополнены христианскими историками. Средневековые исследователи развивали собственные теории дальнейшей биографии апостола.
Евсевий Кессарийский утверждал, что Андрей проповедовал в Скифии. В 1116-м году по приказу Владимира Мономаха в «Повесть временных лет» была включена история о том, что апостол якобы имел миссию на Руси.
В последующие годы житие святого было расширено и дополнено рассказом о том, что проповедник совершил путешествие из Крыма в Рим. Другая версия гласит, что старец поднялся по Днепру и ночевал на местных холмах. Якобы в этом живописном месте Андрею явилось видение о большом городе с красивыми церквями. Утром мужчина рассказал о сне своим ученикам. Этот рассказ считается предсказанием об основании Киева. Святой благословил холмы, на которых он провел ночь, и установил на одном из них крест.
В течение многих лет проповедовал Андрей Первозванный, неся благую весть в разные страны и города. Однажды уставший старец решил попариться в новгородских банях, о чем в дальнейшем рассказал своим последователям в Риме. Эта легенда переходила из уст в уста, обрастая новыми деталями. В средневековье эта легенда была дополнена историей об установлении Андреем деревянного креста в селе Грузино, а также каменного на острове Валаам. Также легенда гласит, что языческие капища Перуна и Велеса были уничтожены, а бывшие жрецы с благодарностью приняли христианство.
Андрей Первозванный до сих пор считается одним из самых почитаемых святых в православной христианской традиции.
Смерть
Дальнейшая судьба Андрея Первозванного была такой же печальной, как и у его Учителя. Святой принял мученическую смерть в Греции, в городе Патры. Это печальное событие случилось в 67-м году н.э.
В Патрах старец прожил несколько лет. Мужчина проповедовал, руководил местной христианской общиной. Местный градоначальник считал, что христианская вера, у которой находилось все больше последователей, подрывает его авторитет. Градоначальник приказал убить Андрея, распяв последнего на кресте. Однако старец считал, что недостоин принять такую же смерть, как и Спаситель. Он попросил убить его на косом кресте – позже сооружение такой формы будет названо андреевским.
Руки и ноги праведника не были прибиты к кресту – его конечности привязали к перекладинам. Два дня апостол проводил проповеди с креста. К нему приходили все новые и новые слушатели. Кто-то из них требовал завершить пытку, угрожая бунтом. Градоначальник разрешил развязать Андрея. Однако несчастный уже решил принять смерть на кресте, поэтому он не согласился на освобождение. Когда апостол умер, на месте его кончины из земли забил целительный источник.
Мощи апостола и крест долгое время хранились в Патрах, однако в дальнейшем по приказу римского императора они были перевезены в Константинополь. Здесь мощи хранились в церкви Святых Апостолов.
В IX веке голова апостола и крест были возвращены в Патры. В 1460-м году, когда город был захвачен османами, Фома Палеолог спас реликвии от осквернения. Голова Андрея и частицы креста были отправлены к римскому папе Пию II.
В 1964-м году реликвии вновь вернулись в Патры благодаря договору между папой римским и Элладской православной церковью. Голова апостола находится в Соборе Андрея Первозванного, который был возведен неподалеку от места казни святого.
В крупнейшем храме Греции установлен косой реликварий, где хранится частица креста, на котором распяли Андрея Первозванного.
За собором расположен старый храм проповедника, в котором содержится перст Андрея. Эта реликвия была подарена городу Патры российским дворянином Андреем Муравьевым в 1847-м году. Перст святого Муравьев получил от монахов на горе Афон. Остальные мощи старца содержатся в церквях в разных европейских городах.
Легенды сложены не только о жизни апостола, но и о его смерти и бренном теле. Существует легенда, что однажды монах Регул должен был увезти мощи Андрея в Шотландию. Это было повелением ангела. Маленькая деревня Сент-Андрус, в которую прибыл монах, постепенно стала крупнейшим религиозным городом страны. Здесь в кафедральном соборе до сих пор хранится частица мощей святого. Андрей Первозванный считается покровителем Шотландии.
Согласно другой легенде, мощи старца в 1208-м году был увезены крестоносцами в Италию. Крестоносцы поместили мощи в собор Святого Андрея в городе Амальфи.
В Германии хранятся гвоздь с креста апостола, а также его сандалия.
В России существует общественный фонд имени святого. Организация занимается доставкой в Россию христианских реликвий. Фонд доставляет из Иерусалима Благодатный огонь. В 2011-м году фонд доставил в Россию новую реликвию – Пояс Пресвятой Богородицы.