Карл Мария фон Вебер — биография
Карл Мария фон Вебер – немецкий композитор XVIII-XIX века, виртуозный пианист, дирижер, музыкальный критик. Основной период его творчества пришелся на эпоху романтизма.
Детство
Карл Мария фон Вебер родился в семье театрального капельмейстера и антрепренера Франца Антона де Вебера и Женевьевы Вебер, оперной певицы из Австрии. Семья жила в немецком Ойтине, в епископстве Любек. В католическом крещении вскоре после рождения мальчик получил полное имя Карл Фридрих Эрнст. В дальнейшем в семье родилось еще двое детей, ни один из которых не пережил период младенчества.
Отец Карла, Франц Антон утверждал, что происходит из старинного, и исчезнувшего дворянского южногерманского рода. Но историки этого не подтверждают, считая, что Вебер-старший просто добавил аристократическую приставку к своей фамилии для солидности. Семья жила в Ойтине, но в 1778 году отец ушел в отставку с поста директора местного музыкального театра. С этого момента Веберы отправляются сначала в Гамбург, затем в Вену, Кассель, Марбург. Везде Франц Антон пытался создать свою труппу, но терпел одну неудачу за другой.
Поняв, что его таланта на безбедную жизнь явно не хватит, мужчина решил воспитать юного вундеркинда из своего сына. Он с малых лет учил Карла музыке и вокалу. К четырем годам мальчик, страдавший врождённой патологией тазобедренного сустава, едва научился ходить. Но уже великолепно пел и играл на пианино.
Учеба
Возлагая на сына большие надежды, отец Карла постарался дать ему всестороннее образование. Несмотря на частые разъезды семьи, мальчик исправно посещал школу. Затем поступил на отделение гобоя в Хильдбургаузен, где его учителем был Иоганн Хойскель.
В 12 лет Вебер приезжает в Дрезден, чтобы бесплатно учиться у Михаэля Гайдна. Затем Карл планировал получать уроки у его более знаменитого брата, Йозефа, прославленного композитора. Но не получил согласия маэстро. И всего год спустя переехал в Мюнхен.
К этому времени биография молодого человека пополнилась сразу несколькими драматичными эпизодами. Сначала он потерял мать, умершую от туберкулеза, затем маленькую сестру, прожившую всего год. Пережить драму мальчику помогала тетка по отцу, Аделаида.
В Мюнхене Вебер продолжил изучать вокал и сочинение музыки. Вскоре были опубликованы его первые 6 фугет. В 12 лет мальчик получил первое признание как композитор. А еще дополнительно выучился литографии, чтобы иметь возможность самостоятельно выполнять часть работы по записи и сохранению своих трудов.
Годы творчества
Завершив свое образование, Вебер переезжает с семьей в Саксонию, во Фрейберг. Здесь Карл в 1800 году представляет свою первую официально опубликованную оперу «Молчаливая лесная дева». Ее высоко оценили, и поставили сначала во Фрейберге и Хемнице, а затем и по всему миру – от Вены и Праги до Санкт-Петербурга. Одновременно с этим Карл подрабатывает музыкальным критиком в газетах Лейпцига.
Возвращение в Зальцбург год спустя позволило Карлу продолжить учебу у Михаэля Гайдна. Под его руководством юноша заканчивает оперу «Петер Шмоль и его соседи».
В 1803 году Веберы переезжают в Вену. Здесь Карл поступает на учебу к аббату Фоглеру, знаменитому педагогу, взрастившему немало талантов. Именно по его рекомендации Вебер в 1804 году попадает на место директора оперы Бреслау. В 17 лет юноша начинает руководить коллективом, пытаясь внести в него нечто новое. И это приносит свои плоды. Несмотря на некоторые ошибки, Карлу удалось расширить и усложнить репертуар труппы, увеличить численность оркестра, набрать более молодых певцов.
Отработав в Бреслау 2 года, Вебер не написал ни одного нового сочинения. Его время полностью поглощала работа. Именно поэтому молодой композитор отказался от продления контракта.
В 1807 году он поступил на работу личным секретарем к брату короля Фридриха I, герцогу Людовику. На этот шаг юноша решился, дав себе перерыв. Но позже сожалел об этом. Его наниматель не отличался честностью в финансовые делах. А сам Вебер наделал долгов, и даже оказался замешан в мошенничестве, продавая от имени герцога подтверждения службы у него. За эти махинации Карл подвергся судебному преследованию, был вынужден компенсировать весь ущерб. По этим обязательствам Вебер расплачивался еще много лет, до 1816 года. Кроме того, он потерял должность, и с позором покинул Вюртемберг вместе с отцом.
Впрочем, неудачи финансового плана, и излишняя доверчивость не помешали творчеству. В период службы на герцога, Вебер находил время для своих сочинений. С 1807 по 1810 год им был создан ряд произведений для католической мессы. Написаны песни, в том числе для исполнения под гитарный аккомпанемент.
1810-1826 годы
Первый успех пришел к Карлу Веберу в 1811 году. Он жил в то время в Мюнхене, тесно сотрудничал с Генрихом Баерманом, кларнетистом при дворе. Написанные для него Концертино ми мажор и 2 концерта снискали популярность. Композитор даже отправился с Баерманом в тур по стране. И впервые получил признание.
Тогда же он ставит свою первую большую оперу – «Сильвана», переработав музыку к более ранней работе, «Молчаливой лесной нимфе», и использовав либретто, созданное для нее Францем Химером.
Постановка имела успех. Ее Карл позже представил в Берлине. А затем поставил в Пражской опере, пост директора которой получил в 1813 году. Молодой человек уверенно закрепил за собой репутацию композитора, руководителя, творца, умеющего достичь успеха. В дальнейшем он уже не сидел без работы. За право пригласить Вебера к себе были готовы лучшие театры Европы. После Праги он успел поработать в Берлине, а затем осел в Дрездене, где создал свои самые знаменитые произведения.
В 1819 году Карл написал фортепианную пьесу «Приглашение на танец», которую и сегодня исполняют лучшие пианисты мира. Следующим этапом в творческой карьере композитора стала опера «Стрелок» 1821 года, с либретто авторства Фридриха Кинда. Это произведение в мире музыки именуют эпохальным, именно оно привело к зарождению традиций немецкого романтизма. Премьера прошла в Берлине. Но в том же году «Стрелок» уже шел на сценах Вены и Дрездена, его ставили в Гамбурге и Мюнхене, а затем и по всей Германии. Даже в Копенгагене опера снискала успех.
К 1823 году Вебер заканчивает работу над своим новым масштабным произведением. Опера «Эврианта» в героико-романтическом стиле рассказывает историю короля Людовика VI и его свиты, полную драматизма и интриг. К сожалению, великолепная и сложная музыкальная составляющая в этом случае не смогла вытянуть крайне слабое либретто, созданное поэтессой Хельминой фон Чези.
В 1824 году представители Лондонской оперы приглашают Вебера, чтобы он сочинил специально для них постановку по мотивам поэмы Виланда «Оберон». После 2 лет размышлений и подготовки, Карл воплощает задуманное, скорее по финансовым соображениям, чем по велению души. Причем изначально выбор стоял между «Фаустом» и «Обероном». И решение в пользу второго произведения принял сам Вебер.
«Оберон» становится его «лебединой песней», финальной точкой в карьере. Написанная в традиционном для Вебера романтическом стиле опера с устными диалогами была впервые представлена публике в апреле 1826 года. Композитор лично прибыл в Лондон, чтобы дирижировать оркестром.
Публика была в восторге. Композитора и актеров неоднократно вызывали к публик на «бис». На немецкий язык либретто оперы перевели уже после лондонской премьеры. А ее дальнейшая судьба и вовсе может считаться триумфальной. Впереди были премьеры в Германии и Ирландии, в Австрии, Венгрии. В Нью-Йорке постановка прошла с шумным успехом в 1826 году. А в Парижской опере ей рукоплескали уже в 1830. Вообще, интерес к «Оберону» стал спадать уже с уходом эпохи романтизма. До 1860 года она имела успех, а последние известные постановки шли даже до середины XX века.
Личная жизнь
В личной жизни Карла Вебера было достаточно ярких моментов. В молодости он довольствовался беспорядочными связями. А свою главную любовь встретил в 24 года, утвердив на роль в опере «Сильвана» юную певицу. Каролине Брандт было на тот момент всего 17 лет. Благодаря отцу-музыканту девушка рано погрузилась в жизнь оперной сцены, а первую свою роль получила и вовсе в детстве. Родители не сочли необходимым дать Каролине полноценное образование. Она окончила лишь 2 класса школы. А затем Каролина и ее брат начали работать, чтобы прокормить семью.
Молодого композитора Карла Вебера девушка поразила не только своим великолепным вокалом. У обладательницы нежного сопрано оказался безусловный талант драматической актрисы. Кроме того, ее грациозная фигура и приятная внешность идеально воплощали в себе образ Сильваны, задуманный им в опере.
Симпатия между молодыми людьми зародилась почти сразу. Но их чувства должны были пройти проверку временем. Уехав после премьеры «Сильваны» в Прагу, Вебер зовет вслед за собой Каролину. Здесь она блистает уже на подмостках чешской оперы. При этом живет очень скромно, с ведущей хозяйство матерью, несмотря на обилие богатых поклонников. В Праге Вебер часто бывал в доме своей примы, поражаясь сердечности, с которой его неизменно принимают.
Влюблённый композитор посылает девушке письма и стихи. Просит ее руки у родителей. Но, вместо утвердительно ответа, получает неопределенный. Каролина не готова оставить оперную карьеру, бросить все, и следовать за Карлом. Сыграла свою роль в нерешительности девушки и то, что Вебер слыл человеком необеспеченным, с большими долгами.
Впрочем, все изменилось, когда Карл решил сопровождать Каролину в ее гастролях в Берлине в 1816 году. Здесь его буквально носили на руках. Творчеством молодого композитора восхищались. Это произвело впечатление на строптивицу, и вскоре пара объявила об обручении.
Карл Вебер и Каролина Брандт поженились в Праге 4 ноября 1817 года. Венчание многое изменило в отношениях пары. Они были счастливы. Вебер позабыл о прошлой расточительности, и старался обеспечить семью всем необходимым.
Вскоре ни переехали в Дрезден, где Карл был назначен на должность капельмейстера местного театра. Здесь пара обзавелась семейным небольшим домом в деревне в окрестностях Пильница.
Первый ребенок Веберов, девочка, родилась в сложное для семьи время. В марте 1819 года Карл тяжело болел. А едва оправившись, узнал, что их с Каролиной дочь умерла. Все это повлияло на атмосферу в семье. Оба тяжело переживали потерю, и каждый спасался, как мог. Карл с головой ушел в работу, и одно за другим создавал свои лучшие произведения. Каролина поддерживала мужа, вела хозяйство. И в 1822 году супруги вновь стали родителями. 22 апреля на свет появился их сын Макс, а затем и младший наследник, Александр.
Смерть
Долгое время Карл Вебер страдал болезнью легких. Туберкулез постепенно прогрессировал, и к 1826 году едва не убил композитора. Но ничто не могло заставить Вебера отказаться от личного участия в постановке своих опер. В начале 1826 года он сообщает семье и друзьям, что едет в Лондон, несмотря на то, что сырой климат Туманного Альбиона для человека с легочным диагнозом в то время был невероятно опасен. Карл предчувствовал свой скорый конец. Приступы кашля становились все тяжелее и мучительнее. И он принял решение о поездке.
В Лондоне Вебера ждал триумф. Его оперу «Оберон» публика принимала с восторгом. Автора даже вызвали на сцену, что для чопорных англичан было высшей формой признания таланта. Пробыв в Англии 4 месяца, с февраля по июнь, Карл Вебер скончался от туберкулеза легких и отека гортани 5.06.1826 года. Похоронили его здесь же, спустя 16 дней. Под звуки «Реквиема» Моцарта город провожал другого композитора.
Каролина узнала смерти супруга, еще едва карета с печальным вестником подъехала к дому. Она упала в обморок от горя, напугав четырехлетнего сына.
Прах Вебера перезахоронили в Германии в 1844 году, в декабре. Каролина присутствовала на церемонии вместе с Максом. Младший ее ребенок, Александр, к тому времени уже умер.
Интересные факты
- Двоюродная сестра Карла Вебера по отцу, Констанца, была женой композитора Вольфганга Моцарта.
- Имя Мария не было получено Вебером при крещении. Он добавил его позднее.
- Литографии Вебер учился у Алоиса Сенефельдера, изобретателя этой печатной техники.
- Первая написанная Вебером в 1798 году опера не сохранилась. Известно лишь ее название – «Сила любви и вина».
- Карл Вебер играл не только на фортепиано. Он был отличным гитаристом. И ряд сочинений написал специально для этого инструмента.
- Для перезахоронения Вебера Рихард Вагнер, которого считают продолжателем традиций этого композитора, сочинил специальную надгробную речь, именуемую «Грабе Вебера». Пьеса предназначалась для исполнения а капелла мужским хором. А для духового оркестра Вагнер создал особую музыкальную вариацию, использовав основную тему «Эврианты».
- Последнюю оперу Вебера заканчивал не он. Вдова передала произведение «Три пинты» в работу Мейерберу. Но заканчивал ее другой немецкий композитор, Густав Малер. Он же выступил дирижером на премьере.
- Вебер известен не только как оперный композитор. Его сочинения для фортепиано – 2 концерта, 4 сонаты и «Концертштюк фа минор» по сей день считаются популярными среди исполнителей. Более того, ими вдохновлялись в своем творчестве такие знаменитые композиторы как Ференц Лист и Фредерик Шопен.
- Тема из песни «Приглашение на танец» Карла Вебера использована в качестве основной теме в свинг-композиции Бенни Гудмана для радиопередачи Let’s Dance.