Андреев Даниил Леонидович – поэт советского периода, философ, писатель, яркий представитель «Серебряного века» в русской литературе.
Даниила Андреева сегодня многие называют не просто поэтом и литератором, но и философом, мистиком, учителем и даже иногда пророком. Во многом на творчество этого человека повлияла его не легкая биография. Многие события из жизни в свое время заставили мужчину переосмыслить вопросы мироустройства, возмездия, кармы и наказания за совершенные поступки. До сегодняшнего дня критики не могут сойтись во мнениях по некоторым произведениям этого автора, а дневники и книги «разобраны» читателями буквально на цитаты, вызывая их неподдельный интерес к творчеству.
Даниил Леонидович Андреев родился 2 ноября 1906 года в немецком городе Берлине. Его родителями стал известный в мире литературы писатель Леонид Андреев и его супруга по имени Александра. О матери будущего писателя сохранилось весьма мало информации, так как всего через несколько дней после его рождения женщина умерла. Она не смогла справиться с послеродовой горячкой, а потому мальчик не знал свою мать.
Леонид Андреев обвинил новорожденного наследника в смерти любимой супруги и ожесточился против него. Отец был настолько убит горем, что бабушке пришлось забрать внука и перевезти его в Москву. Так будущий литератор оказался в семье родной тетки, по материнской линии.
Злоключения приготовленные судьбой на этом не закончились. Прежде всего необходимо упомянуть особую болезненность Даниила. Простуда и многочисленные инфекции были постоянными спутниками Андреева. В шестилетнем возрасте у него обнаружилась дифтерия. К счастью сам будущий писатель благодаря молодому организму смог побороть эту болезнь. А вот любимая бабушка, так и не оправилась от болезни и в скором времени умерла, заразившись от Даниила.
Это событие в личной жизни малыш переживал достаточно тяжело. В этот момент Даниил Андреев стал обвинять во всех происходящих в его жизни бедах именно себя, вспомнив и обвинения отца в смерти матери. Наступил даже такой период, когда будущий писатель пришел к мысли, что ему ничего не остается как покончить жизнь самоубийством, чтобы больше никому не причинять горя. Таким образом он хотел наказать себя и как можно скорее встретиться с любимыми близкими на небесах. Мальчика удалось остановить буквально в последние секунды. Его сняли с моста, откуда он хотел прыгнуть и утонуть в реке.
Такого рода переживания в детские годы не могли не повлиять на психологическое развитие Даниила в будущем. Мальчик был достаточно нелюдим, скрытен и замкнут. Но несмотря на это на события в окружающей жизни Андреев реагировал достаточно чутко. Тетя как могла старалась окружать племянника заботой и теплом, чтобы он быстрее пришел в себя и позабыл о трагедиях, произошедших в его жизни и не винил в них себя.
Частично тетке конечно же удалось. В подростковом возрасте это стало проявляться в желании узнать мир поэзии и искусства. Позже Даниил познакомился с театром, после чего написал первые свои стихи, рассказы и поэмы.
1915 год – в списке литератора появилось стихотворение под названием «Стих». В тоже время были созданы рассказы о насекомых и животных в жанре фантастики. К сожалению эти его творения до наших дней не сохранились. Исследователям биографии писателя также доподлинно известно, что в тот период своей жизни юноша начал работу над романом-эпопеей в котором рассказывалось о путешествиях на далекие планеты. Уже в те годы о писательском таланте младшего Андреева говорили литературоведы и читатели, и именно благодаря ему молодой человек смог поступить в литературно-художественный институт.
В дальнейшем жизнь Даниила Андреева была наполнена не менее трагическими событиями. После окончания высшего учебного заведения парень пошел работать по специальности художник-шрифтовик. Свой писательский труд он не оставлял, однако хорошо осознавал, что эти труды не будут опубликованы, так как советская власть их не одобрит. Особое внимание в своих работах молодой поэт уделял теме религии, которая по мнению правительства представляет собой нечто обобщенное, должное объединять умы большого количества людей. Даниил Леонидович даже название этой религии дал – Роза мира. В последствии главный труд его жизни получил одноименно название, подчеркнув важность сего творения.
В начале тридцатых годов прошлого века писатель работал правщиков в одном из изданий Москвы. Однако долго на этом месте работы не продержался и в скором времени ушел оттуда. Произведения тех лет, среди которых огромное количество стихов были уничтожены по приказу властей. До наших дней сохранились лишь отрывки, записанные читателями по памяти. Философский труд под названием «Контуры предварительной доктрины», а также большой цикл из стихотворений «Предгорья», так и остались незавершенными.
1942 год – Андреева отправляют на фронт. Молодого писателя определили в так называемый «похоронный» отряд. Кроме всего прочего на него были возложены обязанности санитара, и он не редко занимался выхаживанием тяжелораненых солдат. В первый год после окончания войны писатель начал новый труд под названием «Странники в ночи». В этом романе Даниил Леонидович хотел раскрыть все, что сам знал о фронтовых буднях. К слову сказать, книга не принесла создателю славы, разве что навлекла на его жизнь новые горести и трудности.
Все изменил один единственный анонимный донос. После которого писателя арестовали. Причиной, указанной в обвинении, была террористическая организация, которую якобы создал Андреев, и с помощью которой велась антисоветская агитация. Никакие оправдания не помогли и суд вынес Даниилу приговор в двадцать пять лет заключения под стражу.
Находясь за решеткой писатель продолжал создавать свои труды, работая над новыми произведениями. Благодаря этому появились такие шедевры поэзии как «Василий Блаженны», «Железная мистерия» и «Русские октавы», а также поэмы «Гибель Грозного», «Немереча» и «Рух». Многие из них на протяжении долгих лет так и оставались не изданными.
В заключении была также написана книга, состоящая из новелл «Новейший Плутарх», а так же «Ленинградский Апокалипсис». Ну и конечно нельзя забывать о «Розе мира», главное произведение всей жизни писателя, работа над которой началась в сырой камере, ставшей на долгое время домом.
Только в 1957 году Даниила Леонидовича реабилитировали, и он смог выйти на свободу. Части «Розы мира» дописывались им на свободе практически до последних дней его жизни. Сборник, состоящий из философских рассуждений и трактатов включал в себе огромное количество фактов и материалов из событий, происходивших в реальной жизни. В них автор не скрываясь рассуждал о Сталине и Ленине, о произведениях таких русских писателей как Александр Пушкин, Николай Гоголь и Михаил Лермонтов. Он не скрываясь говорил о том, что эти великие люди своего времени стали пророками и предсказателями будущего великой державы.
Кроме всего прочего писатель смог построить свою собственную теорию получившую название «русская метакультура». В своем труде он утверждал, что именно русские стоят у истоков так называемой Розы мира, а история огромной нации «души России» началась от Демиурга Яросвета. При этом именно Демиург несет свет, в чем ему мешают жрурги – мелкие демоны.
Внимательные читатели непременно заметят в «Розе мира» рассуждения на тему предсказаний, высказанных Еленой Блаватской, касающихся темы первоначальной женственности. Она, эта женственность, по мнению Елены воплощена в Лилит, ставшей первой в мире грешницей и прародительницей ангелов. В своих работах Андреев не смог обойти стороной религиозные вопросы, но при этом каждый из них он интерпретировал по-своему. В главном труде кроме всех прочих вопросов поднимается и тема религии и веры, высшего предназначения и национальности.
Первой женой еще мало известного на то время писателя стала девушка по имени Александра Гублер. Первая их встреча произошла на литературных курсах. Влюбленные поженились в 1926 году, однако совместный быт только испортил их отношения и спустя год, в 1927 году пара официально рассталась.
В дальнейшем личная жизнь Даниила Андреева была связана с Бружес Аллой Александровной с которой они узаконили свои отношения в 1945 году. Не смотря на все тяготы послевоенного периода, арест супруга, а также собственное пребывание под стражей женщина до последних дней разделяла политические взгляды Андреева и поддерживала возлюбленного во всех его начинаниях.
К сожалению, ни в первом браке, ни во втором наследников у литературного деятеля так и не появилось.
Продолжительное заключение под стражей и пребывание в сложных для жизни условиях негативно сказалось на слабом здоровье Даниила Леонидовича. Он перенес несколько сердечных приступов, а простуда стала для него практически постоянным спутником, изредка сменяясь пневмонией, которая укладывала писателя в постель на довольно продолжительное время.
Тем не менее при первой же возможности Андреев продолжал писать и работать над «Розой мира». Этот труд он смог закончить только за несколько месяцев до собственной смерти, которая неожиданно случилась 30 марта 1959 года. Его похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище, разместив могилу рядом с могилой его матери.
Исследователи биографии и творчества Даниила Андреевича сегодня сожалеют лишь о том, что многие его произведения так и не дошли до современного читателя. Многие его творения были попросту уничтожены или утеряны, так как находились под запретом и не издавались. «Дневник Сатаны» так и остался не оконченным, хотя Андреев до последнего дня трудился над ним.
К столетнему юбилею со дня рождения писателя и философа была отснята документальная кинолента, получившая название «Даниил Андреев. Орлионтана». В нем режиссер показал события из жизни литературного деятеля, рассказав о сложной судьбе.
В 2014 году в Брянской области в небольшой деревне Чухраи был открыт музей, посвященный Даниилу Андрееву.