Дионисий — биография
Дионисий – русский иконописец, мастер создания фресок 15-16 веков, продолжатель художественных традиций легендарного Андрея Рублева. Произведения мастера можно увидеть в Русском музее и в Третьяковской галерее.
Детство и юность
Легендарный живописец был рожден примерно в 1440-м году. О биографии Дионисия известно крайне мало. Немногочисленные факты из жизнеописания художника современные исследователи восстанавливают благодаря упоминанию Дионисия в летописях. В отличие от других русских иконописцев Дионисий не был монахом – он принадлежал к светскому сословию «боярских детей». Мужчина работал на государственной службе.
Творчество
Согласно летописям, свой первый большой заказ Дионисий получил в 1460-е годы. Живописцу предложили расписать собор Рождества Богоматери, что находился в Пафнутьево-Боровском монастыре. Этот монастырь расположен близ современной Калуги.
В те времена над созданием масштабных живописных проектов работали не отдельные мастера, а целые артели художников. Артелью руководил старший мастер, который создавал план будущей росписи и занимался самыми важными участками полотна. Руководителем артели, участником которой был Дионисий, был старец Митрофан. Именно от старца Симонова монастыря молодой художник, скорее всего, перенял традиции классической иконописи, которая берет свое начало со времен Андрея Рублева.
Профессиональную биографию Дионисия решил счастливый случай. Однажды фрески молодого художника увидел Иван III, князь Московский. Скорее время монарх был доволен работой живописца, поскольку вскоре Дионисий стал главой художественной артели и получил новый заказ – роспись Успенского собора в Кремле.
Дионисий писал фрески, а также занимался росписью образов для иконостаса. За этот проект художник получил баснословную по тем временам оплату – 100 рублей. В те годы на эти деньги можно было купить почти 200 килограммов ржи. Высокие гонорары и важные заказы Дионисия говорят о том, что он стал одним из самых востребованных иконописцев средневековой России.
Дионисий создал две иконы для Успенского собора – «Митрополит Алексий с житием» и «Митрополит Петр с житием». Главные герои произведений предстают перед зрителями в полный рост, они облачены в парадные одеяния.
В православной традиции средневековой России особенно почитался образ Богоматери Одигитрии. Святая считалась покровительницей военных походов и путешественников. В 1482-м году живописцу было поручено написать образ святой на греческой иконе. Икона представляла собой список древнейшей иконы, которая была взята из византийского монастыря Одигон. Список был доставлен в Россию и помещен в Московский Кремль. Во время пожара святыня сильно пострадала – от прежнего изображения осталась лишь доска. Именно на ней мастер и изобразил образ святой.
На иконе святая изображена с Младенцем, который держит в руках белый свиток. По углам иконы расположены архангелы. Хотя изначально икона была двусторонней, рисунок на второй стороне до наших дней не сохранился. В настоящий момент икона хранится в Третьяковской галерее.
Личная жизнь
О личной жизни Дионисия, равно как и о других аспектах его биографии, известно мало. Художник был женат, его сыновья тоже связали свою жизнь с изобразительным искусством. Владимир и Феодосий перенимали художественные приемы своего отца, были его главными помощниками и подмастерьями.
Будучи уже известным иконописцем, мастер руководил собственными артелями, в которых работали его сыновья. Дионисий и его дети вместе занимались росписью Успенского собора, расположенного в Иосифо-Волоцком монастыре. Артель Дионисия занималась созданием образов для иконостаса и фресками – в общей сложности мастера написали около 90 икон. Для работ представителей артели прославленного иконописца свойственны удлиненные пропорции, особая торжественность.
В 1490-х годах художник вместе с сыновьями переехал в окрестности Вологды, где возводились новые каменные монастыри взамен старых деревянных. Мастер работал над иконостасом в Павло-Обнорском монастыре. Из поздних работ художника до наших дней дошло лишь несколько произведений, в том числе и «Распятие», «Спас в силах», которые находятся в Третьяковской галерее.
Еще одной поздней работой Дионисия является «Уверение Фомы», которая хранится в Русском музее. На иконе представлен эпизод из земной жизни Христа – явление ученикам после Воскресения. Апостол Фома возвел к Спасителю руку, чтобы дотронуться до него и убедиться в том, что Христос ожил.
Спустя десять лет мастер вместе с детьми и подмастерьями занимался росписью собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Ученые считают, что это была последняя крупная работа в профессиональной биографии Дионисия. Творение иконописца дошло до наших дней в целости и сохранности. Стенопись расположена внутри здания и представляет собой комплекс из почти 300 элементов. На северной стене даже сохранилась надпись, подтверждающая авторство работы мастера.
Смерть и память
Точная дата смерти легендарного иконописца остается неизвестной, однако ученые считают, что Дионисий скончался в 1508-м году. Дело в том, что в источниках после этого года имя художника не упоминается.
Дело Дионисия не пропало вместе с его смертью. Продолжателями художественной традиции живописца стали его сыновья и многочисленные последователи. Ученики и отпрыски мастера вступили в так называемый «круг Дионисия». Участники этой организации продолжали создавать иконы в традициях почившего мастера.
Сын художника Феодосий тоже стал известным иконописцем. Самой главной работой мастера считаются росписи Благовещенского собора в Московском Кремле.
Дионисий считается одним из самых известных иконописцев средневековой Руси. Творения живописца до сих пор входят в золотой фонд мировых памятников культуры. Согласно решению ЮНЕСКО, 2002-й год был назван годом русского художника.