Донателло — биография
Донателло – известный итальянский скульптор, представитель эпохи Возрождения. Донателло – автор таких скульптур, как статуя Давида, статуя святого Георгия, благовещение Кавальканти и т.д.
Детство и юность
Настоящее имя легендарного скульптора – Донато ди Никколо ди Бетто Барди. Донателло родился во Флоренции, в 1386-м году. Отцом Донато был обеспеченный чесальщик шерсти, который смог дать отпрыску прекрасное образование.
Когда юноше было всего лишь 15 лет, его отец умер. Донателло предстояло научиться зарабатывать на жизнь собственным трудом. Молодой человек стал учеником ювелира, потом работал подмастерьем. В течение нескольких лет скульптор работал в литейной мастерской Биччи ди Лоренцо. Здесь талантливый юноша в совершенстве овладел техникой бронзового литья – именно с этого и началась профессиональная биография Донателло в качестве скульптора.
Обучение Донателло оплатил богатый меценат и флорентийский банкир Мартелли. Покровитель увлекался искусством и поощрял творчество талантливых людей. Учителем молодого Донателло стал Лоренцо Гиберти. У Гиберти обучался и Филиппо Брунеллески, который в дальнейшем стал известным архитектором. Филиппо и Донателло быстро стали лучшими друзьями и сумели пронести эту дружбу через всю жизнь.
Творчество
В 1404-м году Филиппо и Донателло поехали в Рим, чтобы завершить обучение. Спустя время скульптор вернулся в родную Флоренцию и создал свои первые творения – первую мраморную статую Давида и горельеф с Благовещением. В первой статуе Давида можно увидеть следование готическим традициям, однако ценность этого монумента трудно недооценить. Эта статуя является первым достоверным творением Донателло, которое дошло до наших дней.
В дальнейшем известность и востребованность талантливого скульптора только возрастали. Донателло получал все новые и новые заказы: он создавал скульптуры, а также ваял барельефы для церквей и общественных построек. К примеру, специально для церкви Орсанмикеле, которую построили на общественные пожертвования в благодарность от избавления от чумы, скульптор создал особый барельеф. Барельеф представлял собой изображение святого Марка и Иоанна Евангелиста.
В 1415-м году Донателло начал работать над статуей святого Георгия, которая должна была потом занять свое место в этом же соборе. В фигуре святого можно увидеть изящные пропорции, следование заветам реализма и воспевание красоты человеческого тела. Эти качества характерны для других творений великого скульптора, который был страстным поклонником античного искусства.
Интересно, что чаще всего святой Георгий изображается на коне, поражающим змея копьем. Донателло же изобразил святого в момент осознания собственной победы, когда Георгий опирается на щит и уверенно глядит перед собой.
До 1432-го года скульптор охотно брал заказы от города. Он создал целую серию статуй библейских пророков. В ранних творениях мастера можно увидеть позднеготические черты: статичность, невыразительные черты лица скульптур, плотные складки одеяний святых.
В дальнейшем Донателло все больше тяготел к античным традициям, идеалам позднего Возрождения. В мраморных изваяниях мастера можно увидеть реальные лица людей, а не классические библейские типажи. Уже в статуе святого Георгия есть индивидуальность, портретность. Со временем работы скульптора становятся пластичнее, позы и фигуры приобретают естественность, одежда плотно облегает совершенные тела.
Одним из самых знаменитых произведений Донателло считается надгробие для усыпальницы папы Иоанна XXIII. Над этим заказом мастер работал вместе с другим известным архитектором Бартоломмео ди Микелоццо. Получившееся надгробие стало своеобразным образцом для оформления могил католических священников всех рангов. Донателло сотворил и фигуру папы, мирно лежавшую на постаменте. Микелоццо работал над остальными частями гробницы.
В 1420-м году скульптор вновь занялся бронзовым литьем, которому Донателло научился еще в самом начале своей карьеры. Спустя несколько лет мастер создал несколько бронзовых изваяний, с которых началось целое течение в скульптурном искусстве. Донателло занимался созданием как крупных монументов, так и совсем маленьких фигурок. Примером может служить работа мастера для баптистерия в Сиенне.
Одним из других шедевров в творчестве мастера считается бронзовая статуя Давида. Победитель Голиафа изображен в блеске молодости и красоты. Голову прелестного юноши венчает пастушья шапочка, а сам Давид горделиво опустил ногу на голову побежденного врага. Давид изображен обнаженным, его тело до сих пор считается стандартом мужской красоты в современном искусстве. Донателло совершил настоящую культурную революцию, первыми изобразив обнаженную натуру со времен античных скульпторов.
В свое время статуя Давида украшала собой колонну во дворе Палаццо Медичи во Флоренции. После свержения царской семьи, монумент был перенесен в апартаменты Синьории. Интересно, что творение великого скульптора стало символом борьбы Флоренции за независимость. В настоящий момент монумент находится в музее Барджелло.
Донателло работал и над барельефами. Мастер кардинально изменил привычные традиции и техники своих предшественников. Донателло стремился передать реализм, поэтому с особой тщательностью вытачивал фигуры. Фигуры на переднем плане были объемными и фактурными, а фоновые изображения выглядели «сплющенными».
В 1432-м году скульптор уехал в Рим, где встретился со своим давним другом по фамилии Брунеллески. В вечном городе Донателло начал изучать античную архитектуру и скульптуру. В итоге в последующих работах мастера появились простые линии, реалистичность фигур и портретов, индивидуальность, свойственные античному искусству.
Личная жизнь
О личной жизни Донателло до наших дней дошло мало информации. Куда подробнее описана творческая биография Донателло и история создания его лучших произведений.
Почерк зрелого мастера можно увидеть в рельефах под названием «Вознесение на небо», «Видение Иоанна на острове Патмос», «Освобождение из котла с кипящим мастером», а также «Воскрешение Друзианы». Эти работы скульптор создал в 40-е годы.
В поздних творениях мастера начали появляться драматизм, глубина образов, психологичность и движение.
В 1443-м году скульптор уехал в Падую. Здесь спустя несколько лет мастер отлил конную скульптуру венецианского кондотьера Эразмо де Нарни. Конь и всадник представляют собой взаимосвязанную композицию. Статуя расположена на пересечении улиц.
В дальнейшем Донателло создал церковный алтарь и серию великолепных барельефов. В последние годы жизни мастер работал не столь много. С 1453-го года мужчина проживал в родной Флоренции. Мастер тяжело болел, мысли о грядущей смерти и страданиях отображены в поздних творениях Донателло.
Смерть
Некоторые исследователи считают последнюю веху в творческой биографии Донателло упадочной. Мастер вернулся к готическим традициям, что может служить символом душевного надлома и трагизма.
Среди последних работ Донателло самыми известными считаются статуя Марии Магдалины и бронзовая группа «Юдифь и Олоферн». Магдалина всегда изображалась молодой, но мастер показал святую глубокой старухой, уставшей и изможденной.
В 1466-м году Донателло скончался.