Джованни Боккаччо – итальянский поэт и писатель, представитель литературы Раннего Возрождения. Самым известным произведением Боккаччо является сборник новелл под названием «Декамерон».
Джованни родился летом 1313 года во флорентийском городе Чертальдо. Ранняя биография Джованни Боккаччо полна тайн. Считается, что будущий писатель был незаконнорожденным сыном купца из Флоренции и знатной француженки. Детские годы Джованни провел в родовом имении отца. Уже в ранней юности будущий писатель проявлял интерес к литературе и даже начал писать свои первые произведения. Однако отец видел отпрыска продолжателем семейного дела и не слишком оценил желание сына стать писателем.
Когда мальчику исполнилось десять лет, его отдали на обучение к местному купцу. У наставника Джованни в течение шести лет учился вести торговые дела. Однако юноша терпеть не мог эту профессию и не собирался становиться предпринимателем. В итоге купцу пришлось отослать непослушного ученика обратно к отцу.
Отец Джованни не собирался так легко сдаваться, поэтому отправил отпрыска в Неаполь. Здесь молодой человек должен был получить новую профессию. Юный Боккаччо работал в одном из отделений местного банка. Очередная попытка отца провалилась снова – Джованни твердо стоял на своем.
Родитель разрешил непослушному сыну взяться за изучение канонического права. В 1348-м году Боккаччо-старший умер и Джованни смог полностью отдать всего себя любимому делу. Он стал одним из ближайших друзей короля Роберта Анжуйского, много общался с писателями и поэтами тех лет.
Неаполитанский король покровительствовал развитию наук и искусств, поэтому вокруг королевского двора собрались самые блистательные умы той поры. Джованни общался с людьми, которые, как и он сам, интересовались античной историей и культурой. Боккаччо вдохновлялся произведениями своих современников, с удовольствием ознакомился с «Божественной комедией» Данте.
Огромное влияние на творческую биографию Джованни Боккаччо оказал легендарный поэт и писатель Франческо Петрарка. Петрарка был одним из кумиров юного Джованни: знакомство двух писателей быстро превратилось в крепкую многолетнюю дружбу. Джованни был всего лишь на 9 лет младше Петрарки, у литераторов были одинаковые вкусы и взгляды. Боккаччо наизусть учил сонеты своего друга, пытался подражать Петрарке. Дружба литераторов началась с того, Джованни создавал буколики, используя при этом характерные аллегории.
Петрарка прослышал о талантливом подражателе, но не обратил на него никакого внимания. Лишь после публикации легендарного «Декамерона» Петрарка захотел познакомиться с автором этого известного произведения. Интересно, что больше всего Петрарку заинтересовало необычное название сборника, а не его содержание.
Джованни трудился над сборником около трех лет – с 1350 по 1353 годы. Все новеллы соединены одним сюжетным лейтмотивом. Согласно сюжету сборника, во время чумы семь девушек и трое юношей решают повеселиться, встретив смерть с улыбкой. Молодые люди собираются на уединенной вилле и начинают развлекать друг друга веселыми историями. Главные персонажи (рассказчики) сборника – выходцы из дворянства, а вот героями новелл являются представители разных сословий. В «Декамероне» высмеивался средневековый аскетизм, а также тяга ко всему мирскому. Конечно же, общество Раннего Возрождения посчитало сборник непристойным.
Эксперты считают, что во время работы над сборником Боккаччо вдохновлялся лучшими произведениями латинской литературы и средневековыми сказаниями. Традиционные сюжеты писатель трансформировал в соответствии с итальянскими модными тенденциями своего времени. Соответственно, в «Декамероне» отражаются нравы эпохи Возрождения.
В сорокалетнем возрасте поэт написал повесть «Ворон». Эту повесть можно назвать отражением личных переживаний автора. Боккаччо в этом произведении порицал женский род за лживость и хитрость, что противоречило сюжетам его ранних работ.
В дальнейшем писатель трудился над трактатом под названием «Жизнь Данте». В этой работе Боккаччо попытался правдиво описать биографию и творческий путь еще одного своего кумира. Однако Джованни больше интересовался духовностью и идеями Данте, чем точностью описываемых дат и событий. Боккаччо также написал неоконченный цикл лекций о «Божественной комедии» и «Малый трактат в похвалу Данте».
Перу писателя принадлежат и такие произведения, как «Генеалогия богов», «О знаменитых женщинах», «О несчастиях знаменитых людей». Данные произведения, наполненные философскими идеями, афоризмами и рассуждениями, не утратили своей актуальности и в настоящее время.
Личная жизнь Джованни Боккаччо не сложилась. В 1336-м году мужчина познакомился с девушкой по имени Мария Д’Аквино. Некоторые источники утверждают, что девушка была внебрачной дочерью короля Роберта Анжуйского. Встреча с Марией стала для писателя таким же важным событием, как и знакомство Петрарки с его обожаемой Лаурой. Юная Мария стала для Джованни не только любимой женщиной, но и музой, которую он описывал в своих произведениях. Боккаччо называл в своих работах девушку Фьяметтой.
В своем раннем творчестве писатель описывал любимую как женский идеал. Постепенно образ Фьяметты становился все более реалистичным, вскоре лирическая героиня получила земное воплощение. К образу прекрасной возлюбленной литератор обращался в поэме «Любовное видение», в романе «Амето» и т.д. В стихах, обращенных к Марии, Джованни воспевал вечную любовь, которая кардинально меняет человека.
К сожалению, личная жизнь влюбленных сложилась лишь в литературных произведениях. Расставание пары было сопряжено с выпуском повести «Фьяметта». В этом произведении описывалась предполагаемая измена одного из влюбленных. Однако Боккаччо продолжил описывать свою возлюбленную как женщину, наделенную всевозможным достоинствами. В повести также можно увидеть множество отсылок к античному искусству.
В 1362-м году писателя попросили переехать в Неаполь – здесь Боккаччо должен был стать одним из членов анжуйского королевского двора. Литератор согласился, но потом пожалел о своем решении. Мужчину приняли неблагосклонно и холодно. Боккаччо был вынужден вернуться во Флоренцию.
Последние годы жизни Джованни Боккаччо провел в отцовском имении в своем родном городе. В 1370-е годы писатель занялся преподавательской деятельностью. Мужчина читал лекции о «Божественной комедии» в местной церкви. Однако некоторые слушатели не были согласны с трактовками Джованни, поэтому ему пришлось прервать чтение лекций.
В последние годы своей жизни писатель заболел водянкой, эта болезнь и привела к скорой кончине Боккаччо. Зимой 1375 года мужчина скончался. Лишь на полтора года Боккаччо пережил своего друга и кумира – Петрарку.
Боккаччо был похоронен в родном городе, в приходе церкви Святых Михаила и Якова.