Эрнст Неизвестный – советский, российский и американский скульптор, автор монументальных изваяний, установленных по всему миру. Главной работой в жизни Неизвестного считается «Древо жизни», установленное в фойе пешеходного моста «Багратион» в столице.
Скульптор Эрнст Неизвестный, чье имя сегодня знают на всех континентах, прожил непростую жизнь. Он видел войну, гонения советскими властями, вынужденную эмиграцию за пределы родной страны. Неизвестный – автор монументальных шедевров, которые можно встретить в разных странах мира: от России и Украины до Соединенных Штатов, Швеции, Ватикана и ряда африканских стран.
Скульптор родился 9 апреля 1925 года в городе Свердловск. Его отец, Иосиф Неизвестный, посвятил свою жизнь медицине, а мать, Белла Дижур, была поэтессой. Многие факты своей биографии Эрнст долгое время скрывал. Например, то, что его дедушка был представителем купеческого сословия, а отец и вовсе выступал на стороне белогвардейцев.
Как вспоминал сам Эрнст Иосифович, поколения начала 20-го века были вынуждены жить во лжи, доходило до полного переписывания родословных. Выяснилось, что фамилия семьи юноши вовсе не Неизвестные, а Неизвестновы – две последние буквы изменил отец, чтобы избежать преследований со стороны большевиков.
В школьные годы будущий ваятель принимал участие в различных художественных конкурсах. В конце 1930-х талантливый парень поступил в художественную школу Ленинграда, которая во время войны была эвакуирована в Самарканд. Отсюда, несмотря на проблемы со здоровьем, молодой человек ушел добровольцем на фронт.
В одном из боев Эрнст получил тяжелое ранение – его даже сочли мертвым. Вместе с телами сослуживцев его поместили в подвал для последующего захоронения. Пролежав некоторое время среди трупов, молодой человек очнулся и дал о себе знать. Даже когда все выяснилось, в штабе все равно допустили ошибку и представили героя к ордену Отечественной войны посмертно.
Ранение сильно подкосило здоровье начинающего скульптора — несколько месяцев он не мог творить. По окончании войны Неизвестный устроился в Свердловское военное училище на должность преподавателя черчения.
В 1946-м Эрнст стал студентом Рижской академии художеств, а в следующем году подал документы в МГУ имени Ломоносова и Московский художественный институт имени Сурикова. Уже тогда скульптуры молодого ваятеля выставлялись на студенческих выставках и в некоторых городских галереях.
Будучи третьекурсником, Неизвестный представил работу «Яков Свердлов знакомит Ленина и Сталина», а также горельеф для Свердловского музея под названием «Яков Свердлов призывает уральских рабочих к вооруженному восстанию». Дипломной работой студента стала композиция «Строитель Кремля Федор Конь», впоследствии купленная Русским музеем.
Уже в раннем периоде творческой биографии молодой человек столкнулся с жестокой цензурой. Многие из экспериментальных и не одобренных чиновниками работ приходилось прятать от посторонних глаз.
Неизвестного критиковала пресса, его вызывали на допросы в соответствующие органы и даже подвергали избиениям на улице. К счастью, среди коллег нашлось немало порядочных людей, которые смогли отстоять доброе имя талантливого скульптора. В 1955 году Эрнст Иосифович был принят в члены Московского Союза художников.
К началу 1960-х ваятель завершил работу над циклом «Роботы и полуроботы» и «Война это», скульптурами «Усилие» и «Атомный взрыв». Параллельно автор занимался живописью и созданием графический изображений. Всемирный VI фестиваль молодежи и студентов, проходивший в 1957 году в Москве, принес создателю сразу три медали – бронзовую, серебряную и золотую.
В 1962-м в столице прошла выставка, приуроченная к юбилею Московского отделения Союза художников. Наряду с маститыми представителями социалистического реализма свои творения представили начинающие авангардисты, в числе которых был Эрнст Неизвестный.
В один из дней выставку посетил генсек Никита Хрущев, чья реакция на экспонаты оказалась предельно негативной. Сохранились исторические видеокадры, где первое лицо страны ругает скульптуры и дает им самые нелестные эпитеты. Досталось и Неизвестному, работы которого глава государства назвал «дегенеративным искусством».
Эрнст Иосифович отчаянно защищал как свои изваяния, так и скульптуры молодых коллег. Никита Сергеевич к аргументам творца остался равнодушным, переубедить его не удалось. Более того, после выставки начался конец оттепели, на которую так надеялись представители многих творческих профессий. Неизвестный был исключен из Союза художников, и при правлении Хрущева ему был отрезан путь к любым государственным заказам.
Однако, когда генсек скончался, изготовить надгробие на его могилу поручили именно опальному скульптору. Неизвестный озвучил идею, с которой согласились близкие покойного: это была композиция из темного и светлого мрамора, олицетворявшая неоднозначность фигуры деятеля.
При Брежневе к творцу начали относиться более лояльно. В 1960-х Эрнст получил госзаказ на возведение комплекса «Монумент Дружбы детей мира» на территории всесоюзной детской здравницы «Артек». В основании 150-метрового рельефа были заложены камни, привезенные юными отдыхающими со всего света.
В начале 70-х автор стал победителем конкурса проектов скульптуры, которую планировалось разместить на египетской Асуанской плотине. Монумент «Цветок лотоса», созданный советским ваятелем, стал самой крупной скульптурой в мире.
Позже Неизвестный принял участие в оформлении стен библиотеки Московскогоинститута электротехники. Бюджет выделили более чем скромный, и, поговаривали, что Эрнст не возьмется за проект. Однако мастера финансовые проблемы не остановили: он решил работать в режиме жесткой экономии. Вместо того, чтобы поручить изготовление барельефа комбинату, он собственноручно воплотил в жизнь свой уникальный эскиз. И вновь автор смог произвести фурор: его творение «Становление человека разумного» заняло почти тысячу квадратных метров и стало крупнейшим барельефом, изготовленным в закрытом пространстве.
Последней работой Эрнста Иосифовича в СССР стала композиция на здании ЦК Компартии в столице Туркменской ССР.
В 1976-м скульптор уехал из Советского Союза. Его супруга Дина Мухина вместе с дочерью предпочла остаться в стране.
Несмотря на то, что в СССР Неизвестному поручали все больше государственных заказов, он испытывал постоянное давление со стороны властей. Он участвовал в самых грандиозных проектах, однако был вынужден постоянно действовать в навязанных ему рамках. Себя скульптор сравнивал с актером, который всю жизнь мечтал о роли Гамлета, но ее ему никто не давал.
За границей к тому времени имя советского мастера было уже широко известно. Поначалу Неизвестный поселился в Швейцарии, где до этого неоднократно проходили его персональные выставки. После года жизни в Цюрихе творец перебрался в Америку, где стал членом Нью-Йоркской академии науки и искусства.
В середине 80-х мастера избрали в Шведскую академию наук, затем пригласили в Европейскую академию искусства и гуманитарных наук. В Соединенных Штатах Неизвестный работал лектором Колумбийского, Калифорнийского и Орегонского университетов. Среди новых знакомых Эрнста Иосифовича были такие влиятельные люди, как Артур Миллер, Генри Киссинджер и Энди Уорхолл.
Одной из первых работ скульптора на чужбине стала голова композитора Дмитрия Шостаковича, заказанная вашингтонским Центром исполнительных искусств имени Кеннеди. Позже маэстро организовал ряд выставок в знаменитой Галерее Магна в городе Сан-Франциско. Для этого выставочного центра Эрнст изваял несколько скульптур, вошедших в цикл «Человек, пробивающийся сквозь стену». Параллельно шедевры создателя выставлялись в шведском Уоттерсберге. Также Неизвестный создал несколько проектов распятий, которые приобрел Папа Римский Иоанн Павел II для Музея Ватикана.
Создавая изваяния, автор продолжал работать с графическими изображениями. В конце 80-х он подготовил цикл иллюстраций для изданий Сэмюэла Беккета, Федора Достоевского и Данте Алигьери.
После распада СССР Эрнст Иосифович стал часто посещать родную страну. В середине 90-х он стал автором эскиза главной телепремии России – статуэтки «ТЭФИ». В 1995 году в районе Одесского морского вокзала была возведена композиция «Золотое дитя» — первый монумент автора, выполненный в постсоветский период.
Через год в Элисте состоялось открытие памятника «Исход и Возвращение», посвященного депортированным в Сибирь калмыкам. В тот же период в Магадане торжественно открыли мемориал «Маска скорби» памяти жертв сталинских репрессий.
«Древо жизни» — фундаментальная работа автора, над которой он трудился почти полвека. Открытие главной скульптуры ваятеля состоялось в 2004 году на пешеходном мосту «Багратион» Москве. Причудливая композиция состоит из множества религиозных символов, петель Мебиуса и изображений выдающихся личностей.
Эрнст Иосифович был женат дважды. Первой спутницей мастера стала керамист и художник Дина Мухина, подарившая супругу дочь Ольгу. Семья распалась, когда Неизвестный принял решение об эмиграции.
Во второй раз скульптор женился в 1995 году. Мастер обустроил свою личную жизнь с Анной Грэм – своей переводчицей и личным секретарем. Этот брак продлился вплоть до последних дней знаменитого ваятеля.
В 2007 году Неизвестный представил свое последнее монументальное творение – бронзовое изваяние Сергея Дягилева. Оно было установлено в Перми, во дворе родового дома автора.
На закате дней Эрнст Иосифович страдал от возрастных болезней, полноценно работать не позволяла наступившая слепота. Все же мастер находил возможность делать зарисовки на бумаге – в этом ему помогал специальный оптический прибор.
9 августа 2016 года гениального скульптора не стало. Местом его погребения стало небольшое кладбище на острове Шелтер в Соединенных Штатах.
Комментарии
сварог