Федор Степанович Рокотов

Федор Рокотов — биография


Федор Рокотов – русский живописец XVIII-XIX века, один из крупнейших мастеров своего времени. Автор коронационного портрета императрицы Екатерины II. Работал в стиле рококо, маслом.

Ранние годы

Точных данных о рождении Федора Рокотова биографические источники не предоставляют. Известен лишь год – предположительно 1735 или 1736. Некоторые исследователи считают его внебрачным сыном князя Репнина. В его имении мальчик родился у крепостной крестьянки. У самого владельца поместья Воронцово детей в браке не было. Впрочем, есть и сторонники теории, что Рокотов изначально происходил из бедного дворянского рода. Но документально этот факт нигде не подтвержден.

Предположительно при рождении Федор получил от князя Репнина вольную. За какие заслуги – неясно, тем более, что остальные члены семьи остались крепостными. Есть версии, что мальчик с юных лет увлекался живописью. Но столь ранние работы художника не сохранились.

Федор Степанович Рокотов

Относительно достоверно биография Федора Рокотова прослеживается уже с 1755 года. Известно, что одаренный юноша попал в набор, организованный графом Шуваловым для новой Академии художеств. Вот только учиться попал в Сухопутный шляхетский корпус. Здесь он прослужил несколько лет, создав немало портретов кадетов, а заодно получив чин ротмистра, с которым приобрел и дворянство.

В новом статусе в 1957 году Рокотов все же попадает на учебу в Академию художеств. Она располагалась в доме Шувалова. Учителями талантливого самородка стали итальянец Пьетро Ротари и француз Луи Ле Лоррен. Под их началом Федор осваивал азы стиля рококо. Учеба продлилась около 5 лет. Причем к 1762 году Рокотов уже назначен адъюнктом, и сам надзирает за учениками.

Творческая биография

Федора Рокотова можно назвать самым загадочным художником своего поколения. Мало того, что биография его туманна. Не осталось ни одного автопортрета легендарного живописца, создавшего так много чужих изображений. Долгое время предполагалось, что на одной из картин Рокотов все же запечатлел свой облик. Но на «Портрете молодого человека в гвардейском мундире» оказался изображен его друг, Евгений Чемесов.

В 29 лет, едва выпустившись из учебного заведения профессиональным живописцем, Рокотов стал академиком, и сам начал преподавать. Из его ранних, совершенно нетипичных, работ осталась лишь одна: «Кабинет Шувалова», своего рода «портрет» интерьера. Оригинал работы был утрачен. Зато сохранилась копия, которую создал один из учеников Рокотова.

Федор Степанович Рокотов
«Кабинет Шувалова»

К началу 60 годов XVIII века Рокотов стал невероятно популярен. Во многом, из-за своей особой техники, с которой парадные портреты выходили невероятно детальными и точными. Среди первых заказчиков мастера был Иван Шувалов, дворяне Орловы, император Петр II и его сын Павел. Но настоящая слава обрушилась на Федора Рокотова в 1763 году. Его пригласила сама императрица, чтобы позировать для парадного коронационного портрета. Работа Рокотова так понравилась заказчице, что именно этот образ она избрала для чеканки на монетах и гравюрах.

В 1766 году заказов стало слишком много. При этом формально, преподававший в академии Федор Степанович не имел права их брать. Рокотов ушел с поста преподавателя, и переехал из Петербурга в Москву. Здесь он начал брать частные заказы уже без ограничения. За один портрет богатые клиенты платили не менее 50 рублей.

В 1768 году Рокотов берется за свою «опекунскую серию», прославлявшую попечителей и благотворителей Воспитательного дома для сирот. Для его галереи Федор написал 3 работы. Портреты Петра Вырубова, Ивана Тютчева и Сергея Гагарина художнику оплатили по невероятно высокой ставку – 100 рублей каждый.

Федор Степанович Рокотов

Но наиболее популярен Рокотов был у обитателей фамильных столичных особняков. Для знатных дворянских семей он писал целые галереи работ разных поколений. Создавал портреты к особо значимым датам.

Именно благодаря Рокотову до наших дней дошли изображения Василия Майкова, Анны Голицыной, Александра Сумарокова, Прасковьи Ланской и многих других исторических фигур XVIII века.

Простолюдин, крепостной по рождению, в 1772 году в Москве Федор Степанович открывает Московский Английский клуб, став его сооснователем. Здесь собиралось исключительно аристократическое общество.

При этом собственная мастерская и дом в столице появились у него достаточно поздно. В 1785 году Рокотов купил участок на углу Старой Басманной, и построил здание. Здесь жили и его ученики, помогавшие мастеру в написании картин. В большинстве портретов 70-80 годов XVIII века рукой Рокотова изображались лишь лица. Остальное дописывали ученики. Порой в помещении одновременно находилось до 50 незавершенных работ, на которых были только лица.

В позднем своем творчестве Рокотов попытался уйти от немодного уже рококо к классицизму. В его живописи появилась детальность, яркость цветов. Но обойти молодых конкурентов художник уже не мог. Период его славы прошел. В 90 годах XVIII века Рокотов купил имение Аниково, где и проводил время вдали от суеты Москвы.

Самые известные произведения

Живопись Рокотова – одна из самых узнаваемых и ярких в XVIII столетии. Он использовал целый ряд приемов, по которым можно безошибочно определить руку мастера. Фирменная «дымка», размытость изображения, застывшая в пол оборота фигура, легкая полуулыбка. Живопись Федора Степановича сравнивали с работами да Винчи и Ватто. А то, что он после коронационного портрета императрицы писал только погрудные образы, лишь облегчает исследователям атрибуцию его творчества.

Портрет Александры Струйской – одна из самых знаменитых работ мастера, его «русская Джоконда». Молодая дворянка здесь изображена с традиционной «рокотовской маской» меланхолии на лице. Известно, что восемнадцатилетней заказчице работа не понравилась. Картину «сослали» в одну из дальних комнат.

Федор Степанович Рокотов
«Русская Джоконда»

Портреты членов императорской семьи – еще одно отличие Рокотова от других художников. Ему доверяли, допускали туда, где другим был путь заказан. Например, в детскую наследника престола Павла. Или в личные покои Екатерины II. Рокотов даже создал портрет незаконнорожденного сына императрицы Алексея Бобринского в детстве.

Федор Степанович Рокотов
Портрет Екатерины II

Основная коллекция работ Федора Рокотова сегодня хранится в Государственном Историческом музее. Среди них такие шедевры как:

  1. Портрет А. П. Сумарокова (датирован 1770 годами). Знаменитый поэт, советник Екатерины II, приятельствовал с художником. Они даже состояли в одном литературном кружке.
  2. Портрет П. И. Панина (датирован второй половиной 70 годов XVIII века). Военный, генерал-аншеф, прославленный полководец и сенатор. Его портрет написан в достаточно светлых тонах, но с узнаваемой рокотовской маской полуулыбки и меланхолии на лице.
  3. Портрет В. И. Стрешнева. Его относят к  ранним работам мастера, примерно 1760 годов. Стрешнев – известный государственный и придворный деятель своей эпохи, сенатор, тайный советник и камергер императора Петра II. Его портрет демонстрирует образ уставшего, погруженного в думы человека, облеченного немалой властью.
  4. Портрет великого князя Александра Павловича в детстве. Написан в начале 1780-х годов. Будущий император Александр I изображен Рокотовым румяным мальчиком с живыми глазами и серьезным лицом. Интересно, что оригинал картины находится в Русском музее. Но в других собраниях есть его авторские повторения.
  5. Портрет императрицы Екатерины II. В отличие от парадного коронационного, этот изображает правительницу в более зрелом возрасте. Но Рокотов сохранил здесь первичную композицию портрета Рослена. Добавив свой фирменный стиль в изображение императрицы.

Всего творческое наследие Рокотова насчитывает около 50 атрибутированных полотен. Многие из тех картин, что ранее ошибочно приписывали Федору Степановичу, оказались созданы его учениками.

Личная жизнь

О личной жизни Федора Рокотова ничего не известно. Нигде нет упоминаний о его женитьбе или рождении детей. Известно лишь, что от брата Никиты у художника было двое племянников. Их Федор выкупил из крепостных, дав шанс на более успешную жизнь.

Смерть

Федор Степанович умер в декабре 1808 года. С возрастом его зрение ослабело. Художник почти ничего не писал. Да и мода на погрудные портреты прошла. Наследниками живописца были указаны его племянники.

Федор Степанович Рокотов

Они и похоронили своего знаменитого родственника на погосте Новоспасского монастыря. Сегодня точных данных о месте упокоения живописца нет. Хотя в Новоспасском монастыре с 2008 года в его честь стоит особый памятный камень.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Федор Степанович Рокотов?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя