Федор Васильев — биография
Федор Васильев – русский пейзажист, автор полотен «Оттепель», «В Крымских горах», «После дождя. Проселок» и других. Был учеником и другом Ивана Шишкина.
Работы русского художника-пейзажиста Федора Васильева вызывали восторг у Ивана Шишкина, Ивана Крамского и многих других именитых живописцев. Работы пейзажиста неоднократно премировались Обществом поощрения художников и становились предметом подражания для целой плеяды мастеров.
Ранние годы
Художник родился 10 февраля 1850 года на территории современной Ленинградской области – в городе Гатчина. Отец мальчика работал в приюте для сирот простым помощником учителя. Неофициальной супругой мужчины была Ольга Полынцева, родившая ему дочь Женю и сына Федю.
Федор был еще совсем маленьким, когда родители решили перебраться в столицу. В Петербурге они обосновались в скромном домике на Васильевском острове. Васильев-старший устроился работать на почту, куда в 12-летнем возрасте поступил и его сын.
В начале 1852 года отец с матерью решили узаконить отношения и обвенчались в церкви. После этого у них родилось еще двое наследников – Саша и Рома.
Семья жила довольно скромно, единственным доходом было жалованье главы семейства. Когда Федя стал помогать ему с рассылкой прессы, ситуация улучшилась, но не на много. Поначалу юноша выполнял мелкие поручения вроде доставки почты, затем его приняли в помощники писца. В свободное от работы время будущий художник занимался рисованием, больше всего ему нравились пейзажи. Заниматься живописью профессионально стало для молодого человека заветной мечтой, однако отец выступал против этой идеи. Он считал, что искусство не будет приносить семье стабильный доход. Вопреки воле родителя Федор устроился в реставрационную мастерскую Петра Соколова, а позже отучился в школе при Обществе поощрения художников.
Когда не стало отца, ответственность за семью легла на плечи молодого Васильева. Ему приходилось много работать, ведь дома его ждали мать, старшая сестра и двое младших братьев. Юноша брался за любые подработки, но и занятия живописью не бросал. Общество поощрения художников свело его с Иваном Шишкиным, который сразу же обратил внимание на талантливого юношу. Со временем мэтр познакомил подопечного с членами независимого творческого объединения «Артель художников». Во главе кружка тогда стоял художник и критик Иван Крамской.
Начало творческого пути
Шишкин научил начинающего живописца работе со светом, точной передаче деталей и составлению удачных композиций. Вскоре учитель и ученик стали самыми близкими друзьями. В 1867-м художники совершили совместную поездку на Валаам, где создали такие известные этюды, как «Лес у ручья», «В церковной ограде», «Пейзаж с березками», «Въезд в деревню» и «На острове Валааме. Камни». После поездки эти работы были продемонстрированы на экспозиции Общества поощрения художников. Некоторые работы Федора Васильева выкупил граф Сергей Строганов. Предприниматель взял шефство над талантливым живописцем и обещал ему содействие во всех творческих начинаниях.
Выставка сделала начинающего живописца известным. Он стал часто посещать Артель художников, общаться с маститыми мастерами, среди которых был Иван Крамской. Одной из последних студенческих работ Васильева стало полотно «После дождя», известное еще под названием «Весна в Петербурге». В 1867 году Федор стал выпускником школы Общества поощрения художников.
Небольшой отрезок биографии пейзажиста связан с деревней Константиновка, что рядом с Петербургом. Сюда Федор пригласил Ивана Шишкина – рисовать с натуры местные красоты. За несколько месяцев жизни в глубинке Васильев создал ряд полотен: «Деревня», «Возвращение стада», «Перед дождем» и «После грозы». В деревне в личной жизни Шишкина произошли изменения: познакомившись поближе с сестрой Федора он влюбился и вскоре сделал ей предложение.
Работа «Возвращение стада» принесла автору первую ощутимую награду – премию Общества поощрения художников в размере 400 рублей. Долго не думая, эту сумму Федор потратил на шикарный пиджак, кожаные перчатки и модный цилиндр. Федор вошел в круг известных столичных живописцев и стал завсегдатаем светских мероприятий, где собирался весь цвет петербургской интеллигенции.
По приглашению графа Строганова Васильев отправился в его поместье под Тамбовом. Эти южные места поразили молодого творца до глубины души, своими впечатлениями от часто делился в письмах сестре. Вскоре хозяин с семьей переехал в Украину и пригласил с собой талантливого гостя. В Хотени живописец создал картины «Кучевое облако», «Тучи над холмами», «Приближение грозы», «Небо с облаками» и другие работы, посвященные небу. Помимо этого, художник изображал деревеньки, извилистые проселочные дороги и великолепные леса, которых в этой местности было предостаточно. Многие из работ мастер закончил уже в столице.
Путешествия по Волге и в Крым
В начале 1870-х в голове Ильи Репина зародилась идея создания полотна «Бурлаки на волге». Изначально художник хотел вывести на передний план бурлаков так, чтобы они контрастировали с беззаботно отдыхающими на заднем плане дачниками. Васильев такое решение раскритиковал:
«Здесь эти красивые барышни, кавалеры, уютная обстановка, что-то вроде пикника; а эти грязные люди уж очень искусственно «приплетаются» к картинке, в виде назидания: мол, смотрите, какие мы несчастные уроды. Ох, и запутаешься ты в этой композиции: уж слишком много здесь рассудочности. Полотно должно быть шире, проще, как говорится — сама по себе… Бурлаки так бурлаки!».
Федор Александрович подал другу идею – отправиться в путешествие по Волге и рисовать пейзажи с натуры. Репин в те годы был крайне стеснен в средствах, поэтому позволить себе длительную поездку не мог. Тогда Васильев, пользуясь своим знакомством с графом Строгановым, раздобыл необходимые двести рублей, и приятели отправились в путь.
В компанию путешественников вошли Федор Васильев, Илья Репин, Евгений Макаров. В ходе экспедиции живописец написал полотна «Рыбаки», «Закат на Волге» и «Крестьянская семья в лодке». В работах Васильева тоже присутствуют бурлаки: он изобразил их отдыхающими после тяжелой работы на картине «Вид на Волгу. Барки».
В 1871 году автор представил произведение «Оттепель». Этот сюжет был написан с натуры и изображал разбитую дорогу, первые проталины и усталых путников. На конкурсе Общества поощрения художников работа получила самые высокие оценки, а Шишкин признался, что ученику удалось превзойти его, своего учителя. Позже оригинал картины приобрел Павел Третьяков, а копию – государь Александр III. В том же году Федор удостоился звания живописца I степени и стал вольнослушателем художественной Академии.
Работая над картиной «Оттепель», автор перенес чахотку. Чтобы поправить здоровье он отправился в украинское имение графа Строганова, куда тот его любезно пригласил. Особого эффекта от смены климата Васильев не почувствовал, и вскоре по совету докторов отправился на Крымский полуостров. Спонсором поездки выступило Общество поощрения художников.
Находясь в Крыму, мастер скучал по российским пейзажам. Он почти не рисовал с натуры, в основном занимался доработкой начатых на родине полотен. Здесь он завершил картину «Мокрый луг» и отослал ее на конкурс в столицу. Работа завоевала второе место. позже автор создал еще два шедевра, основанных на воспоминаниях о России – «Утро» и «Болото в лесу. Осень».
Общество поощрения художников всячески поддерживало Васильева, ежемесячно присылало средства на жизнь. Сумма была скромной, поэтому Федор Александрович стал писать картины на заказ. По просьбе князя Владимира Александровича он создал полотно «Вид из Эриклика» и несколько этюдов дворца в Ливадии. Несколько будущих работ заранее оплатил Павел Третьяков.
Со временем живописец полюбил крымские пейзажи. В 1872-м он завершил серию работ, посвященных полуострову. Помимо многочисленных зарисовок сюда вошли шедевры «Горы и море», «Прибой в Ялте» и «В Крыму. После дождя».
Постепенно художник увлекся и пейзажами Крыма: в 1872 году он закончил полотна «Прибой в Ялте», «Горы и море», «В Крыму. После дождя». В своих воспоминаниях творец напишет:
«Небо ярко-голубое, и солнце, касаясь лица, заставляет ощущать приятное тепло. Колоссальные волны, и пена, разбиваясь у берега, покрывает его на далекое пространство густым дымом, который так живописно серебрится на солнышке… Картина в самом деле так очаровательна, что я рву на себе волосы — буквально, — не имея возможности сейчас бросить все дурацкие заказы и приняться писать эти волны. О, горе, горе! Всю жизнь связан обязательствами, вечно чему-нибудь подчиняешься».
Последние годы и смерть
Одну из последних работ с названием «В Крымских горах» пейзажист завершил в 1873 году. Изначально полотно должно было располагаться горизонтально, однако по ходу работы автор изменил концепцию, сделав его вертикальным. Это было удачным решением: вертикальный холст наиболее ярко подчеркивал красоту и мощь вековых деревьев и высоких гор. Иван Крамской описал эту картину так:
«Что-то туманное, почти мистическое, чарующее, точно не картина, а в ней какая-то симфония доходит до слуха оттуда, сверху».
Живописец скончался 6 октября 1873 года в 23-летнем возрасте. Последним пристанищем талантливого мастера стало Поликуровское кладбище в Ялте. Через несколько недель после смерти Васильева коллеги-художники провели выставку-аукцион с его работами. Собранные средства организаторы использовали для возмещения долгов Обществу поощрения художников и галеристу Третьякову, предоплаченные картины которого так и не были завершены.
Большинство картин было выкуплено еще до официального открытия экспозиции. Часть работ приобрела в свою коллекцию государыня Мария Александровна, а часть – Академия художеств.
Картины
- «Берег Волги после грозы»
- «Болото в лесу. Осень»
- «Болото в лесу. Туман»
- «Бурная речка»
- «Деревенская улица»
- «Деревенское утро» «Деревня»
- «Лесная дорога»
- «Летний жаркий день»
- «Мокрый луг»
- «Мостик через ручей»
- «Оттепель»
- «Перед дождем»
- «Перед грозой»
- «После дождя»
- «После грозы»
- «Вид на Волге. Барки»
- «Заброшенная мельница»
- «В церковной ограде. Старое кладбище»
- «Вечер»
- «Возвращение стада»
- «Волжские лагуны»
- «На острове Валааме»
- «Осенний лес»
- «Зима»
- «Пейзаж с облаками»
- «Пейзаж. Парголово
- «После проливного дождя»
- «Оттепель»
- «Утро»
- «Рассвет»
- «Деревья. Этюд»
- «Лето. Речка в Красном Селе»
- «Осень»
- «Дорога к березовому лесу»
- «Гумно»
- «Грозовые облака».