Франсиско Гойя — биография
Франсиско Гойя – испанский художник и гравер, автор таких полотен, как «Сатурн, пожирающий своего сына», «Шабаш ведьм», «Сон рождает чудовищ», «Игра в жмурки», «Ла Тирана» и т.д.
Детство и юность
Полное имя знаменитого живописца – Франсиско-Хосе де Гойя –и-Лусьентес. Гойя родился весной 1746-го года в Испании, в городе под названием Сарагоса. Вскоре после рождения малыша многочисленное семейство переехало в маленькую деревню. Это была вынужденная мера, поскольку дом семьи в Сарагосе нуждался в ремонте.
Семья живописца имела средний достаток. Франсиско был самым младшим мальчиком в семье. Старший брат живописца Камилло в дальнейшем стал священником. Его средний брат, Томас, продолжил семейную традицию и стал мастером по золочению. Дети получили посредственное образование. Франсиско вскоре отдали на обучение в художественную студию Лусана-и-Мартинеса.
Франсиско быстро овладел базовыми живописными техниками. Увлекался талантливый юноша и народными танцами, и пением серенад. Будущий художник имел вспыльчивый нрав и был очень гордым молодым человеком. Юноша часто принимал участие в уличных драках.
Из-за хулиганских проделок Франсиско пришлось покинуть родной город. От преследователей он укрылся в Мадриде. Мартинес не слишком возражал против ухода талантливого ученика: мастер сам давно советовал Франсиско продолжить образование.
В Мадриде юноша несколько раз пытался стать студентом местной академии художеств, но из этого ничего не вышло. В итоге Франсиско пришлось отправиться странствовать.
Живопись
Во время путешествий Гойя побывал в Неаполе, в Парме и в Риме. В течение этого времени юноша продолжал писать все новые и новые картины. В 1771-м году молодой художник получил вторую премию от академии художеств Пармы. О получателе первого приза в настоящий момент ничего неизвестно.
Первый успех окрылил Франсиско, он почувствовал уверенность в собственных силах. Однако его картины, выставленные на конкурсах и выставках, воспринимались маститыми живописцами весьма сдержанно.
Спустя время Гойя возвращается в Сарагосу. Здесь он начинает профессионально заниматься росписью церковных фресок. Живописец оформил церковь Эль Пилар и дворец Собрадиэль, за что Франсиско удостоился всяческих похвал. Гойя решает попробовать покорить столицу.
Художник вернулся в Мадрид и приступил к созданию панно для ковров Королевской шпалерной мануфактуры.
Зимой 1783-го года Франсиско получил новый заказ от графа Флоридабланка. Молодой живописец не мог поверить в свою удачу – ведь этот заказ открывал перед ним огромные перспективы. После написания портрета вельможи на художника обрушился целый поток новых заказов. Влиятельные испанцы мечтали получить свой портрет, написанный столь модным и амбициозным художником. Граф оказал Гойе и другую услугу: дворянин представил Франсиско высшему обществу. Гойя познакомился с младшим братом графа, королем Доном Луисом. Вскоре живописец получил новый заказ.
Дон Луис хотел получить большой портрет, на котором были бы изображены все члены королевской семьи. Франсиско тут же взялся за написание полотна. Эта работа принесла художнику около 20 тысяч реалов. В подарок супруге живописца было отправлено платье, расшитое серебром и золотом. Стоимость наряда составляла около 30 тысяч реалов.
Благодаря многочисленным заказам от влиятельных вельмож, Гойя быстро становится одним из самых популярных испанских художников. В 1786-м году Франсиско становится придворным художником Карла III. После смерти короля Гойя сохранил свою должность при дворе, новый монарх даже повысил живописцу жалование.
В 1795-м году Гойя становится почетным директором художественной Академии Сан-Фернандо.
Личная жизнь
В личной жизни Франсиско Гойи было много романов. Однажды друг Гойя, художник Франсиско Байеу, познакомил его со своей сестрой. Хосефа сразу понравилась Гойе: девушка имела белокурые волосы и была хороша собой. Между влюбленными тут же завязались отношения. Но Франсиско не торопился жениться – на брак он решился только после беременности Хосефы.
Брат Хосефы владел мастерской, в которой трудился Франсиско. Летом 1773-го года влюбленные поженились. Вскоре после свадьбы у них родился ребенок. Малыш родился хилым и слабым, поэтому прожил недолго. В этом браке у художника и его супруги родилось пять детей. Некоторые исследователи считают, что у живописца могло быть куда больше отпрысков. Впрочем, до взрослого возраста дожил только один – мальчик по имени Франсиско. Франсиско Хавьер Педро в дальнейшем продолжил дело своего отца и стал живописцем.
Постоянством Гойя-старший не отличался. Как только он стал вхож в круг дворян, он тут же позабыл о своей законной жене. Хосефа никогда не позировала своему супругу, в отличие от других жен художников. За всю свою карьеру Гойя нарисовал только один портрет жены.
Несмотря на многочисленные измены, Гойя оставался мужем Хосефы до самой ее смерти в 1812-м году. В биографии Франсиско Гойя было множество отношений с самыми красивыми женщинами его времени. Главной фавориткой живописца считается герцогиня Альба. Между влюбленными завязались романтические отношения еще в 1795-м году. Спустя год скончался старый муж герцогини, и она переехала в Андалузию. Гойя отправился вслед за любимой. Пара несколько месяцев проживала под одной крышей.
Юная герцогиня тоже не отличалась верностью. После возвращения влюбленных в Мадрид, Альба ушла от живописца. Девушка начала встречаться с высокопоставленным военным. Франсиско был оскорблен решением любимой, однако Альба и Гойя не могли жить друг без друга. Вскоре девушка вернулась к Франсиско, их роман продлился еще 7 лет. Стоит сказать, что отношения Альбы и Гойя не были подтверждены документально.
Смерть
В 1792-м году Гойя почувствовал резкое недомогание. Из-за болезни мужчина лишился слуха. Считается, что данное заболевание обычно имеет более тяжелые последствия. Франсиско чувствовал постоянную слабость, у него начались сильные головные боли, он какое-то время был парализован и частично потерял зрение. Современные исследователи считают, что Гойя мог страдать от запущенной формы сифилиса. Глухота и немощь осложнили жизнь живописца, но не помешали ему заводить все новые и новые романы.
Со временем заболевание прогрессировало. Плохое состояние здоровья отразилось и на полотнах живописца – его картины становились все мрачнее. После женитьбы единственного сына и смерти жены, Гойя остался совсем один.
В 1819-м году живописец отошел от дел и заперся в своем загородном доме. Внутри апартаментов художник писал мрачные фрески, отражающие негативное видение уставшего и одинокого пожилого человека.
Однако вскоре судьба подарила живописцу новый шанс. Франсиско встретил женщину по имени Леокадия де Вейс. Между новыми знакомцами сразу же вспыхнул роман, закончившийся разводом Леокадии с первым мужем.
В 1824-м году над живописцем сомкнулись тучи. Мужчина опасался гонений со стороны новых испанских властей, поэтому срочно поехал во Францию. Франсиско поселился в Бордо, где прожил около двух лет. Однажды художник затосковал по малой родине и решил вернуться домой. Он приехал в Мадрид во время послереволюционных беспорядков. Обстановка в Мадриде была небезопасной, поэтому Гойе вновь пришлось вернуться в Бордо.
Весной 1828-го года живописец умер в окружении супруги и многочисленных родственников. Лишь в 1919-м году останки художника вернулись в Испанию.