Франсуа Вийон — биография
Франсуа Вийон — французский поэт, который стал первым лириком позднего Средневековья во Франции. Его творчество оставило непередаваемый след в истории французской литературы. Главными произведениями Вийона являются «Малое завещание» и «Большое завещание», которые представляют собой уникальное слияние глубокой лиричности, острого юмора и тонкого наблюдения за человеческими страстями и нравами.
Вийон был мастером слова, чьи стихи оживали перед глазами читателей, заставляя переживать всю палитру человеческих чувств. Его работы остаются великим примером творчества и вдохновляют поколения писателей и поэтов на протяжении многих веков.
Детство и молодость
Предполагается, что Франсуа Вийон появился на свет в Париже в апреле 1431 года. В возрасте восьми лет он потерял родителей и стал сиротой. Приёмный отец, парижский духовник Гийом Вийон, капеллан при церкви Святого Бенедикта, дал ему свою фамилию. Сам Франсуа высоко ценил своего приёмного отца, называя его «больше, чем отцом».
В двенадцать лет Вийон стал студентом Парижского университета, изучая на факультете искусств, который он успешно завершил в 1449 году, получив степень бакалавра. Спустя три года он был удостоен степеней лиценциата и магистра, открывавших перед ним двери в преподавание и священнослужение. Воспитанный в буржуазной среде Парижа во времена нищеты и кризиса после Столетней войны, Франсуа оказался в числе тех, кто потерял своё социальное положение. Тем не менее, он завоевал расположение и дома парижского прево Робера д’Эстутвиля, став местом встречи многих поэтов. В знак уважения к своему покровителю Вийон создал брачную песню, начинавшуюся с акростиха, посвящённого имени жены прево. К середине 1450-х годов Франсуа уже снискал славу талантливого поэта. Во время учёбы он погрузился в бурную студенческую жизнь и вскоре был замечен в участии в криминальных делах.
5 июня 1455 года Франсуа стал участником драки, спровоцированной священником Филиппом Сермуазом, в ходе которой, по всей видимости из-за спора о женщине, смертельно ранил своего противника. Пытаясь избежать правосудия, Вийон был вынужден скрыться из Парижа. Этот акт самообороны, вполне приемлемый по тогдашним обычаям, не повлиял бы на его дальнейшую судьбу, если бы не последующие события. Сермуаз, умирая, простил Вийона, признав себя инициатором ссоры. Королевский суд, рассмотрев обращение Франсуа, признал его невиновным. Но за семь месяцев бегства от столицы, в ожидании оправдательного вердикта и оставшись без средств к существованию, поэт связался с криминальным миром и, как предполагается, участвовал в двух ограблениях уже в октябре того же года. После возвращения в Париж в начале 1456 года, в канун Рождества, Вийон вместе с сообщниками совершил ограбление в Наваррском колледже, разделив похищенные пятьдесят золотых экю между собой. После этого поэт предпочёл уйти из Парижа, оставив после себя значительное литературное наследие, включая шуточное послание к друзьям «Les legs», позже получившее название «Le petittestament». Спустя несколько месяцев кража была раскрыта, и имена её участников стали известны, что сделало невозможным для Вийона возвращение в столицу.
В течение следующих пяти лет Вийон скитался по Франции, от Бретани до Руссильона, не находя постоянного прибежища. Он коротко пребывал на службе у Карла Орлеанского в Блуа, где написал свои знаменитые строки для альбома баллад на заданную герцогом тему «От жажды умираю над ручьем», которые выделились глубоким философским смыслом среди шуточных произведений других авторов.
Летом 1460 года Вийон ожидал казни в тюрьме Орлеана, избежав её благодаря случайному освобождению заключённых в честь визита семьи герцога. В октябре того же года он снова оказался за решёткой в Мёне-сюр-Луаре, но был помилован новым королём Людовиком XI. Возвращение в Париж в конце года ознаменовалось созданием его лучших произведений, включая «Эпитафию Вийона» и «Завещание», впоследствии получившее название «Большое завещание».
Кроме вышеупомянутых творений, Франсуа Вийон авторствует ряду баллад и спорной студенческой поэмы «Le Romant de Pêt-au-Deable», а также балладам на воровском жаргоне, значение которых до сих пор остаётся не полностью раскрытым.
В ноябре 1462 года Вийон был арестован по надуманному обвинению в краже, но вскоре освобождён. Однако в том же месяце, после уличной драки, спровоцированной его друзьями и приведшей к тяжёлому ранению папского нотариуса, Франсуа снова оказался в тюрьме. Не принимая активного участия в драке, он был подвергнут пытке и приговорён к смерти через повешение, что вдохновило его на создание «Баллады повешенных» и «Катрена».
Творчество
Во времена своего обучения в Сорбонне, Франсуа Вийон завоевал расположение и внимание Робера д’Эстутвиля, занимавшего высокий пост парижского чиновника. В его резиденции регулярно проводились литературные встречи, на которых собирались поэты, а Вийон выступал участником поэтических состязаний, внося в них свой неповторимый вклад. В знак признательности и уважения к д’Эстутвилю, Франсуа посвятил ему брачную песню «Баллада Прево-младожену», включив в неё имя супруги чиновника методом акростиха.
Творчество Вийона тесно переплетено с его бурной и нелёгкой жизненной судьбой. Его стихи — это живое отражение переживаний, ответ на вызовы времени. Произведения поэта отличаются непревзойдённым реализмом и философской глубиной. В контрасте с идиллическими образами Ренессанса, его баллады, наполненные горечью, слезами и кровью, выделяются подлинными эмоциями и живым реализмом, обнажая души простых людей.
Франсуа Вийон был пионером в использовании иронии и сарказма при осмыслении своего существования и его многочисленных оборотов. В некоторых произведениях он обращается к гротеску и преувеличению, позволяя читателю увидеть за строками живого человека со всеми его пороками и достоинствами, мечтами и страданиями, не приукрашивающего себя и окружающих.
Величие таланта Франсуа Вийона признавалось через столетия: его творчество восхищало таких литераторов, как Илья Эренбург и Осип Мандельштам, Николай Рубцов. Жизнь и творчество Вийона послужили предметом для множества монографий и исследовательских работ, подтверждая неугасимый интерес и восхищение его вкладом в мировую литературу.
Личная жизнь
Франсуа Вийон оставил после себя не только бессмертные строки, но и легенду о жизни, полной страстей, приключений и неоднозначных поступков. Путь поэта, известного своими озорствами и скандальными выходками, был извилист и полон контрастов.
Его жизнь началась с дерзких выходок в студенческие годы, когда Вийон и его друзья, юные и полные непокорённой энергии студенты Сорбонны, совершили кражу каменной тумбы, вызвав тем самым волну возмущения и судебных тяжб. Этот эпизод, хотя и закончился победой молодости и бунтарства, уже предвещал бурную и неоднозначную судьбу поэта.
Судьба Франсуа непрерывно проверяла его на прочность: от острых конфликтов, в одном из которых он, защищаясь, лишил жизни молодого священника, до громкой истории с ограблением Наваррского колледжа. Каждый из этих эпизодов вносил в его биографию новые тёмные краски, однако и открывал глубины его души, когда в попытках избежать ареста он был вынужден бросить Париж и присоединиться к шайке разбойников.
Стихотворение «Молитва», написанное Вийоном, стало ярким свидетельством его трагического взгляда на жизнь, где впервые он отошёл от иронии и сарказма, присущих его творчеству, в сторону глубокой эмоциональной откровенности и искренности.
Интересно, что встреча с литературой и поэзией при дворе Карла Орлеанского раскрыла перед Вийоном возможность погрузиться в мир искусства слова, где он смог проявить себя не только как талантливый поэт, но и как мастер поэтического слова, способный на шедевры, вызывающие восхищение и размышления.
Смерть
В 1462 году Франсуа Вийон вновь оказался за решёткой. На этот раз, благодаря усилиям друзей, которые добивались снисхождения к поэту, и поданным ходатайствам о помиловании, ему удалось избежать казни. Вместо этого Вийону было назначено десятилетнее изгнание из Парижа. В период ожидания приговора он создал одно из своих самых знаменитых произведений — «Балладу о повешенных».
После 1463 года информация о дальнейшей судьбе Франсуа Вийона становится скудной и разрозненной. Детали его жизни, обстоятельства и точная дата смерти остаются неизвестными. Известно лишь, что его жизнь завершилась во время изгнания, и он так и не дожил до момента первой публикации своих баллад, которая состоялась в 1491 году, подчёркивая трагичность и непростую судьбу этого выдающегося поэта.