Генрик Сенкевич — биография


Генрик Сенкевич — польский писатель, автор исторических романов и лауреат Нобелевской премии по литературе. Наиболее известные произведения Сенкевича — роман «Quo vadis» и роман «Крестоносцы».

Детство

Генрик Сенкевич родился 5 мая 1846 года в Воле-Окшейской, небольшом поселении рядом с городом Луков, которое сейчас находится в центральной части Люблинского воеводства, в то время входившего в состав Российской империи. Его происхождение связано с обедневшим польским шляхетским родом. Предки по отцовской линии имели татарские корни и поселились на землях Великого княжества Литовского ещё в эпоху правления князя Витовта. Эти татары, называемые «липками», приняли католичество только в XVIII веке, ранее исповедуя ислам. Мать Генрика происходила из белорусско-литовской шляхты. Семья Сенкевичей обладала правом использовать польский шляхетский герб Ошик.

Генрик Сенкевич в молодости

В семье Генрика было шестеро детей: старший брат Казимеж, который погиб во время Январского восстания, и четыре сестры — Анела, Елена, Зофия и Мария. Семья часто меняла место жительства, и детские годы Генрик провёл в разных семейных имениях — Грабовце-Гурне, Венжичине и Буржеце. В 1858 году он начал своё обучение в Варшаве, куда семья переехала окончательно в 1861 году, обосновавшись в многоквартирном доме в Пражском районе столицы. В школьные годы у Сенкевича были посредственные оценки, исключение составляли гуманитарные дисциплины, особенно польский язык и история.

Семейные трудности вынудили 19-летнего Генрика пойти работать — он устроился наставником в семью Вейхеров в Плоньске. Предположительно, в этот период он написал своё первое произведение — роман «Ofiara» («Жертвоприношение»), однако рукопись, по-видимому, была уничтожена автором и не дошла до наших дней.

С 1866 по 1870 год Сенкевич обучался в Главной школе (позднее ставшей Варшавским университетом), сперва на медицинском факультете, а затем на историко-филологическом. В студенческие годы он дебютировал в печати, опубликовав свои работы в журнале «Przegląd Tygodniowy» («Еженедельное обозрение») в 1869 году. Начиная с 1873 года, он стал постоянным фельетонистом в «Газете польской» («Gazeta Polska»), а с 1874 года возглавил литературный отдел в еженедельнике «Нива» («Niwa»). В 1882 году он занял должность редактора консервативной газеты «Слово».

Творчество

В период с 1876 по 1879 годы Генрик Сенкевич совершил путешествие по Соединённым Штатам, результатом которого стали его знаменитые «Письма из путешествия», опубликованные в 1876—1878 годах. По возвращении в Европу он некоторое время проживал в Париже, а в 1879 году посетил Львов, после чего отправился в Венецию и Рим. Сенкевич вел весьма подвижный образ жизни, регулярно меняя место жительства и посещая различные страны, включая Австрию, Англию, Италию, Литву, Францию, Швейцарию, а также Балканские и другие страны, такие как Румыния, Болгария, Турция и Греция в 1886 году, и Египет с Занзибаром в 1891 году.

К 1900 году, отмечая 25-летний юбилей его литературной деятельности, Сенкевич получил в дар поместье Обленгорек в гмине Стравчин Келецкого повята. Это поместье, ныне ставшее музеем, было приобретено на средства, собранные польской общественностью в знак признания заслуг писателя.

Портрет Генрика Сенкевича в творческом процессе

Произведения Сенкевича также пользовались большим успехом на театральной сцене благодаря драматическим адаптациям, выполненным Софией Меллеровой совместно с Яном Канти Галасевичем, что добавило его творчеству популярности среди широкой публики.

С началом Первой мировой войны Сенкевич отправился в Швейцарию, где возглавил Комитет помощи жертвам войны в Польше, активно участвуя в поддержке соотечественников. После смерти писателя в Веве, Швейцария, его прах был первоначально захоронен в местном католическом храме, а в 1924 году перенесён в Варшаву, где он был погребён в крипте кафедрального собора Святого Иоанна Крестителя.

Ранние работы Генрика Сенкевича отличались приверженностью к идеям «варшавского позитивизма», литературного направления, возникшего в Польше после подавления восстания 1863 года и нацеленного на адаптацию к реалиям жизни и её объективный анализ. Однако, в отличие от большинства польских позитивистов, Сенкевич придерживался также консервативных взглядов. Под влиянием суровых условий окружающей действительности его позитивистский оптимизм со временем сменился глубоким разочарованием, и он решил поддержать патриотический дух поляков, обратившись к историческим темам. Почти каждое его произведение пропитано протестом против угнетения родины, что особенно прослеживается в темах его ранних повестей и рассказов.

Среди его ранних произведений выделяются «Старый слуга» (1875), «Ганя» (1876) и «Селим Мирза» (1877), объединённые под названием «малая трилогия» и описывающие уход патриархальных традиций. В произведениях «Наброски углём» (1877), «Ангел» (1878) и «Янко-музыкант» (1879) поднимаются вопросы судьбы крестьянства. Особенно популярным стал рассказ «Янко-музыкант», который был издан около 40 раз в России до 1917 года и переведён В. Г. Короленко. Рассказ «За хлебом» (1880) повествует о трудном путешествии польских крестьян в Америку и их трагической судьбе в нищете.

Писатель Генрик Сенкевич

Рассказ «На маяке» (1881) описывает тоску по родине польского эмигранта, участника восстания, а в продолжении «Встреча в Марипозе» (1882) приводится интересная деталь: путешествуя по США, Сенкевич всегда указывал в гостиничных книгах своё происхождение из Польши — страны, отсутствующей на картах того времени.

В сатирическом рассказе «Бартек-победитель» (1882) Сенкевич критикует немецкое угнетение поляков в Познанском герцогстве, а произведения «Орсо» (1879) и «Сахем» (1889) поднимают тему уничтожения индейцев в Америке, что перекликается с трагической судьбой самих поляков под оккупацией.

Многие темы его более поздних романов находят своё отражение в ранних рассказах. Например, «Татарский плен» (1880) предваряет знаменитую трилогию Сенкевича, а произведение «Та, третья» (1888) содержит намёки на его современные романы. Его историческая трилогия, включающая романы «Огнём и мечом» (1883—1884), «Потоп» (1884—1886) и «Пан Володыёвский» (1887—1888), была восторженно принята польскими читателями и стала классикой польской литературы. В «Огнём и мечом» описывается борьба Речи Посполитой против восстания Хмельницкого, «Потоп» посвящён освободительной войне поляков против шведской интервенции, а «Пан Володыёвский» героизирует польских рыцарей во время турецкого нашествия.

Роман «Без догмата» (1889—1890) представляет собой психологическое исследование аристократа-декадента. Сенкевич экспериментирует с формой дневника и натуралистическим стилем, что высоко оценил Лев Толстой, отметив «славянское толкование любви к женщине». Некоторые линии этого романа получили продолжение в следующем произведении — «Семья Поланецких» (1893—1894), где идеализация делового шляхтича контрастирует с сатирой на светское общество. Хотя Сенкевич сам не считал этот роман одним из своих главных достижений, в России он пользовался популярностью.

Роман «Quo vadis» (1894—1896) иллюстрирует гонения Нерона на христиан, что было воспринято как аллегория борьбы поляков за независимость и противопоставление духовных ценностей материализму Рима. «Крестоносцы» (1897—1900) посвящены борьбе поляков и литвинов с Тевтонским орденом, что также имело актуальное политическое значение в свете попыток германизации польского общества.

В более позднем романе «Омут» (1909—1910) Сенкевич критикует русскую революцию 1905—1907 годов и социалистические идеи. В 1910—1911 годах он написал повесть для детей «В дебрях Африки» («В пустыне и в джунглях»), а его последний роман «Легионы» (1913—1914) остался незаконченным, повествуя об участии поляков в наполеоновских войнах.

Личная жизнь

Личная жизнь Генрика Сенкевича была не менее насыщенной, чем его творческая деятельность. Писатель был женат трижды. Его первой супругой стала Мария Шеткевич, которая, к сожалению, умерла от туберкулёза спустя четыре года после свадьбы. За это время она успела подарить мужу двоих детей — сына и дочь, которые стали важной частью жизни Сенкевича.

Генрик Сенкевич с семьей

Второй брак писатель заключил с Марией Володкович, женщиной, выросшей в Одессе. Однако их союз был недолговечен: вскоре после свадьбы Володкович подала на развод, и их отношения быстро прекратились.

Третья и последняя жена Сенкевича — Мария Бабская, с которой он вступил в брак в 1904 году. Хотя с двумя последними жёнами писатель не имел совместных детей, его выбор спутниц говорит о хорошем вкусе. Фотографии этих женщин подтверждают их красоту и изящество, подчёркивая, что писатель был окружён настоящими красавицами.

Смерть

С началом Первой мировой войны Генрик Сенкевич переехал в Швейцарию, где посвятил себя созданию и руководству Комитетом помощи полякам, пострадавшим от военных действий. Эта деятельность стала важной частью его жизни в последние годы, когда писатель стремился поддержать соотечественников в трудные времена.

Памятник Генрику Сенкевичу

В это же время Сенкевич работал над своим последним романом под названием «Легионы», однако завершить его он не успел. 15 ноября 1916 года писатель скончался в возрасте 70 лет от ишемической болезни сердца, которая мучила его на протяжении последних лет.

Избранные произведения

  • «Огнём и мечом»
  • «Потоп»
  • «Пан Володыёвский»
  • «Без догмата»
  • «Семья Поланецких»
  • «Камо грядеши»
  • «Крестоносцы»
  • «На поле славы»
  • «Легионы»

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share