Георг Гендель — биография
Фридрих Гендель – немецкий и британский композитор, живший в эпоху барокко. Автор всемирно известных опер, ораторий, концертов и сюит, впервые получивших признание в высших аристократических кругах Европы.
При звуках гимна чемпионов лиги УЕФА мало кто задумывается об истории этого произведения. Известная на весь мир мелодия – это талантливая аранжировка антемы «Садок-священник», созданная немецким композитором Фридрихом Генделем по случаю коронации монарха Георга II. Творческая биография автора весьма насыщена: за свою полувековую жизнь он успел явить слушателям более сорока оперных произведений, несколько десятков ораторий и сотни церковных композиций.
Детство и юность
Композитор родился 23 февраля 1685 года в городе Халле (Галле), расположенном на берегу реки Галле. На момент появления мальчика его отец уже разменял шестой десяток и вместе с женой воспитывал шестерых детей. После Фридриха супруги произвели на свет еще троих наследников.
Увлечение отпрыска музыкой отец не поддерживал – он мечтал увидеть его успешным юристом. Как и большинство состоятельных немцев, Гендель-старший считал творчество лишь увлечением, которому не стоит уделять слишком много внимания. Невзирая на запреты родителя, уже в четырехлетнем возрасте будущий музыкант освоил клавесин. К инструменту, обнаруженному на чердаке, маленький немец пробирался ночью, когда все домочадцы засыпали.
Позже отец смягчился, поговорив с герцогом Саксен-Вейсенфельским Иоганном Адольфом I. Услышав игру мальчика, влиятельный аристократ назвал его уникальным дарованием и посоветовал главе семейства не препятствовать в его дальнейшей музыкальной карьере.
В 1694-м юный талант начал заниматься под руководством немецкого композитора Фридриха Вильгельма Цахау. Наставник помог ученику усовершенствовать навыки владения клавесином, обучил игре на органе, скрипке и гобое.
Цахау стал для юноши не только любимым учителем, но и человеком, предопределившим его дальнейшую судьбу. Во многих сочинениях композитора отчетливо слышно влияние мастера, открывшего ему секреты музыкального искусства. Одним из таких сочинений стала «Алилуйя» из знаменитой оратории «Мессия».
Аккомпанировать Фридрих начал еще в подростковом возрасте. Услышав исполнение молодого гения, курфюрст Бранденбургский Фридрих I пригласил его к себе на службу, однако будущей знаменитости еще предстояло получить классическое образование. Тогда курфюрст предложил родителям содействие в поступлении Генделя в один из лучших университетов Европы. Шанс был уникальным, но отец юноши им не воспользовался. Гендель-старший к тому времени был уже в очень преклонном возрасте, поэтому отправлять свое чадо далеко побоялся. Только после смерти родителя композитор смог в полной мере распоряжаться своим дарованием.
В конце 1690-х молодой человек все еще находился в родном городе и обучался в местных образовательных учреждениях. В 1702-м он поступил в Университет Галле, где преподавали юриспруденцию и богословию. Несмотря на то, что юноша рос в атмосфере религиозности, его взгляды со временем становились все более свободными. Дипломированным юристом Гендель так и не стал – оставив в 1703 году учебу, он перебрался в Гамбург, где начал строить карьеру профессионального музыканта.
Музыкальное наследие
Гамбург 18-го века был средоточием культурной жизни Европы. Здесь находилась единственная в Германии опера, поэтому город стал местом притяжения любителей музыки со всей Западной Европы. Попасть в этот театр Фридриху было крайне сложно, однако ему помогло знакомство с композитором и оркестровым дирижером Райнхардом Кайзером. Старший товарищ предложил юному дарованию стать местным скрипачом занять место у клавесина.
Одновременно с исполнением произведений великих авторов, Гедель пробовал писать свою музыку. Его первые оперы – «Нерон» и «Альмира» увидели свет в 1705 году и были встречены знатоками весьма благоприятно. Кайзер и его ученик считали немецкий язык несколько неподходящим для романтической музыки, поэтому молодой композитор отдавал предпочтение итальянскому. Впервые обе оперы прозвучали со сцены национального театра Гамбурга при содействии влиятельного в музыкальных кругах Кайзера.
Фридрих быстро обрел известность среди представителей аристократии, которые часто стремились заполучить его в личные музыканты. В 1706 году молодой сочинитель перебрался в Италию, куда его пригласили члены фамилии Медичи. Очутившись во Флоренции в гостях у принца Фердинандо, Гендель получил возможность развивать дальнейшую творческую карьеру. Принц обожал музыку и всячески содействовал гостю в продвижении его сочинений на крупнейших сценах Европы.
Молодой композитор побывал в Риме и Венеции. В те годы в Риме существовал запрет на исполнение оперных произведений, наложенный самим Папой. Генделю пришлось ограничиться сочинением ораторий, самой известной из которых стала «Триумф времени и правды». После переезда во Флоренцию творец представил оперу «Родриго», а позже, находясь в Венеции, он создал шедевр «Агриппина», признанный одним из лучших произведений автора итальянского периода.
В 1710-м композитор перебрался в Англию, где оперный жанр только начинал свое развитие. Искусствоведы тех лет сокрушались, что в британской столице не осталось ни одного серьезного сочинителя, способного работать в этом перспективном направлении. Именно поэтому Фридрих получил серьезную поддержку от королевы Анны, заинтересованной в развитии искусства родной страны.
Находясь в Великобритании, автор явил свои шедевры «Верный пастух», «Ринальдо», «Тезей» и другие произведения, вошедшие в классику мировой оперы. Всякий раз Гендель срывал бурные овации, что вдохновило благодарного создателя на новое творение – «Утрехский Te Deum». Эта опера посвящена завершению войны за испанский трон и историческому подписанию мирного договора.
Изначально произведение планировалось исполнить на торжественном мероприятии, посвященном вышеуказанным событиям. Однако этой задумке осуществиться было не суждено из-за британского законодательства, согласно которому писать гимны для важных государственных событий могли только граждане страны. Автор не отчаялся, и вместо этого представил оду, посвященную дню рождения королевы.
Следуя новым веяниям, в 1716 году Гендель попробовал свои силы в жанре Страстей. Он создал произведение «Страсти Брокса», чем признал чуждые себе иные музыкальные направления. Позже автор явил публике цикл сюит под названием «Музыка на воде», состоящий из мелодий танцевального жанра – менуэтов, ригодона и бурре.
Многие историки считают, что «Музыку на воде» композитор создал с целью своего примирения с британским монархом Георгом I. Дело в том, что в молодости, когда музыкант служил у короля, он не проявил достаточного усердия и преклонения перед своим господином. Георг был так очарован сюитами, что несколько раз просил исполнить их повторно.
Гендель был весьма амбициозным человеком, привыкшим к превосходству над коллегами. В 1720-м у него появился серьезный конкурент в лице итальянца Джованни Бонончини, прибывшего покорять британскую столицу. В тот период Фридрих руководил Королевской академией музыки и прикладывал немало усилий для развития оперного жанра, стараясь угодить королеве Анне.
Как гром среди ясного неба прозвучала «Астарта» Бонончини, превзошедшая успех генделевского произведения «Радамист». После этого в жизни немецкого композитора начался период сплошных неудач: все написанные им оперы проваливались, поклонники переходили в лагерь итальянца. Единственно востребованным сочинением Генделя стала опера «Юлий Цезарь», увидевшая свет в 1724 году.
К автору пришло понимание, что его творения начинают устаревать. Чтобы не отстать от времени, Фридрих решил отправиться в путешествие по Италии, где рассчитывал получить творческое вдохновение. С этого момента музыка композитора стала более классической и строгой. Самыми яркими работами тех лет стали оперы «Партенопа», «Лотарь», «Терпсихора» и «Орландо».
Творец прошел серьезные испытания на прочность со стороны принца Уэльского и композитора Николы Порпоры, строивших ему козни. Благодаря стойкому характеру немца оперное искусство в Британии все же удалось реанимировать. Особой популярностью пользовалось произведение «Терпсихора», впервые прозвучавшее на французском языке. Позже оперу использовали для постановки балета, блестяще исполненного француженкой Салле Мари.
Личная жизнь
Георг Фридрих Гендель стал единственным музыкантом, жившим и работавшим в период эпохи барокко, у которого еще при жизни появился памятник. Это событие произошло в 1738 году. Тогда, молодой скульптор из Франции, по имени Луи Франсуа Рубийяк, решил изобразить композитора с лирой в руках, что напоминало образ Орфея. В тоже время одежда, в которую скульптор нарядил композитора «кричит» о его приземленности. Если внимательно посмотреть на скульптуру, то четко видно, что на Генделе домашние тапочки, штаны, где не застегнуты пуговицы, распахнутая рубашка и тюрбан, сползающий с головы.
Вообще, дата появления памятника так точно и не установлено, но искусствоведы сошлись во мнении, что столь вольная интерпретация внешнего вида композитора, не могла быть установлена в городе без согласия самого музыканта. В тоже время появилось и мнение о эгоистичной стороне характера Георга Фридриха, что установленный памятник только доказал.
Многие современники отзывались о Генделе, как о гениальном музыканте, но совершенно не приятном человеке в личной жизни. На портретах с его изображением четко видны проблемы с лишним весом, а также неопрятность в одежде. Многие говорили, что со слугами и даже знакомыми композитор мог обойтись достаточно жестко и даже цинично. Он стремился попасть в высшее сословие и постоянно заводил новые знакомства, в то время как его современник Иоганн Себастьян Бах, просто писал свою музыку.
Исследователи творчества композитора причину всех его неудач, в том числе и в личной жизни, видят именно в его высокомерии и самовлюбленности. У великого композитора не было супруги и детей, да и семьи, не смотря на братьев и сестер по сути не было. Не сохранилось и подтверждений о фаворитках или любовницах.
Смерть
В 1740-х Фридрих начал испытывать проблемы со зрением, из-за чего был вынужден решиться на операцию. Есть сведения, что Гендель обратился к доктору Джону Тейлору, из-за оплошности которого лишился зрения другой великий композитор – Иоганн Себастьян Бах. После операции Гендель начал слепнуть, и к 1753 году он перестал видеть полностью. Несмотря на это, маэстро продолжал сочинять оперы и работать на дирижерском посту.
Немецкий композитор умер 14 апреля 1759 года в возрасте 74 лет. Современный музыковед Хьюстон Дэвид Хантер считает, что причиной смерти могло стать неограниченное потребление пищи, именуемое в простонародье обжорством. Есть и другая версия: подагру, слепоту и паралич музыкант «заработал» из-за чрезмерного употребления вина, в которое традиционно добавляли свинец для лучшей сохранности.
Похоронили немецкого сочинителя на кладбище Вестминстерского аббатства в Лондоне.