Герберт Спенсер — биография


Герберт Спенсер — английский философ и социолог, один из основателей эволюционизма. Его идеи были чрезвычайно популярны в конце XIX века. Спенсер также основал органическую школу в социологии и был видным идеологом либерализма.

Детство

Герберт Спенсер появился на свет 27 апреля 1820 года в Дерби, находящемся в графстве Девоншир. Его родители, работавшие учителями, воспитывали не только его, но и ещё шестерых детей, пятеро из которых умерли в раннем детстве.

Здоровье Герберта было далеко не идеальным, что побудило отца обучать его дома, не отправляя в общеобразовательную школу. Таким образом, мальчик усвоил не только академические знания, но и принял многие черты характера отца, включая пунктуальность, самостоятельность и принципиальность, как он упоминал в своих автобиографических записях.

Портрет Герберта Спенсера в молодости

В процессе разработки учебной программы для сына, отец Спенсера внимательно подбирал литературу, что способствовало развитию у Герберта страсти к чтению. Хотя его успехи по школьным дисциплинам не были выдающимися, его любознательность, богатая фантазия и наблюдательность заслуживали внимания.

В возрасте тринадцати лет родители планировали отправить его к дяде для подготовки к поступлению в Кембридж, однако Герберт, испытывавший скептицизм к формальному образованию, отказался от университетской карьеры.

В 1837 году, устроившись на работу железнодорожным инженером, Спенсер переехал в Лондон, но через три года вернулся домой. Там он пытался изучать математику, но вскоре потерял интерес к точным наукам. Вместо этого у него пробудился интерес к публицистике, и он начал публиковать статьи на политические и социальные темы в радикальной газете «Нонконформист». В 1843 году его статьи были изданы в виде отдельной книги.

В последующие годы Спенсер много перемещался между Лондоном и Бирмингемом, пробуя себя в различных сферах деятельности, от написания пьес и поэм до работы инженером и архитектором. Он продолжал самообразование, знакомясь с работами известных британских и немецких мыслителей и готовясь к изданию своей собственной книги.

Философия и эволюционизм

В философии Герберта Спенсера сочетались такие направления как эволюционизм, принцип невмешательства (laissez faire), а также идея философии как универсальной интеграции всех наук, наряду с другими идейными течениями его времени. Несмотря на отсутствие формального образования и нежелание опираться на труды предшественников, Спенсер извлекал знания из доступных ему источников.

Основополагающим трудом Спенсера, который заложил фундамент его объединённой системы наук, стала работа «Основные начала» (First Principles, 1862). В её первых главах Спенсер утверждает, что истинная реальность нам непознаваема. Он рассматривал это «непознаваемое» как объект, выходящий за рамки научного изучения, доступный религии лишь через использование метафоры для его представления и поклонения. Вторая часть труда раскрывает космическую теорию эволюции, причём Спенсер считал эволюцию универсальным принципом, пронизывающим все области знания. Он обозначил этот процесс как «интеграцию материи, сопровождающуюся рассеянием движения», что приводит к трансформации материи из неопределённого состояния в определённое, организованное разнообразие.

Ещё до публикации Дарвина «Происхождения видов» в 1859 году, Спенсер в 1852 году предложил свою «Гипотезу развития» (The Development Hypothesis), предвосхитив идеи Ламарка и К. Бэра об эволюции. В последствии, он также признал естественный отбор в качестве одного из механизмов эволюции и ввёл термин «выживание наиболее приспособленных».

Спенсер разработал обширный план своего главного жизненного труда «Системы синтетической философии» (A System of Synthetic Philosophy), предполагавший издание десяти томов. Этот проект начинался с «Основных начал», где были заложены фундаментальные принципы его философии, а затем включал детальные исследования в области биологии, психологии, социологии и этики, видя в них проявления биологических законов эволюции.

В его социологических трудах, включая «Социальную статику» (Social Statics, 1851) и «Исследование социологии» (The Study of Sociology, 1872), а также в восьмитомной серии «Описательной социологии» (Descriptive Sociology, 1873—1881), Спенсер выступал как основатель «органической школы» в социологии, сравнивая общество с живым организмом, который эволюционирует и адаптируется. Он утверждал, что социальная эволюция — это процесс возрастания индивидуализации, подчёркивая важность индивидуальности в своей «Автобиографии» (Autobiography, 2 vol., 1904) и критикуя социализм и революционные движения.

Социология

Спенсер утверждает, что общество — это сложная система, подобная живому организму, которая развивается естественным образом, отвергая идею строительства или реформ как вмешательство в естественный процесс.

Социальные институты играют ключевую роль в превращении асоциально настроенного человека в социальное существо, способное к коллективному взаимодействию. Они формируют базис для совместного существования людей и обеспечивают порядок в обществе.

Виды социальных институтов:

  1. Домашние институты включают в себя семью и брак, а также охватывают вопросы воспитания и бытового уклада.
  2. Обрядовые институты задают нормы поведения через традиции и обычаи, регулируют социальное взаимодействие через церемонии и этикет.
  3. Политические институты возникли для регулирования внутригрупповых и межгрупповых конфликтов, играют важную роль в формировании политической структуры общества, где конфликты и войны способствуют сплочённости общества.
  4. Церковные институты включают храмы, церкви и религиозные школы, они поддерживают и развивают религиозные традиции.
  5. Профессиональные и промышленные институты основаны на принципах разделения труда, где профессиональные объединения, такие как гильдии и профсоюзы, способствуют консолидации рабочих, а промышленные институты поддерживают структуру производства.

Он выделяет три ключевые функции социального организма:

  1. Поддерживающая — обеспечивает производство необходимых ресурсов.
  2. Дистрибутивная — регулирует распределение благ и ресурсов на основе разделения труда.
  3. Регулятивная (государство) — обеспечивает управление и координацию различных частей общества в интересах целостности организма.

Типы обществ по Спенсеру:

— Военный тип характеризуется централизованным контролем и подавлением индивидуальных инициатив, где правительственное вмешательство считается вредным.

— Промышленный тип поощряет интеллектуальную и моральную конкуренцию, видя в ней двигатель социального прогресса и политической свободы.

— Наихудший тип описывается как ситуация, где процветают наименее приспособленные индивиды, что ведет к деградации общества.

Спенсер также критикует социализм и коммунизм, считая, что любые попытки ускорить социальный прогресс через административные меры приводят к регрессу, возвращая общество к военному типу с его характерными чертами репрессивности и однообразия. Это ведет к биологизации социальных явлений и оправданию эксплуатации и угнетения как естественных процессов.

Личная жизнь

О личной жизни Герберта Спенсера известно относительно мало, что объясняется его полным погружением в научную и философскую работу. В 1851 году его друзья попытались устроить его личную жизнь, подыскав подходящую кандидатуру для брака. Однако Спенсер, встретившись с избранницей, принял решение отказаться от бракосочетания, мотивировав это тем, что она была «слишком развита» для него.

Таким образом, Герберт Спенсер так и не обрёл семейного счастья, оставив после себя наследие исключительно в области науки и философии. Его жизнь была целиком и полностью посвящена изучению различных научных дисциплин и разработке своих теорий, что, безусловно, оставило значительный след в истории.

Смерть

Герберт Спенсер скончался 8 декабря 1903 года в городе Брайтон. Последние годы его жизни были омрачены тяжёлым заболеванием; под конец он даже не мог покидать постель. В знак уважения к его вкладу в философию, Спенсера похоронили на известном Хайгейтском кладбище в Лондоне, рядом с могилой Карла Маркса, другого значительного мыслителя XIX века.

Его «Автобиография», выпущенная после смерти в 1904 году, вызвала значительный общественный резонанс. Ещё до публикации книга была предметом оживлённых обсуждений и ожиданий; издательства получали многочисленные предварительные заказы. На фоне высокого интереса читателей, «Автобиография» была распродана уже в первый день продаж, несмотря на свою высокую цену, что свидетельствует о значительном влиянии Спенсера на интеллектуальную жизнь того времени.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share