Генри Миллер

Генри Миллер — биография


Генри Миллер — американский писатель и художник, известный своими провокационными и автобиографическими произведениями, такими как «Тропик Рака» и «Тропик Козерога», которые оказали большое влияние на литературу XX века.

Детство

Генри Миллер, будущий знаменитый писатель, родился 26 декабря 1891 года в Нью-Йорке в семье немецких эмигрантов. Его родители, мигрировавшие в США в поисках лучших возможностей, дали своему сыну имя Генри, как и его отцу. Семья вскоре переехала в Бруклин, район города, где мальчик рос среди разнообразного населения, что сыграло немалую роль в формировании его мировоззрения. Бруклин того времени был местом, где смешивались различные культуры и социальные слои, что оставило заметный след в личности будущего писателя.

Отец Генри владел ателье по пошиву мужской одежды, что обеспечивало семью средствами к существованию. В семье также росла младшая сестра Лоретта, которая страдала слабоумием. Генри заботился о ней после смерти родителей, что стало важной частью его жизни, оставив след в его творчестве и мировосприятии. С ранних лет он выделялся среди сверстников не только за счет своей исключительной способности заводить знакомства, но и благодаря дару рассказчика. Его общительность, обаятельность и склонность к дружбе с людьми разных слоев общества сделают его центральной фигурой в любой компании.

Генри Миллер
Генри Миллер в молодости

В 1910 году, окончив среднюю школу, Генри поступил в Нью-Йоркский муниципальный колледж. Однако его учеба продлилась всего несколько месяцев: он не смог найти общего языка с преподавателями и бросил учебу, решив, что система образования не для него. Несмотря на поддержку семьи, которая рассчитывала, что сын продолжит дело отца, Миллер не нашел себя в швейном производстве и вскоре решил изменить свою жизнь.

Молодой человек, жаждущий приключений и новых впечатлений, переехал в Нью-Йорк и устроился работать в компанию «Атлас Портлэнд Симэнт Компани». Однако для Генри это было только началом поисков. В этом же городе он пережил роман с женщиной, старше его на 15 лет, что стало для него важным жизненным уроком. Позже, вспоминая эту историю, Миллер признается, что разница в возрасте сильно угнетала его, что отразится на его дальнейшем восприятии отношений. Не в силах выдержать это напряжение, он решает покинуть Нью-Йорк и отправляется в Калифорнию, где устроился работать разнорабочим на цитрусовых плантациях.

Этот период в жизни Миллера станет временем поисков и самоопределения. Он окажется в новой среде, вдали от привычных ему социальных кругов, и столкнется с суровой реальностью работы на плантации. Все это будет способствовать формированию его личности и мировоззрения, а также в значительной мере повлияет на его творческое будущее. В этой атмосфере поисков и экспериментов он начнет формировать ту уникальную писательскую манеру, которая в дальнейшем сделает его имя широко известным.

Творчество

Генри Миллер, американский писатель, оставил заметный след в литературе XX века, став воплощением скандального новаторства послевоенной эпохи. Его произведения долгое время находились под запретом из-за их откровенности и смелости в описании человеческих страстей, включая любовь, плотские удовольствия и поиск личного «я». Цензура не щадила его творчество, а судебные тяжбы казались бесконечными. Многие критики воспринимали романы Миллера как чернуху и распущенность, забывая о глубоком философском подтексте, который пропитывал его тексты.

Миллер, прежде всего, был автобиографом. Его книги — это откровенное отражение его жизни, переживаний и наблюдений. Каждый роман в чем-то был связующим звеном с его собственным опытом, причем важной составляющей стало восприятие окружающих его городов и людей. Несмотря на трудности, с которыми сталкивался автор из-за цензуры, его книги смогли преодолеть барьеры и стали настоящими бестселлерами. Они публиковались миллионными тиражами и навсегда изменили литературный ландшафт.

Генри Миллер
Генри Миллер в творческом процессе

Самым известным произведением Миллера стала трилогия, включающая романы «Тропик Рака», «Тропик Козерога» и «Черная весна». Эти книги — не просто автобиографические записи, а настоящие философские размышления о жизни. В «Тропике Рака» рассказывается о выходце из бруклинских эмигрантов, который не смог принять вульгарный американский быт. Книга стала настоящим откровением для тех, кто искал что-то большее, чем поверхностные описания жизни.

Генри Миллер

Мечта Генри Миллера о написании книги всегда была связана с попыткой показать человека в его самых низменных и возвышенных проявлениях. В «Тропике Козерога» он продолжает развивать тему героя, в котором сочетаются противоречивые черты: животные инстинкты уживаются с поиском духовного смысла. Этот роман стал логичным продолжением идеи о человеке, стремящемся к лучшему, но привязанном к низким инстинктам.

Последняя часть трилогии — «Черная весна» — несколько отличается от своих предшественников. Это произведение о одиночестве, о тщетных попытках вырваться из замкнутого круга. Печаль и философия пронизывают его страницы, делая эту книгу глубоко личной и трагичной.

Генри Миллер
Писатель Генри Миллер

Роман «Под крышами Парижа» стал, пожалуй, самым скандальным произведением писателя. Миллер с иронией и дерзостью описал ночную жизнь Парижа 30-х годов, свободу любви и все, что было связано с тем временем. Норман Мейлер называл этот роман лучшим эротическим произведением, отметив его глубокий подтекст и остроту.

С завершением своей писательской карьеры Генри Миллер ушел в живопись, посвятив себя акварельным работам. Однако, как и в случае с книгами, он не стремился продавать свои картины, предпочитая дарить их всем желающим. Это было его последнее выражение бунтарства — отказ от коммерциализации и стремление сохранить свою независимость в мире искусства.

Личная жизнь

Лето 1917 года стало важной вехой в жизни Генри Миллера, когда, спасаясь от службы в армии, он вступил в свой первый брак с Беатрисой Сильвас Уикенз. В 1919 году у них родилась дочь Барбара. Беатриса была профессиональной пианисткой, но её карьера не сложилась, и ей пришлось давать частные уроки музыки. Генри тоже начал заниматься преподаванием музыки, но, чтобы обеспечить семью, вынужден был искать более стабильную работу. Вскоре он устроился управляющим в телеграфную компанию Western Union, где работал до осени 1924 года, а саму компанию впоследствии описал в своём произведении «Космодемоническая компания».

Тем временем его первый брак постепенно распадался. В конце лета 1924 года Миллер встретил Джун Эдит Смит, женщину, которая стала его второй женой и сыграла важную роль в его литературной карьере. Джун была не просто супругой, а своего рода «энергетическим соавтором» его произведений. Она настояла на том, чтобы Генри оставил свою работу и полностью посвятил себя писательству. Под её влиянием, в 1924 году Миллер покинул Western Union и сосредоточился на литературной деятельности.

Миллер и Джун часто посещали чайные в Париже, где обсуждали психоанализ и идеи сексуальной свободы. В 1926 году у Джун завязался роман с женщиной по имени Джин Кронски, известной в богемных кругах как Мара. Мара переехала к Миллерам, что вызвало напряжение в их отношениях. Генри, несмотря на свою консервативность в вопросах секса, подозревал, что Мара и Джун могут быть в лесбийских отношениях. Это привело к разрыву, и, вскоре после того как Мара и Джун уехали в Париж, Генри остался один и начал увлекаться живописью. Мара и Джун не поладили, и Джун вернулась в Нью-Йорк без неё.

Генри Миллер

После возвращения Джун в Нью-Йорк, она начала встречаться с богатым поклонником Роландом Фридманом, который согласился финансировать книги Миллера, которые Джун приписывала себе как автору. В это время Миллер написал свою первую книгу, «Молох», отдав соавторство Джун. На заработанные деньги супруги отправились в Квебек и Монреаль, а по возвращении в Нью-Йорк в 1929 году Генри начал работать над романом «Одуревший петух». Джун настояла на том, чтобы продолжить работу над книгой в Париже. Во время этого пребывания в Париже Мара покончила жизнь самоубийством.

Парижский период жизни Миллера стал поворотным моментом. Он жил в дешёвых отелях, и вскоре у него закончились деньги. В какой-то момент он даже был вынужден ночевать в офисе директора кинотеатра, пока не нашёл нового знакомого — торговца жемчугом Нанавати. Вскоре Миллер завёл много новых знакомых, в том числе австрийского писателя Альфреда Перле, с которым он оставался в близких отношениях до конца жизни. В 1931 году Генри приютил у себя писателя Майкла Френкеля, а Джун, хотя и приезжала в Париж, также находилась в тяжёлой финансовой ситуации.

Генри Миллер начал свои долгие прогулки по Парижу, которые позже стали важной частью его литературных работ. Эти прогулки, полные наблюдений и впечатлений, переросли в яркие зарисовки города, ставшие основой для его знаменитого романа «Тропик Рака», который был опубликован в 1934 году. В этом произведении, которое стало первой частью предполагаемой трилогии, Миллер использовал материалы из ранее написанных, но не изданных работ, таких как «Одуревший петух» и «Молох». «Тропик Рака» стал знаковым произведением, раскрывающим внутренний мир Миллера и его восприятие Парижа в его самом интимном и философском ключе.

После сорокалетнего юбилея Генри Миллера, в 1931 году, его жизнь пережила важный поворот. Это был год, когда он познакомился с экзотичной Анаис Нин, дочерью испанского композитора Хоакина Нин-и-Кастельяноса и датской певицы Розы Кульмель. Их знакомство стало возможным благодаря общему другу, Ричарду Осборну, который показал Анаис готовые части романа Миллера «Тропик Рака». В это время отношения Миллера с Джун Эдит Смит начали расшатываться. Джун, продолжавшая путешествовать между Нью-Йорком и Парижем, пыталась убедить Генри вернуться в Америку, но он отказался, предпочитая остаться в Европе и продолжать литературную деятельность.

Генри Миллер
Генри Миллер с Анаис Нин

В это время Миллер, вынужденный зарабатывать на жизнь, работал репетитором в лицее в Дижоне, где вместо оплаты получал право на бесплатное проживание в пансионе. Именно в этот период началась его переписка с Анаис Нин, и их связь стала развиваться через общие интересы в области психоанализа и духовного поиска. В своих письмах Миллер жаловался Нин на вульгарность Джун, которую он считал девушкой «пролетарского происхождения». Анаис, в свою очередь, знакомила его с произведениями Дэвида Лоуренса и известными психоаналитиками, что расширяло горизонты его мыслей и взглядов. Она также издала роман Миллера «Тропик Рака» на деньги австрийского психоаналитика Отто Ранка, и под её влиянием Миллер начал вести записи о своём детстве, которые позже легли в основу его автобиографической работы «Чёрная весна».

Этот романтический и интеллектуальный союз оказал глубокое влияние на Миллера, и к концу 1931 года его отношения с Джун окончательно распались, что стало для неё настоящей трагедией. Анаис, благодаря своему состоянию, избавила Генри от материальных трудностей, и он смог полностью посвятить себя работе над «Тропиком Рака», который был опубликован в 1934 году с предисловием Нин.

«Тропик Рака» стал первым из его произведений, в котором Миллер откровенно описывал сексуальный опыт. Книга была опубликована в Париже издательством «Обелиск-пресс», но её запретили в США за непристойность. В тексте, окружённом предупреждением «Не следует ввозить в США или Великобританию», Миллер открыто описывал элементы своей жизни, включая интимные переживания, что вызвало скандал.

Генри Миллер

Во время своего десятилетнего пребывания в Париже, Миллер свободно говорил по-французски, и его жизнь во Франции продолжалась до июня 1939 года. В этом периоде он также посетил Грецию по приглашению Лоренса Даррелла, что позже нашло отражение в книге «Колосс Маруссийский» (1941), которую сам писатель считал одной из лучших своих работ.

Возвращение в США в 1940 году ознаменовало новый этап в жизни писателя. В 1944 году Миллер поселился в Биг-Суре, живописном месте, которое еще не было популярным среди туристов. Здесь он написал множество картин и автобиографический роман «Биг-Сур и апельсины Иеронима Босха» (1957), в котором описал свою жизнь в этом месте и общение с творческими людьми, его окружавшими. В Биг-Суре также был открыт дом-музей Миллера.

В 1942 году, незадолго до переезда в Калифорнию, Миллер начал писать «Сексус», первую книгу трилогии «Благостное распятие». Этот роман, документирующий его жизнь в Бруклине, где он пытался стать писателем, был завершён в 1959 году. Как и многие другие работы Миллера, трилогия была первоначально запрещена в США, но опубликована во Франции и Японии.

Генри Миллер

В последующие годы Миллер критиковал американское потребительство, что отразилось в таких произведениях, как «Воскресенье после войны» (1944) и «Аэрокондиционированный кошмар» (1945). В 1944 году он также познакомился с Яниной Мартой Лепской, студенткой философии, которая стала его третьей женой. В 1952 году они развелись, и в 1953 году он женился на художнице Еве МакКлюр, которая была на тридцать семь лет младше его. Их брак закончился разводом в 1960 году.

В 1961 году, почти тридцать лет спустя, Миллер воссоединился с Джун, которая сильно изменилась за это время как физически, так и психически. Миллер был шокирован её внешним видом, что оставило глубокий след в его письмах.

Генри Миллер

Последние годы жизни Миллер посвятил переписке с Брендой Венерой, моделью и обозревателем журнала Playboy. Эти письма были опубликованы в 1986 году, спустя несколько лет после его смерти в 1981 году. В последние годы он также снялся в фильме Уоррена Битти «Красные», который был выпущен в 1981 году, через 18 месяцев после смерти Миллера.

Смерть

Генри Миллер прожил яркую, насыщенную страстью и любовью жизнь, полную драм и противоречий. В последние годы его судьба была не менее насыщенной, чем в молодости. После долгих лет разлуки, в 1976 году, он встретился с Анаис Нин, женщиной, с которой его жизнь была неразрывно связана. К этому моменту Анаис была тяжело больна. Генри, сам уже не молодой и ослабленный, приехал к ней в больницу, сидя в инвалидном кресле. Это была трогательная встреча, наполненная памятью о былых страстях и переживаниях. Нин, ослабленная болезнью, поблагодарила его за визит, на что Миллер с горечью ответил, что он не посетитель, а пациент. В 1977 году Анаис Нин ушла из жизни.

После её смерти, в 1980 году, Генри Миллер продолжал оставаться значимой фигурой в литературе, но его здоровье уже было подорвано. 7 июня 1980 года, в возрасте 88 лет, писатель скончался в Пасифик Палисейдс, Калифорния. Миллер ушел из жизни, так и не став старцем в привычном смысле этого слова — он оставался пылким, живым, полным духа и жизненной энергии до самого конца.

Произведения Генри Миллера продолжают издаваться по всему миру, его книги не теряют актуальности, а экранизации его произведений, порой с участием крупных кинозвезд, продолжают привлекать внимание новых поколений читателей и зрителей.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Генри Миллер?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя