Иероним Босх

Иероним Босх — биография


Иероним Босх – голландский живописец, представитель эпохи Северного Возрождения. Автор знаменитого триптиха «Страшный суд» и других загадочных картин.

Иеронима Босха называют самым загадочным художником за всю историю человечества. Сотни лет над расшифровкой его творений трудились лучшие умы планеты, но большая часть картин так и осталась загадкой. Все потому, что гениальный мастер в своих шедеврах «разговаривал» на нескольких языках – от алхимии и астрологии до голландского фольклора и глубокой философии.

Детство и юность

Настоящее имя художника – Ерун Антонисон ван Акен. Родился он во второй половине 15 века, точную дату исследователям установить не удалось. Семья мальчика проживала в городе Хертогенбос и занималась художественным промыслом. Почти все представители мужской половины ван Акенов посвятили свою жизнь живописи.

Детство юноши прошло в фамильной мастерской, где его отец принимал заказы на изготовление различных предметов искусства. Первые навыки рисования будущий мастер получил именно в этой художественной кузнице. После смерти родителя в 1478 году мастерская перешла во владение ван Акена-младшего.

Иероним Босх
Иероним Босх автопортрет

Первые известные работы молодого художника датируются началом 1480-х годов. Картины потомственный живописец подписывал псевдонимом Хиеронимус Босх, позже имя трансформировалось в Иеронима.

Поворотным моментом в биографии юноши стал 1486 год, когда он стал членом Братства Богоматери – религиозного сообщества, поклоняющегося культу святой Девы Марии. В задачи Иеронима входило оформление торжественных шествий и обрядов, роспись стен храмов и алтарей. Религиозный период оказал мощное влияние на все последующее творчество знаменитого голландца.

Картины

В ранних работах Босха большая роль уделяется сатире. К самым известным полотнам середины 1470-х годов относятся «Брак в Кане», «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», «Удаление камней глупости» и «Фокусник».

Иероним Босх
«Семь смертных грехов…»

Эти шедевры завораживали еще современников автора. Полотно «Семь смертных грехов…» повесил в своей опочивальне испанский король Филипп II, чтобы перед сном предаваться размышлениям о греховности человеческой души.

Объектом сатиры для Иеронима была людская наивность и доверчивость в отношении к различным шарлатанам, часто скрывавшимся под одеяниями священнослужителей. Самая смелая картина под названием «Корабль дураков» изображала распевающих песни монахов, окруженных простыми верующими людьми.

Босх был талантливым пейзажистом. Триптих «Сад наслаждений» описывает третий день от сотворения мира Господом. На первом плане – множество обнаженных людей, находящихся в состоянии блаженства, а вокруг повсюду животные и плоды удивительных размеров и форм.

Иероним Босх
Иероним Босх «Сад земных наслаждений»

«Страшный суд» — самое масштабное из сохранившихся до наших дней творений Иеронима. В центре картины – сам процесс Страшного суда, где праведникам достается блаженство голубого неба, а грешникам – стрелы и копья, пронзившие их несчастные тела. Левая створка триптиха изображает Рай и ту самую сцену, когда Адам и Ева изгоняются из Эдема после искушения запретным плодом. На правой створке художник разместил картину Ада.

Иероним Босх
«Страшный суд»

Триптих – излюбленный способ подачи Босха. Так, полотно «Воз сена» автор также представил в виде центральной части и двух боковых створок. В этой работе живописец обличил человеческую алчность, изобразив на ней обезумевших людей, разбирающих воз сена на пучки. Кроме того, на картине зритель видит проявления гордыни, свойственной духовным владыкам и последствия чревоугодия в изображении располневшего священника. На боковых створках художник разместил уже привычные мотивы Рая и Ада.

Иероним Босх
«Воз сена»

Трудно определить, к какому живописному жанру более всего тяготел создатель. В его картинах можно найти пейзажи, портреты, анималистику и архитектурный декор. Многие исследователи сходятся во мнении, что Босх стал одним из первых европейцев-прародителей жанрового и пейзажного искусства.

Перед созданием очередного полотна Иероним всегда делал предварительные эскизы и этюды, что отличало его от большинства современников. Многие зарисовки позже стали полноценными полотнами и триптихами. Вдохновение для своих набросков мастер черпал в храмовых фресках, зачастую изображавших сюжеты с готическими чудовищами.

Иероним Босх подписал только семь своих произведений, на остальных нет ни его имени, ни даты создания. По этой причине искусствоведы сомневаются, что названия картин мастера являются оригинальными и не были придуманы музейными хранителями следующих поколений.

Символизм в творчестве Босха

Современники творца могли бы рассказать о значении его картин намного больше, чем сегодняшние исследователи. В средневековые времена человек мог толковать тысячи различных символов, значение большинства из которых теперь безвозвратно утеряно. Язык художника удалось расшифровать лишь частично, вот некоторые разгаданные символы:

Иероним Босх

  • черные птицы – олицетворение греха
  • стрела – зло
  • ключ – половой орган или познание
  • перевернутая воронка – признак лживой мудрости или мошенничества
  • лестница – атрибут полового акта или пути к познанию
  • отрезанная нога – символ ереси и магии
  • сова – признак духовной слепоты и глупости.

В своих произведениях Иероним часто обращался к анималистике – в его работах встречается множество изображений верблюдов, зайцев, лошадей, свиней и разных птиц. В Средние века была сильно развита вера в символику бестиария – так называемых «нечистых» животных, к коим относилась и знаменитая жаба, ассоциировавшаяся с алхимией.

Личная жизнь

Часто бывает, что гениальные до безумия творцы оказываются в жизни одинокими людьми. К Иерониму Босху это не относилось: он был счастливо женат на знакомой ему с детства Алейт Гойартс ван дер Меервене. Девушка происходила из состоятельной семьи, поэтому финансовое положение пары было более чем благополучным.

Счастливая личная жизнь супругов несколько омрачалась отсутствием наследников, но со временем художник с этим смирился. Живописца удовлетворяло то, что, благодаря солидному наследству жены он мог создавать картины не для заработка, а для души.

Смерть

Иероним Босх скончался 9 августа 1516 года. Прощались с художником в храме Святого Иоанна, капеллу которого он оформлял, будучи членом Братства Богоматери. Историки считают, что творец умер от вполне естественных причин – на тот момент ему было около семидесяти лет.

Иероним Босх
Памятник Иерониму Босху

Спустя несколько веков после смерти гения на месте его захоронения были произведены раскопки, которые привели к удивительному результату. Вскрыв гробницу, археологи не обнаружили в ней ничего, кроме небольшого камня. В лабораторных условиях осколок положили под стекло микроскопа, после чего он стал нагреваться и производить свечение.

Картины

Работами Иеронима Босха могут похвастаться несколько музеев по всему свету. Полотна мастера хранятся в галереях Нидерландов и многих других европейских государств. Самыми известными шедеврами голландца стали:

  • «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»
  • «Аллегория чревоугодия и любострастия»
  • «Распятие с донатором»
  • «Увенчание терновым венцом»
  • «Страшный суд»
  • «Воз сена»
  • «Сад земных наслаждений»
  • «Смерть купца»
  • «Блаженные и проклятые»
  • «Искушение святого Антония».

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Иероним Босх?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя