Иван Александрович Ильин

Иван Ильин — биография


Иван Ильин – русский мыслитель, общественный деятель, правовед. Был изгнан из Советского Союза в 1922 году вместе с двумя сотнями представителей интеллигенции, выступавших против нового строя.

Русский философ-эмигрант Иван Ильин долгое время придерживался радикальных взглядов, но в начале 20-го века его убеждения поменялись на славянофильские и монархические. Защитив докторскую диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», он планировал строить карьеру на родине. Однако вскоре общественный деятель стал пассажиром того самого «философского парохода», на котором Ленин выслал из страны многих русских интеллигентов, не согласных с новым режимом.

Ранние годы

Будущий философ родился в Москве 28 марта 1883 года. Происходил он из дворянской семьи: отец занимал должность присяжного поверенного в Московском суде и являлся крестником царя Александра II. Дедушка мальчика был грамотным инженером и принимал участие в строительстве таких крупных объектов, как Московский Кремль.

В семье подрастало трое сыновей, младшим из которых был Ваня. Оба старших брата сделали карьеру в юридической сфере, и юному Ильину родители прочили такое же будущее. Сам Иван мечтал заниматься филологией, но, по настоянию отца был вынужден поступить на юридическое отделение Московского государственного университета. К началу учебы в вузе юноша свободно говорил на нескольких языках: церковнославянском, греческом, французском, немецком и латинском.

Иван Ильин в молодости

в университете Иван считался одним из лучших студентов. Он обучался у видных педагогов того времени: философа-правоведа Павла Новгородцева и религиозного философа Евгения Трубецкого. Наставники отмечали в Ильине потрясающую трудоспособность и преданность выбранной профессии. Новгородцев писал, что молодой человек был настолько усерден в учебе, что ему даже приходилось ограничивать его в занятиях, дабы избежать переутомления. В студенческие годы авторитетами для юноши были философы Кант, Руссо, Платон и Гегель. Последний стал для Ильина кумиром на всю оставшуюся жизнь.

Начало научной деятельности

Научная биография молодого человека началась в 1910 году, когда он вступил в Московское психологическое общество и издал свой первый труд «Понятие права и силы». В том же году Ильин побывал во Франции и Германии, где изучал европейскую философию и ее новейшие тенденции. Некоторые источники утверждают, что во время первой заграничной поездки русский философ познакомился с самим Фрейдом и даже прошел у него несколько сеансов.

Иван Ильин

Набравшись знаний от европейских коллег, в 1913 году Иван вернулся на родину и стал развивать карьеру писателя и общественного деятеля. В России его уже знали, как талантливого ученого и блестящего лектора, который собирает полные залы студентов. Одновременно с этим коллеги отмечали в философе такие черты, как безжалостность к оппонентам и готовность доходить в идейных спорах до прямых оскорблений. По воспоминаниям русской поэтессы Евгении Герцык, именно с такой стороны ученого знала вся Москва.

В феврале 1914-го Ильин представил доклад «Учение Гегеля о сущности спекулятивного мышления». Этот труд вошел в цикл работ, объединившихся в диссертацию под названием «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека».

Это научное исследование признано лучшим комментарием философии немецкого ученого. Труд принес Ильину мировую славу и, в конечном итоге, спас его жизнь.

Преследования советской властью

Иван Александрович был противником новой власти. Социализм он называл завистливым, террористичным и тоталитарным явлением, а о коммунизме писал, как о самом беззастенчивом и свирепом проявлении этого строя. К Февральской революции ученый отнесся, как к временному недоразумению, а последующую Октябрьскую уже воспринял, как чудовищную катастрофу.

Свою позицию против советской власти Ильин выражал вполне открыто: в ход шло как печатное слово, так и финансовая поддержка белогвардейцам. В материалах следствия философа даже называли членом «Добровольческой армии» — южного отделения Белого движения. После революции философ издал работу «Ушедшим победителям», которую в первое время публиковали «Русские ведомости». В статье автор выражал солидарность с погибшими белогвардейцами: «Вы победили, друзья и братья! И завещали нам довести вашу победу до конца. Верьте нам мы исполним завещанное».

Первый арест Ильина произошел весной 1918-го. Задержание видного научного деятеля вызвало широкий резонанс и волну возмущения среди ученого сообщества. Многие деятели предлагали себя в заложники, лишь бы Ильин оказался на свободе. Под давлением граждан Временное правительство приняло решение об амнистировании обвиняемого.

К началу 1920-х ученый был арестован шесть раз. Последнее задержание могло окончиться смертной казнью для Ивана и еще более двухсот представителей интеллигенции, не согласных с новым режимом. Расстрелять такое количество видных ученых и писателей советская власть не решилась, против высшей меры выступил и сам Ленин. Он заявил, что казнь автора лучшего труда о Гегеле просто немыслима. Расстрел решили заменить на массовую высылку за рубеж, которую впоследствии назвали «философским пароходом». Слова Льва Троцкого об изгнании золотых умов: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».

Список вещей, которые высылаемые могли взять с собой, был ограничен. Разрешалось брать по две пары кальсон и носков, одно пальто, один пиджак и одни брюки. Наличность, книги и другие ценные вещи изымались.

В конце сентября 1922 года из петроградского порта отплыл первый «философский теплоход» «Oberburgermeister Haken». Помимо Ивана Александровича, на борту находились Евгений Трубецкой, Николай Бердяев и еще несколько десятков выдающихся русских интеллигентов.

За границей

Оказавшись в Берлине, Ильин разыскал генерала А фон Лампе, являвшегося преданным сторонником Врангеля, которого философ безмерно уважал. Белый генерал испытывал к ученому аналогичные чувства: «Многие, духовно утомленные тяжкими годами изгнания, теряют веру в нравственную необходимость борьбы и соблазняются мыслью о греховности «насилия», которое они начинают усматривать в активном противодействии злу. Ваша книга откроет им глаза». Речь шла о брошюре Ильина под названием «О сопротивлении злу силой».

Иван Ильин читает лекцию в Германии

Не все эмигранты восприняли радикальный настрой автора с восторгом. Против агрессивной патетики Ильина выступили Николай Бердяев и Зинаида Гипиус, назвавшие последние труды философа «военно-полевым богословием».

Находясь в Германии, Иван Александрович основал Религиозно-философскую академию и религиозно-философский журнал «Русский колокол». Помимо этого, деятель подключился к работе Русского научного института, где вскоре возглавил деканат юридического отделения. В середине 1920-х русского мыслителя избрали на должность члена-корреспондента в Славянском институте на базе университета Лондона. После высылки общественная жизнь Ильина заиграла новыми красками, он стал куда более активно продвигать свои философские идеи. В отличие от многих пассажиров легендарного судна, ученый не растворился в общей массе эмигрантов, а стал одним из ярчайших деятелей европейского культурного поля.

С приходом в Германию фашизма для Ильина началась черная полоса. Поначалу философ недооценил угрозу этого страшного явления, но впоследствии пришел к полному его неприятию. На первых этапах Иван Александрович считал фашистскую доктрину радикальной, но вынужденной мерой в сложившейся ситуации. Ученый писал, что фашизм – не что иное, как справедливая реакция на большевистскую агрессию, на угрозу мирового хаоса. Из неприемлемых аспектов фашизма Ильин выделял антицерковную политику и проявления расизма.

Со стороны же нацистов деятель не увидел в отношении себя столь философского подхода. Когда Гитлер оказался у власти, Ильин попал под пристальное внимание нацистского министерства пропаганды. В середине 1930-х его уволили из университета Берлина и запретили вести преподавательскую работу. Впоследствии немецкое правительство наложило полный запрет на публикацию трудов автора, а также на проведение его публичных лекций. Заработанные Ильиным средства быстро закончились, и его семья оказалась в тяжелейшем финансовом положении. Такого удара от приютившей его страны философ никак не ожидал.

Летом 1938-го Иван Александрович решился на переезд в Швейцарию. В те годы ученый не находил в себе силы для оптимизма. Об этом свидетельствуют его слова: «Если яйцо разбито, оно выливается или в стакан, или на сковородку. Я чувствую, что яйцо разбито, но не вижу ни стакана, ни сковородки».

Швейцария встретила русского философа довольно холодно: власти не желали предоставлять ему право на проживание и даже хотели выслать обратно в Берлин. На помощь пришел композитор Сергей Рахманинов, который выделил из собственных средств несколько тысяч франков и обеспечил соотечественнику пансион. Власти Швейцарии немного смягчились, однако выдвинули строгое условие – ученому запрещалось вести какую-либо политическую и общественную деятельность. Иван Александрович чувствовал себя униженным и растоптанным, считал себя настоящим мучеником. Об этом он часто писал в письмах Сергею Рахманинову.

Основные идеи Ивана Ильина

Вместе с супругой Ильин поселился в небольшом городке Цолликон, расположенном в окрестностях Цюриха. Образ жизни русского эмигранта полностью изменился: из активного деятеля и востребованного лектора он превратился в настоящего затворника, лишенного права на любые выступления и публикации. Автору ничего другого не оставалось, как писать «в стол». В этот период Иван Александрович создал большую часть своих философских трудов.

Смерть

В последние годы писатель изнурял себя почти круглосуточной работой, стараясь забыться и отключиться от несправедливой действительности.

Могила Ивана Ильина

Это подорвало здоровье знаменитого русского мыслителя: 21 декабря 1954 года он скончался от изнурительной болезни. Ивана Ильина похоронили в Цолликоне, установив на его могиле памятник со скорбной эпитафией.

Возвращение архива в Россию

Труды философа бережно хранили его соратники и ученики. В середине 1960-х архив писателя переправили из Швейцарии в Соединенные Штаты – этому поспособствовал ученик мэтра, профессор Мичиганского университета Николай Полторацкий. Сделано это было в соответствии с завещанием покойного, который просил хранить его работы за границей вплоть до полного свержения большевистской власти. В Советском Союзе книги Ильина долго находились под запретом, некоторые произведения появлялись только с помощью самиздата. Перевезти архив на родину автора удалось лишь с приходом перестройки.

Памятник Ивану Ильину

Работы Ивана Александровича заняли почти 100 картонных коробок. В них содержались десятки рукописей, фотографий и переписок с известными людьми, такими как Петр Врангель. Отцифровывали архив на протяжении нескольких лет. В настоящее время опубликовано около тридцати книг, работы по изданию трудов Ильина продолжаются. Летом 2015 года в Екатеринбурге состоялось открытие первого памятника знаменитому русскому философу-эмигранту Ивану Александровичу Ильину.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share

Комментарии

  • Удивительный мыслящий Человечище,помогает в наше время понять ,непонятное происходящее ,точный в определении ситуации.

  • Трудно сказать однозначно, я не знаю его трудов. Но, судя по тому, что прочитала о нём, он был связан с "белым движением", не жаловал новой власти - почему? с чем был не согласен? И даже уехав за рубеж, питал к власти ненависть, а ведь к тому времени СССР уже явил себя образованием, на которой смотрел весь мир - это была новая цивилизация, пусть даже далеко не совершенная. Вот это и заставляет узнать, кто же такой И.Ильин и почему его сегодня так широко пропагандируют.