Ян Ван Эйк — биография
Ян Ван Эйк – фламандский живописец периода раннего Возрождения, портретист с узнаваемой манерой. Известен созданием картин на религиозные сюжеты, за свою жизнь написал их более 100.
Ранние годы
Точная дата рождения Яна Ван Эйка неизвестна. Предположительно он появился на свет до 1390 года, в Маасейке, в Лимбурге. Сегодня эта территория принадлежит Бельгии. Первое упоминание о живописце относится к 1422-1424 году. Его имя есть в платежных ведомостях двора Иоанна Баварского. Ян был его придворным художником-камердинером.
Предполагается, что Ян Ван Эйк происходил из знатного рода лордов Роде. Генеалогические исследования проводились, исходя из используемого живописцем фамильного герба с тремя мельницами.
В семье, помимо Яна, было еще трое детей. Братья Губерт и Ламберт, а также сестра Маргарета. Все мужчины в семье были художниками. У Губерта Ян учился, но в историю вошел уже как самостоятельный мастер.
О получении Ван Эйком системного образования сведений нет. Но он владел латынью, греческими еврейским языком, что позволяет сделать вывод о высокой степени учености. Возможно, Ян получил классическое образование.
Карьера при дворе
Первые известные этапы биографии Яна Ван Эйка относят к периоду его службы на правителя Голландии, Эно и Зеландии Иоанна Баварского-Штраубинга. К 1422 году у художника была собственная мастерская, в которой он работал. Известно, что Ван Эйк был задействован в ремонте гаагского дворца Бинненхоф. После смерти правителя, и своего покровителя, живописец переехал в Брюгге.
Здесь его придворная карьера тоже сложилась вполне успешно. Сначала Ян поступил на службу к Филиппу Доброму как коллекционный художник. Затем стал штатным живописцем двора. С 1425 года Ван Эйк в качестве придворного художника также выполняет дипломатические функции, становится старшим членом гильдии художников Турне. В честь Яна устраивали приемы.
Благодаря должности при дворе, Ван Эйк мог не беспокоиться о заработках. Обеспеченный постоянными заказами, художник смело экспериментировал с масляной живописью, совершенствуя свои навыки. Его репутация была незыблемой. Более того, авторитет Ван Эйка привел к возникновению мифа о том, что именно он стал создателем масляной техники в живописи.
На самом деле, краски на жировой основе использовались и ранее. Но художники не проявляли к ним особого интереса. Материалы долго сохли, подвергались растрескиванию, быстро теряли яркость цвета. Но в 1410 году Ван Эйк нашел именно ту пропорцию компонентов, которая позволила ускорить высыхание, повысить стойкость покрытия. Масляная живопись обрела популярность среди художников. А образовывавшаяся на поверхности картин пленка, придававшая им особое свечение, покорила заказчиков. Она выглядела куда эффектнее.
Самой известной работой Яна в тот период считают Гентский алтарь. Над ним от трудился вместе с братом Хубертом, но заканчивал уже один. Впрочем, во всех ипостасях своего творчества Ван Эйк был законодателем мод. Его работы массово копировались начинающими и опытными художниками. А надпись на картинах: ALS ICH KAN («Как я могу»), используемая мастером в качестве автографа, вошла в историю искусств как наиболее запоминающаяся.
Впервые Ян поставил ее на своей работе «Портрет мужчины в тюрбане», датируемой 1433 годом. До него ни один фламандский художник такого не делал. Считают, что в этом девизе зашифровано имя самого Яна. Исследователи предполагают, что вдохновение для подписи Ван Эйк черпал в монограмме Христа, общепринятой в католичестве. Привычка отмечать свои работы личным автографом, облегчила последующую атрибуцию его картин.
Особое доверие, выказываемое Филиппом Добрым в отношении мастера, было отмечено еще современниками. Ян входил в состав посольства, направленного в Испанию и Португалию, чтобы добиться брака с принцессой Изабеллой. Сам герцог к тому времени овдовел, и желал жениться повторно. За время поездки Ван Эйк создал 2 портрета невесты, отосланных герцогу. А затем вернулся в Нидерланды, уже в составе свадебного кортежа.
Творчество
Творческая судьба Яна Ван Эйка была невероятно успешной. Благодаря должности при дворе, он мог позволить себе эксперименты в разных направлениях живописи. Но главным в творчестве художника стало искоренение старых, средневековых традиций. Он избрал для своего творчества не античный подход с его анатомической точностью. Но стремился показать и запечатлеть окружающий мир, как он есть, не приукрашивая. Особое внимание уделялось изображению человека.
Новатором Ван Эйк был во многих областях. Например, именно он ввел моду на парные портреты. Первым из них стало изображение четы Арнольфини.
Гентский алтарь
Одной из самых масштабных работ в жизни Яна Ван Эйка стал Гентский алтарь – полиптих, складень, созданный для церкви Святого Иоанна Крестителя. Великолепие живописи сочетается в нем с искусной обрамляющей резьбой декора. Общие размеры Гентского алтаря составили 3,75х5,2 м.
Сегодня это произведение искусства украшает собой кафедральный собор Гента. А изначально алтарь заказывался для личной капеллы супруги знатного мецената Йоса Вейдта. В составе композиции 24 отдельных панели в богатых окладах. Общее количество выписанных в его сюжетах персонажей достигает 258. Сюжет воссоздает сцену поклонения Агнцу, описанную в Библии в Откровении Иоанна Богослова.
Портрет человека в красном тюрбане
Работа Ван Эйка хранится в лондонской Национальной галерее. Эта картина стала одной из первых, прославивших художника. Ее композиция кардинально отличается от того, что ранее делали живописцы. Открытое лицо мужчины на портрете, задрапированное ярким тюрбаном, как бы проступает через тьму глубокого черного фона. Некоторые исследователи предполагают, что в качестве модели здесь выступил сам Ван Эйк.
Портрет четы Арнольфини
Первый парный портрет, созданный в Европе. Живописное полотно сегодня находится в коллекции Лондонской национальной галереи. Семейная чета, явно ожидающая потомство, запечатлена здесь в домашнем интерьере. Пара стоит рядом держась за руки.
Предположительно на портрете изображен Джованни Арнольфини с супругой. Но споры об этом ведутся до сих пор. По одежде персонажей можно понять, что они относятся к сословию бюргеров, очень зажиточных. Наряды характерны для свадебной моды того времени. Из чего искусствоведы делают вывод о написании портрета по случаю бракосочетания.
«Благовещение»
Сохранившаяся часть триптиха предположительно 1431 года. Эту работу Ван Эйка считают жемчужиной коллекции Национальной галереи искусств в Вашингтоне. Некоторое время она была представлена в экспозиции Эрмитажа.
Работу мастер писал в подарок герцогу Бургундскому, будучи его придворным художником. На ней изображена сцена явления архангела Гавриила Деве Марии в алтаре храма.
Мадонна канцлера Ролена
Картина 1435 года, соединяющая в себе светские и религиозные традиции живописи того времени. Картина написана по заказу канцлера герцогства Бургундии, изображенного на полотне слева, перед сидящей Мадонной с младенцем на руках. Заказчик поместил живописную работу мастера в храме Нотр-Дам-дю-Шатель, где она хранилась до пожара. Затем картину передали в Лувр, в собрании которого и представлена по сей день.
На заднем плане картины видна арочная колоннада, за которой спинами к зрителю сидят фигуры. Одна из них – в красном тюрбане, таком же, как Ван Эйк изобразил на полотне, считающемся его автопортретом.
Мадонна каноника ван дер Пале
Одна из немногих работ художника, хранящаяся в Брюгге. Ван Эйк написал ее в 1434-1436 году, по заказу духовного лица. Сюжет изображает явление Богоматери с младенцем Иисусом заказчику полотна. Также здесь изображен духовный покровитель донатора св. Георгий, и святой Днатиан, занимавший пост Реймского архиепископа.
Картина довольно необычна для традиций того времени. Сцена Святого собеседования здесь отличается от общепринятой европейской традиции.
Портрет Маргареты Ван Эйк
Картина 1439 года создана в характерной для живописца, но уже более уверенной, искусной манере.
Супруга художника предстает на полотне с белым головным покрывалом, но открытым лицом, модной прической того времени. Руки женщины, наряженной в красные одежды, сложены на коленях ладонями вниз.
Личная жизнь
В личной жизни Ян Ван Эйк тоже был вполне успешен. Предполагается, что в брак он вступил около 1432 года, в возрасте 42-52 лет (точнее установить невозможно). Супруга по имени Маргарет была младше на 15 лет. Для семьи Ян приобрел дом в Брюгге. Вскоре у супругов появилось двое детей.
О внешности Маргарет можно судить по работам ее мужа. Например, на одном из портретов девушка запечатлена в образе невесты. Но детали костюма помогают понять, что если Маргарет и имела знатное происхождение, то только из низших слоев высшего общества.
После смерти мужа в 1441 году, вдова получала довольно скромное пенсионное содержание от города Брюгге. Но Филипп Добрый не оставил ее, выплатив годовую зарплату супруга.
Смерть
Уход Яна Ван Эйка был связан с естественными причинами. Он ушел из жизни 9 июля 1441 года. Руководство мастерской после смерти Яна взял на себя его брат Ламберт.
Погребение тела было совершено на кладбище при церкви св. Домициана. Но позднее его эксгумировали, поместив в самом соборе.