Микеланджело Меризи да Караваджо

Караваджо — биография


Микеланджело Меризи да Караваджо – великий итальянский художник, основатель жанра «реализм», автор картин «Лютнист», «Маленький больной вакх», «Шулеры» и многих других.

Детство

В биографии великого художника Микеланджело Меризи да Караваджо много белых пятен. До наших дней дошла дата его рождения – 1571 год. Ни дня, ни месяца установит не удалось до сих пор. Также не известно и место его рождения. Исследователи полагают, что он мог родится либо в Милане, либо в близлежащем городе Караваджо.

Будущий художник был старшим ребенком в большой семье: у него было трое братьев и сестра.

Семья была довольно обеспеченной и образованной. Отец – Фермо Меризи был архитектором, а мать Лючия Аратори происходила из семьи землевладельцев.

Микеланджело Меризи да Караваджо

Когда Микеланджело было пять лет в городе началась эпидемия чумы, которая была частым гостем в средневековье.

Каждая вспышка чумы сопровождалась тысячами умерших. Трагедия не обошла стороной и семью Микеланджело, хотя они и покинули окрестности Милана – умирает отец художника. Также болезнь забрала его деда, дядю и бабушку.

Скорее всего после смерти кормильца семьи, начинаются финансовые проблемы. Это все, что можно сказать о детских годах живописца.

Следующие 8 лет о нем и его семье не известно никаких данных.

Годы ученичества

Где и при каких обстоятельствах заинтересовался юный Микеланджело живописью – не известно. Самостоятельно ли он нашел учителя Симоне Петецерано или ему кто-то посоветовал начать (или продолжить?) обучение тоже установить не удалось. Петецерано был учеником Тициана, приверженцем позднего маньеризма.

По правилам тех лет, после прохождения курса обучения Микеланджело должны были присвоить звание художника. Но никаких сведений об этом событии также не сохранилось. Окончил ли он курс, как складывались его отношения с учителем – тоже не известно.

Есть сведения, что первые работы художника были написана в жанре портрета и жанровых сцен. Но ни одна работа юного Караваджо до наших дней не дошла.

Знаменитые работы

Первые известные работы Караваджо создает в Риме. Его покровитель Пандольфо Пуччи обеспечивает его кровом, пропитанием и работой – поручает ему выполнять копии с церковных полотен. Именно тогда, по обычаю тех лет, он называет себя Караваджо – по месту, где он родился или вырос.

В 1693 году он поступает в мастерскую Чезари Арпино приверженца натуралистических тенденций в маньеризме. В мастерской Караваджо сводит знакомство с многими влиятельными и состоятельными людьми.

«Юноша, с корзиной фруктов»
«Юноша, с корзиной фруктов»

Первая известная картина Караваджо датируется 1693 годом – «Мальчик, чистящий фрукт». Еще через год появляется полотно «Юноша, с корзиной фруктов».

Настоящий шедевр – автопортрет художника, созданный в 1593 году и именуемый «Маленький больной вакх».

Микеланджело Меризи да Караваджо
«Маленький больной вакх»

Религиозные полотна занимают в его творчестве особое место. Его авторству принадлежат две серии картин о бытие апостолов. Сейчас сохранилось только две картины: «Мученичество святого Матфея» и «Призвание святого Матфея».

Микеланджело Меризи да Караваджо
«Мученичество святого Матфея»

Картины на библейские сюжеты принесли ему известность не только среди состоятельных заказчиков. В 1597 году он пишет полотно «Отдых на пути в Египет». Картина пронизана поэтичностью, светом, покоем и воздухом.

В этом же году Караваджо впервые обращается к написанию женского образа. «Кающаяся Мария Магдалина» показала художника как тонкого психолога. Полотно «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» — еще один шедевр авторства Караваджо.

В 1601 году художник создает картину «Обращение Савла». В ней он проявил себя как мощный реалист. Во время жизни в Риме он вообще создает много картин на религиозную тематику: «Ужин в Эммаусе», «Христос на Масличной горе», «Призвание святых Петра и Павла», «Коронование терновым венцом», несколько вариантом «Иоанна Крестителя», «Пишущий св. Иероним» и многие другие.

Активно трудится Караваджо и во время жизни в Неаполе. Он пишет «Святой Франциск в раздумье», «Бичевание Христа», «Христос у колонны», «Святой Иероним», «Спящий Амур» и другие.

Последней работой живописца стала картина «Мученичество святой Урсулы», написанное за 12 дней до смерти.

Микеланджело Меризи да Караваджо
«Мученичество святой Урсулы»

Сейчас известна 21 работа, чье авторство установлено точно – это Караваджо.

Его называют великим кинематографистом – такая работа света и тени просто уникальная для тех времен.

Особенности творчества

Работы Караваджо удивительны. Еще более удивительно то, что мастер никогда не писал эскизов – он сразу писал на холст.

Реалистичность его изображений пугала современников. Он писал не канонические лики и позы. На его картинах святые испытывали физическое страдание, радость, удивление. Как искренне удивлен воскрешению Христа Фома! Он трогает тело Христово осторожно, словно боясь поверить своим глазам.

Микеланджело Меризи да Караваджо

Караваджо смело одевает своих героев в современные для него одежды, берет в качестве натурщиц куртизанок, чем навлекает на себя гнев церкви.

Он внимательно относится к деталям, которые важны, но не первостепенны для него. Традиционные сюжеты в его трактовке приобретали иной смысл.

В зрелый период творчества его работы монументальны, отличаются продуманной композицией, классическим рисунком, более мягкой контрастностью света и тени.

Именно Караваджо стал использовать технику письма «кьяроскуро», то есть противопоставления света и тени.

После смерти Караваджо появилось много последователей его творчества. Хотя он никогда не стремился набрать себе много учеников, не основывал собственной школы, не излагал принципы своего творчества в литературных трактатах.

Микеланджело Меризи да Караваджо

После смерти мастера о нем практически сразу забыли, хотя следовали основным принципам его работы. Лишь через триста лет его заново открыли и оценили влияние на развитие европейской живописи.

Исследователи утверждали, что без него было бы невозможно существование таких художников как Рембранд, Вермеер, Рибера.

Многие караваджисты ухватили лишь внешние эффекты, бездумно воспроизводя их на полотне. Но были среди них и великие мастера. Например, О. Джентилески, М. Де ФьорХи, «утрехтские караваджисты» (Д. Бабюрен, Х. Тебрюгген и другие).

Микеланджело Меризи да Караваджо

Смелый новатор, бросивший вызов пресному маньеризму, надоевшему академизму и предложивший совершенно иной подход к живописи.

Римский период жизни художника был очень плодотворен. «Музыканты», «Мальчик, укушенный ящерицей», «Лютнист» – эти картины дошли до наших дней и сейчас находятся в самых известных музеях мира.

Во время жизни в Риме живописец решает поступить в Академию Святого Луки – старинное объединение художников, преобразованное из гильдии. У Караваджо всегда были могущественные покровители, они рекомендовали Караваджо для приема в Академию. Но президент Федерико Цуккаро отказал ему в приеме. Он считал, что живопись Караваджо пользуется успехом лишь благодаря наличию у того богатых покровителей.

Странствия художника

Караваджо никогда не отличался покладистым и спокойным нравом. Наоборот, уже с юности он прославился как человек вспыльчивый, резкий, скандальным. Эта особенность характера много раз играла с ним злую шутку.

С 17-19 лет он регулярно участвует в драках, дерется на дуэлях и всячески нарушает общественное спокойствие. После смерти матери (в 1590 году) он получает небольшое наследство, которое позволяет ему несколько лет жить относительно безбедно. Примечательно, что после похорон матер и раздела имущества он больше никогда не приезжает в отчий дом.

Буйный нрав привел к тому что 1591 году его обвиняют в убийстве. Ссора, возникшая во время карточной игры, завершилась трагедией и главным подозреваемым стал именно Караваджо. Скрываясь от правосудия, он бежал из родного Милана и поселился в Риме.

Микеланджело Меризи да Караваджо
Автопортрет Караваджо

Такое опасное приключение не заставило художника вести себя более сдержано. Уже в Риме он вновь ввязывается в историю – его вновь обвиняют в убийстве. В 1606 году во время спортивной игры в мяч был убит некий Рануччо Томассони. Как выяснилось после раскрытия архивов Ватикана, ссора случилась из-за женщины. Ею была куртизанка Филлиде Меландрони. Она была одной из любимых моделей художника и одновременно делила постель с ним и многими другими. Микеланджело вонзает нож в бедро Томассони, задевает артерию и тот умирает.

Жизнь художника подвергается серьезной опасности – папа Павел V объявил Караваджо вне закона. Это значило, что теперь каждый мог не просто убить его, но и получить за это солидное вознаграждение.

При этом из многих передряг его спасал богатый покровитель – банкир Винченцо Джустиньяни. Он платил за него штрафы, спасал от гнева пострадавших от несдержанности Караваджо. Но в этом случае он был бессилен – защитить своего любимца он не мог.

Живописец бежит в Неаполь, затем скрывается на Мальте.

На острове он был представлен магистру Алофу де Виньякуру, принят в Мальтийский орден и даже получил несколько выгодных заказов. Но остров кишел недругами и шпионами художника. Так как он происходил не из знатного рода, то многие члены Ордена были не довольные тем, что он влился в их ряд. Хотя звание «рыцарь» Караваджо присвоено не было.

В 1608 году Караваджо вновь обвиняют в нападении и нанесении увечий. Есть все основания думать, что дело было сфабриковано. Из толпы обвиняемых пострадавший указал как на преступника только на живописца.

Караваджо отправляют в тюрьму, из которой он таинственным образом сбегает. Тюрьма представляла собой каменный мешок и без помощи выбраться извне, самостоятельно, Микеланджело бы не смог. Кто тогда ему помог так и осталось загадкой.

Рыцари Мальтийского ордена обшаривают весь остров, но Караваджо словно испарился.

Новое пристанище художник нашел на Сицилии. На острове он пробыл не долго. Мессина, Палермо, Неаполь…

В Неаполе его жизнь подверглась опасности – на него было совершено покушение.

Могущественные покровители художника уже собрались обратиться к папе, чтобы он помиловал Караваджо, но не успели – он скончался 18 июля 1610 года, а 31 июля объявили о его помиловании.

Долгое время считалось, что Караваджо умер от сифилиса. Но современные исследования ученых доказали, что причиной стал стафилококк.

Личная жизнь

О личной жизни художника известно очень мало. Он никогда не был женат и официально признанных детей он тоже не имел.

Некоторые исследователи склоняются к тому, что художник был гомосексуалистом. В обоснование этой теории приводится тот факт, что в качестве моделей он чаще всего выбирал молодых, пышущих здоровьем и привлекательных молодых людей. Порой даже для создания женских образов ему позировали юноши. На самом деле в биографии Караваджо много сведений, говорящих о том, что любовные романы с женщинами присутствовали в его жизни в изрядном количестве. Тем более, что работа с натурщиками, а не натурщицами была привычна для художников XVII века.

Избранные картины

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Микеланджело Меризи да Караваджо?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя