Карл Элиасберг – советский дирижер и скрипач, руководитель оркестра, обладатель звания заслуженный деятель искусств России. Главное событие в творческой жизни музыканта произошло в годы Великой Отечественной войны – Элиасберг и его оркестр исполняли Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича в осажденном Ленинграде.
Карл Ильич родился в 1907-м году в городе Минске. Родители решили назвать мальчика в честь знаменитого философа Карла Маркса. В роду будущего музыканта были евреи и немцы.
Отец мальчика работал бухгалтером, а его мать посвятила себя семье и быту. В 1911-м году семья решает переехать в Елисаветград (современный Кропивницкий), где Карл начал заниматься музыкой. На тот момент ему было шесть лет.
Спустя несколько лет мальчик поступил в гимназию, где обучался до 1922-го года. В этом году юноше пришлось пережить трагедию – от сыпного тифа скончался его отец.
После смерти отца Карл переехал в Петроград, куда в дальнейшем перебралась и его мать. Молодой человек начал профессионально заниматься музыкой. В 15 лет юноша поступил в Ленинградскую консерваторию: он параллельно учился по классу скрипки и занимался дирижированием.
Творческая биография Карла Элиасберга началась в 1929-м году, когда его взяли работать в Театр музыкальной комедии. Спустя несколько лет молодой музыкант начал работать в ансамбле Ленинградского радио. В дальнейшие годы этот коллектив трансформировался в самостоятельный симфонический оркестр. В 1937-м году Карл становится руководителем коллектива.
До войны Карл Ильич был дирижером и принимал участие в записи музыки для советских кинокартин. Именно Элиасбергу и его оркестру Исаак Дунаевский предложил записать музыку для фильма «Концерт Бетховена». Молодых героев ленты сыграли композитор Исаак Шварц и советский чемпион по шахматам Марк Тайманов. Музыкальные критики потом утверждали, что Элиасберг в собственной записи дал более убедительную и интересную интерпретацию «Еврейского танца», нежели сам автор композиции.
В годы блокады Ленинграда композитор остался в городе – оркестр Элиасберга стал единственным, кто давал концерты. Музыканты выступали на местном радио, вели концертную деятельность.
Зимой 1941-го года оркестр дал концерт под названием «Ленинград живет и борется», который транслировался в Швецию. Потом артисты не выступали несколько месяцев.
В следующем году Карл Ильич вместе с супругой был направлен в стационар дистрофического госпиталя (это заведение было обустроено в здании гостиницы «Астория»).
В этом же году руководство музыкального коллектива решило возродить оркестр. Музыкантов попросили исполнить Седьмую симфонию Шостаковича. Выбор музыкальной композиции был обусловлен тем, что прославленный композитор почти завершил свое произведение в осажденном Ленинграде, а последнюю часть симфонии дописал в эвакуации в Куйбышеве.
К 1942-му году в оркестре осталось лишь 27 артистов, хотя ранее их было 100. Кто-то отправился на фронт, кто-то погиб в боях или от истощения. Оркестр воссоздавали по крупицам: иногда музыкантов приходилось возвращать из армии. Барабанщик оркестра Жавдет Айдаров упал в голодный обморок и был доставлен в морг. К счастью Карл Ильич смог обнаружить несчастного и вернуть его к жизни.
Первая репетиция оркестра длилась всего лишь 15 минут – истощенные артисты не могли играть дольше. Элиасберг приложил огромные усилия, чтобы вернуть своим музыкантам силы. Артисты могли подкрепиться горячими обедами, которые выдавали в городской столовой. Спустя несколько месяцев они могли репетировать по 5 часов.
Премьера симфонии состоялась 9 августа 1942 года в Ленинграде. Именно в этот день фашисты планировали взять город и отметить это событие концертами классической музыки. Концерт и правда состоялся, вот только играли на нем советские артисты.
На концерте среди гостей был генерал-майор Леонид Говоров, командир Ленинградского фронта. Чтобы защитить зрителей и музыкантов от бомбежки, советским военным пришлось начать операцию «Шквал». Концерт транслировался по радио, музыка играла даже из громкоговорителей. Все это свидетельствовало лишь об одном – осажденный город не пал, а его жители не сдались.
После войны Элиасберг записывал в студии лучшие произведения Йозефа Гайдна, Анатолия Лядова, Сергея Танеева и Густава Малера. Однако вскоре из эвакуации вернулся дирижер Евгений Мравинский, который считал Карла Ильича своим главным конкурентом. Мравинский вытеснил Элиасберга на второй план и отодвинул последнего от активной концертной деятельности.
Личная жизнь Карла Элиасберга долгие годы была связана с одной женщиной. Супругу дирижера звали Надежда Бронникова. Пара познакомилась во время работы в симфоническом оркестре Ленинградского радио. Надежда происходила из дворянской семьи, в оркестре она была пианистом. Девушка была старше своего избранника на четыре года, но это не помешало их отношениям. Когда Карлу было 25 лет, он женился на любимой.
Надежда стала не только супругой дирижера, но и его верным другом и соратником. Женщина принимала участие в концертах в блокадном Ленинграде, а также нежно заботилась о муже. Надежда крахмалила рубашку мужа при помощи специально выделенной картофелины.
Семье Элиасбергов пришлось столкнуться с огромным количеством трудностей. Старший брат Надежды был арестован и умер в сталинских лагерях. Трагедия отразилась на женщине, которая не пожелала рожать детей в тоталитарном государстве. Несмотря на огромную обоюдную любовь супругов, детей у них не было.
В последние годы жизни карьера Элиасберга пошла на спад. Его перестали пускать в филармонию – он не только не был дирижером, но даже почетным гостем концертов. Однако это не мешало дирижеру нежно любить музыку. Иногда он покупал билет как простой слушатель и наслаждался концертами.
Много времени супруги проводили на даче в Сортавале.
Зимой 1978-го года мужчина скончался. Спустя три года умерла и его жена. Прах супругов был помещен в колумбарии ленинградского крематория.
В 1992-м году останки Карла Ильича и Надежды Дмитриевны был перезахоронены на Волковском кладбище в Петербурге.
Храбрость дирижера и его оркестра, выступавшего в осажденном городе, не была забыта потомками. Биография Карла Элиасберга вдохновила новозеландскую писательницу Сару Куигли на создание романа «Дирижер». Произведение было опубликовано в 2011-м году.
Эта же история стала прототипом сценария для российского сериала «Седьмая симфония». Роль дирижера сыграл актер Алексей Гуськов.
Комментарии
Спасибо за фильм.!!