Константин Станиславский

Константин Станиславский — биография


Константин Сергеевич Станиславский — известный в России актер, режиссер, реформатор и теоретик. Первый народный артист Советского Союза, обладатель ордена Ленина. Создатель системы обучения актеров, которая и сегодня пользуется огромной популярностью.

Детство и юность

Имя талантливого режиссера, актера, театрального теоретика и педагога Константина Станиславского хорошо известно не только в кругу искусства, но и далеко за его пределами. Именно этот мужчина стал основателем оперного театра и студии МХАТ имени Станиславского. В свое время деятель искусства был настоящим революционером в постановках, который не боялся ломать устоявшиеся стереотипы, обращаться к современной драматургии и экспериментировать.

Константин Сергеевич Алексеев, а именно так звучит настоящее имя актера, родился 17 января 1863 года в городе Москва. Псевдоним Станиславский, под которым сегодня мужчину знает весь мир, актер придумал себе в 1885 году. Семья будущей звезды жила недалеко от Красных ворот, где владела собственным домом. Отношения к театру, кроме бабушки по материнской линии никто из родственников звезды театра никогда не имел. Мари Варлей, бабушка Константина в молодые годы была звездой парижских театральных сцен, работая в качестве трагической актрисы.

Один из дедушек известный купец, в то время как другой владел фабрикой, занимавшейся изготовлением канители. Весь семейный бизнес в итоге стал собственностью Сергея Владимировича Алексеева отца актера. Константин должен был стать продолжателем династии.

Константин в семье стал старшим ребенком, у него было еще девять сестер и братьев. Родители образованию и воспитанию своих наследников уделяли достаточно много времени. Все дети обучались у приходящих педагогов танцам, музыке, иностранным языкам, литературе и словесности. В то время в моде были семейные театры, и Алексеевы не отставали от веяния искусства.

Константин Станиславский
Константин Станиславский в молодости

В семейных представлениях зачастую принимали также участие профессиональные актеры, друзья семьи, которые часто бывали в доме. Когда в летний период высшее общество переезжало ближе к Любимовке, то здесь семья также устраивала театральные представления, которые окружающие называли Алексеевским театром.

Костя впервые вышел на цену домашнего театра, когда ему было всего четыре года. Спустя несколько месяцев его выступления стали регулярными. От природы рахитичный Станиславский, в лицедействе проявлял талант, и родители старались поощрять в наследнике его увлечения. Тем не менее, «солидная» должность ожидала будущего актера на семейном предприятии. Все понимали, что после окончания обучения мальчик должен его возглавить. В этот период будущая театральная звезда много занимался вокалом и пластикой, со специально пригашенными учителями. А так же он посещал постановки Малого театра, участь на примере артистов. Среди кумиров того времени Николай Мизуль, Александр Ленский, Гликерия Федотова и Мария Ермолова. Мальчик участвовал в таких спектаклях как «Мадемуазель Нитуш», «Графиня де ла Фронтье», а так же в комической опере под названием «Микадо».

На протяжении трех лет Константин Сергеевич учился в гимназии, которая существовала при институте восточных языков. Данное учебное заведение молодой человек с успехом окончил в 1881 году. После этого уговорил родителей, что ему необходимо вернуться домой. Алексеевский кружок, постановки в котором осуществлялись по инициативе Константина, шли с 1877 года и вплоть до 1888-го. Именно он в любительском театре был режиссером, вдохновителем и одним из актеров.

Константин Станиславский

В молодом возрасте Константин стал выпускником Лазаревского института, после чего стал работать на отцовской фабрике в должности директора. Он занимался делами фабрики, посвящая много времени технической стороне, но в то же время никогда не оставлял мысли о работе в театре. В этот период Константин изучал производство и его возможности развития, ездил за границу перенимать опыт и внедрял прогрессивные технологии в семейное предприятие.

Книги и театр

В 1886 году Константина Станиславского избрали казначеем и членом дирекции в отделение Русского музыкального общества в Москве. Сотоварищами в этой организации стали Сергей Танеев, Петр Ильич Чайковский и Сергей Третьяков.

1888 год, ознаменовался организацией общества искусства и литературы в Москве, вместе с Федором Сологубовым и Федором Комиссаржевским. Мужчины разработали устав своего общества самостоятельно, вложив в это собственные финансы, тогда же Константин Сергеевич взял свой псевдоним. Толчком для появления общества стала неожиданная встреча с Александром Федотовым, режиссер, в постановке которого принял участие актер. Это была пьеса «Игроки», в основе которой произведение Гоголя. Дебютный показ прошел в декабре 1888 года.

Константин Сергеевич на протяжении десяти лет работы в обществе создавал яркие персонажи и участвовал в постановках таких спектаклей как «Бесприданница» и «Горькая судьбина», «Буря» и «Жорж Данден», «Плоды просвещения» и «Самоуправцы».

Константин Станиславский
Константин Станиславский

Актерский талант звезды признавали не только публика, но и театральные критики. Сегодня в архивах есть огромное количество фотографий, на которых Константин Сергеевич запечатлен в самых разных образах. В 1989 году фабрикант стал работать в МОИиЛ, где не только участвовал как актер, но и руководил как режиссер.

МХАТ

Нужно отметить, что в тот период отмечался застой в театральной жизни. Общество требовало нового подхода к самому процессу постановок, выбору ролей и актерской игре, и это чувствовал не только Станиславский, но и все творческие люди. Среди таких был и Владимир Немирович-Данченко, которому все идеи Станиславского были очень близки.

Мэтры театрального искусства впервые встретились в 1898 году. Всего за восемнадцать часов общения, они обсудили многие вопросы, после решились на создание художественного театра в Москве. В Первый состав МХАТа основатели взяли своих учеников, слушателей Московской филармонии, а также членов МОИиЛ. В своих воспоминаниях Константин Сергеевич неоднократно отмечал, что создавая свое детище с Немировичем-Данченко, они пытались выразить протест «против декламации пафоса, актерского наигрыша и привычной манеры игры по классическим канонам». Также основатели считали, что устаревшие правила классического театра не подходят для современности.

Константин Станиславский

Именно из-за неудовлетворенности того состояния, в котором русский театр находился в конце девятнадцатого века, а так же необходимость проводить реформы и искать выход из сценической рутины спровоцировали на встречу Отто Брама, Андре Антуана, Александа Южина и Владимира Ненортовича-Данченко.

В 1897 Немирович-Данченко пригласил Константина Сергеевича на встречу, на которой они обсуждали вопросы о состоянии театрального мира. У Станиславского даже сохранилась карточка с надписью от коллеги, которая гласила «Я буду в Славянском базаре в час – не увидеться ли нам?». На конверте позже появилась другая надпись: «Первое знаменательное свидание с Немировичем-Данченко. Первое мгновение основания нашего театра».

Много позже эта история стала настоящей легендой, а в ходе истории сформировалась программа по осуществлению реформы. Станиславский в будущем так описывал встречу: «Мы обсудили художественные идеалы и чистоту искусства, технику и сценическую этику, организационные вопросы и планы на будущее».

Труппа начала свою работу в июне 1898 года, и разместилась в подмосковном местечке, под названием Пушкино. В первые же месяцы всем стало абсолютно ясно, что разделение обязанностей в этой организации номинальное.

Первой постановкой нового театра стал «Царь Федор Иоаннович». Станиславский сделал потрясающие мизансцены, которые на премьере удивили и поразили искушенную публику. В то же время именно Немирович-Данченко настоял, что главная роль царя Федора будет исполнена одним из его учеников Иваном Москвиным. На индивидуальных занятиях с молодым актером был создан этакий образ «мужичка-царя», который стал открытием сезона. Однако настоящий фурор в мире искусства произвела «Чайка», в основе которой одноименное произведение Антона Чехова. Ее зрители впервые увидели в 1898 году. «Чайка» впоследствии заняла место символа театра и его можно увидеть и сегодня. С литературным гением у Константина Сергеевича были дружеские отношения, которые основывались на творчестве.

Константин Станиславский

Известный режиссер всегда говорил, что именно с «Царя Федора» берет начало историка-бытовая линия театральных постановок МХАа. Вскоре после этого публика наслаждалась просмотром «Венецианского купца», «Смерть Иоанна Грозного», «Антигона», «Власть тьмы», «Юлий Цезарь» и многие друге. С Чеховым его связали такие пьесы как «Горе от ума», «Братья Карамазовы», «Месяц в деревне», «Николай Ставрогин», «Живой труп», «Село Степанчиково» и «Где тонко, там рвется».

Постановкой таких пьес как «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад» «Дядя Ваня» Немирович-Данченко и Константин Сергеевич занимались вместе. В дальнейшем все те открытия, что уж были сделаны, были продолжены и приведены в гармонию. Все разрозненные кусочки собирались воедино при помощи неразрывной линии сюжета. Так же режиссер разработал свой метод общения актеров, который получил названием «объектив вне партнера». Зрители на представлении до самого конца оставались в ожидании и томлении, а так же узнавали жизнь в немыслимых для них подробностях.

«Бранд» по Генрику Ибсену – эта постановка стала первой самостоятельной работой режиссера. Шел 1905 год и Станиславский в компании с Всеволодом Мейерхольдом задумался о создании на Поварской улице Театра-студии. Ища новые театральные формы, режиссер поставил на сцене «Жизнь человека», в основе которого произведение Леонида Андреева, написанное в 1907 году.

Станиславский на сцене

Когда Станиславский создавал с Немировичем-Данченко сообщество, он поверил своему коллеге на слово, что игра драматических ролей это не его амплуа. На сцене МХАТа актер продолжал появляться только в тех спектаклях, в которых был задействован ранее. В первом сезоне нового театра Станиславский сыграл в «Чайке» и «Гедде Габлер». Позже критики отметили, его игру в «Дяде Ване», «Трех сестрах», «Докторе Штокмане», «Трех сестрах» и «Вишневом саде». Дуэт Вершинина и Маши в исполнении Станиславского и Ольги Книппер-Чеховой стал частью театральной сокровищницы.

Константин Станиславский

На протяжении всей свой жизни Станиславский ставил перед собой новые задачи и цели, которые помогали ему развиваться и реализовывать творческую сторону. При этом ему нравилось чувствовать своего гения на сцене, и эта минута высочайшего вдохновения, когда ты стоишь перед огромной толпой зрителей. Свои теоретические поиски в области актерского мастерства, Станиславский со временем перенес в Первую студию, первый спектакль которой публика увидела в 1913 году.

Последними ролями в актерской карьере Станиславского стал образ в трагедии «Моцарт и Сальери», а так же роль Ростанева, в пьесе «Села Степанчикова», которую он должен был исполнить на юбилейном вечере МХАТ. Постановка так и не состоялась, и до сегодняшнего дня остается загадкой по какой именно причине. При этом стоит учесть, что репетиции по всем свидетельствам проходили просто отлично.

Станиславский молодым актерам и их воспитанию уделял огромное количество времени, прорабатывая с ними практические и теоретические системы, разработанные им же. По его словам актеры должны словно вживаться в роль, а вовсе не изображать чувства и переживания, пытаясь одновременно с этим передать и уследить за мыслью из пьесы. Тогда впервые была использована знаменитая фраза «Не верю!», которую Станиславский многократно произносил на своих репетициях. В такие моменты трупа понимала, что персонажи, которых они играют, выглядят неестественно.

Именно реформатор заставил поменять отношение к деятельности режиссеров. Ранее все постановщики представляли собой только человека, который берет литературные тексты и перекладывает их на сценический формат. Со времен Станиславского, постановщики стали главной фигурой в процессе творчества, которая могла изменять, интерпретировать и расставлять собственные акценты.

Константин Станиславский

1912 год ознаменовался открытием первой студии, которая функционировала при МХАТе, и где Станиславский стал работать в качестве преподавателя актерского мастерства. Через шесть лет в Большом театре была создана оперная студия.

В двадцатых годах прошлого века режиссер уехал в США на гастроли вместе с основной труп своего театра. Тогда же впервые он написал книгу, которую поклонники узнали под названием «Моя жизнь в искусстве». 1935 год принес поклонникам Станиславского возможность обучаться в оперно-драматической студии. Сегодня она носит название «Электротеатр Станиславский».

Страна переживала кардинальные перемены, и обществу нравилось то, что происходило с миром искусства. Имея хорошее происхождение и социальное положение, Станиславский находил у Советской власти горячую поддержку. Иосиф Сталин одобрял работу режиссера и неоднократно присутствовал в МХАТе на его спектаклях. Нужно отметить, что на тот момент МХАТ получил статус академического, встав в одну ступень с Малым и Большим театрами.

Личная жизнь

За долгую жизнь Константин Сергеевич женился только один раз, и его супругой стала Мария Петровна Лилина. К слову, это имя сценический псевдоним актрисы, которая при рождении получила фамилию Перевощикова. Супруги были вместе до последнего дня Станиславского, и в их семье родилось трое детей. К сожалению, Ксения скончалась в младенчестве от пневмонии в 1890 году. Кира Алексеева во взрослой жизни заняла пост директора дома-музея Станиславского. Единственный наследник Игорь женился на внучке знаменитого русского писателя Льва Толстого.

Константин Станиславский
Константин Станиславский с женой

В личной жизни известного режиссера было место и для тайных романов. Говорили, что у него есть внебрачный сын от горничной, которого впоследствии усыновил отец знаменитого режиссера. Мальчик известен под именем Владимир Сергеевич Сергеев. Во взрослой жизни он стал профессором в Московском государственном университете

Смерть

В 1928 году был организован юбилейный вечер посвященный основанию МХАТа. У Константина Сергеевича, который в тот вечер вышел на сцену в качестве актера, во время спектакля случился сердечный приступ. Впоследствии врачи запретили ему выходить на сцену, и мужчина много времени стал уделять педагогической и режиссерской деятельности.

Константин Станиславский
Могила Константина Станиславского

Спустя десять лет, уже после смерти Станиславского была напечатана его книга под названием «Работа актера над собой». На протяжении долгих лет известный режиссер работал, превозмогая болезненные ощущения, и боролся с болезнью. Он умер 7 августа 1938 года от артерисклеротических образований в сосудах.

Факты

  • Когда Константин был маленьким и впервые стал выходить на домашнюю сцену, то каждый его выход сопровождался курьезными случаями. Уже будучи взрослым, играя в «Женитьбе» по гоголевскому произведению, он должен был вылезть в бутафорское окно. Однако сцена была так мала, что выполняя действия, он шел по роялю, который стоял за кулисами. Из-за этого маневра крышка прогнулась, а ряд струн оборвалась. После постановки должен был состояться танцевальный вечер, однако из-за того, что инструмент вышел из строя, пришлось танцевать под исполнение приглашенного артиста. Эта постановка состоялась в 1884 году в доме друга семьи Андрея Карзинкина. Тогда же молодой актер впервые работал с Михаилом Решимовым, артистом Малого театра, который руководил постановкой.
  • Одним из учеников Станиславского в свое время был Ричард Болеславский, который в период революции в России переехал в Америку. В новой стране он открыл актерскую школу, где применял методы обучения своего знаменитого учителя. По этим же принципам обучался Ли Страсберг, который значительно позже открыл актерскую студию, которую посещали многие звезды Голливуда.

Ссылки

Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Константин Станиславский?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя