Кристоф Глюк

Кристоф Глюк — биография


Кристоф Глюк – композитор XVIII века, представитель классической оперной школы. Известен как объединитель французских и итальянских традиций, новатор. Рыцарь ордена Золотой шпоры.

Ранние годы

Кристоф Виллибальд Глюк родился в 1714 год, в Верхнем Пфальце, детство провел в Богемии. Известно имя его прадеда – чешского аристократа Симона Глюка фон Рокезана. Впрочем, к моменту рождения Кристофа, семья уже не была богата. Его дед, Иоганн Адам, работал лесничим на службе у принца Фердинанда Августа фон Лабковица. Отец также унаследовал должность егеря. Александр Глюк успел отслужить под началом своего господина во время войны за испанское наследство. Имел звание оруженосца генерала Евгения Савойского.

К моменту рождения сына Кристофа, Александр уже поступил на службу лесничим при монастыре в аббатстве Планкшеттен, а затем в Эрасбах. Мать мальчика, Мария Валльбурга, вышла замуж в 1711 или 1712 году. Пара поселилась в Эрасбахе, в доме, построенном Александром.

О дате рождения Кристофа известно лишь с его слов. А вот сведения о крещении 4 июля 1714 года в Вайденванге сохранились. Второе имя, Виллибальд, он получил в честь святого, давшего название епархии, к которой принадлежала церковь. В тот же год земли Эрасбаха перешли Баварии по договору между монархами. Отцу Кристофа пришлось приложить немало усилий, чтобы сохранить свою должность и жалование. Но власти были недовольны его работой. И в 1717 году семья Глюк покинула прежнее место, продала дом, и переехала в Рейхштадт, в услужение к герцогине Тосканской.

Кристоф Глюк
Портрет Кристофа Глюка

Сам Кристоф о детстве вспоминать не любил. Предполагалось, что мальчик унаследует профессию отца. Но он больше тяготел к музыке, с детства слушая ее во время церковных месс. Еще в школе Кристоф научился играть на нескольких музыкальных инструментов, а также брал частные уроки, как особенно одаренный ученик. Правда, совершенствовать игру приходилось в свободное от помощи отцу время. В биографии будущего композитора даже упоминается о побеге из дома в Вену. В дороге мальчик зарабатывал на жизнь своим пением и игрой на музыкальных инструментах.

Впрочем, некоторые биографы утверждают, что в 1727-1728 году Кристоф отправился в Прагу, а вовсе не в Вену. В XX веке были даже найдены документальные свидетельства того, что Глюк поступил в 1731 году на факультет логики и математики Пражского университета. Впрочем, именно в этом учебном заведении в тот период времени существовала сильная оперная школа. И музыкально одаренного Глюка просто не могли упустить из вида. Как бы то ни было, университет он не окончил.

Начало карьеры

Творческая биография Кристофа Глюка тоже полна пробелов и тайн. Очень мало известно о его жизни с 1734 по 1737 годы. Предположительно он работал лесничим в Вене, у представителей семьи Лобковиц, у которой служил его отец. Но и здесь музыкальное дарование дало о себе знать. Именно в 1734-1735 году состоялись камерные премьеры двух опер – «Милосердие Кальдары» и «Синези, позже поставленных самим Глюком.

Следующее известие о судьбе Кристофа связано уже с Миланом. Сюда он приехал вместе с князем Антонио Мельци, чтобы играть в оркестре. Языковой барьер молодого человека не пугал. Он до конца жизни говорил на итальянском и французском языках бегло, почти как на родном чешском, а вот немецкий осваивал с трудом. В итоге, речь Кристофа изобиловала смешением фраз и наречий.

Кристоф Глюк

По приезду в Милан, Глюк познакомился с Джованни Саммартини. У маэстро он продолжил свое обучение, освоив в совершенстве все основные музыкальные инструменты. Конечно, Саммартини был известен больше как автор духовной музыки. Но сильная оперная школа Италии оказала свое влияние на дальнейшее становление Глюка именно как композитора. Он пишет свою первую итальянскую оперу – «Артаксеркс» на либретто Метастазио. Ее премьера прошла в рамках традиционного карнавала в декабре 1741 года. Согласно анекдотам того времени, поначалу публика не слишком впечатлилась постановкой. Композитору пришлось даже вставить арию в итальянском стиле в свое произведение, чтобы обеспечить ей успех.

Первая работа стала неплохой рекламой. Глюка пригласили писать оперы для четырех последующих миланских карнавалов. А арии в его произведениях соглашался исполнять знаменитый на весь мир кастрат Карестини.

В межсезонье Глюк тоже не сидел без работы. У него было достаточно заказов и из других городов на севере Италии. В 1744 году прошла премьера оперы «Иперместра» в Венеции, в театре Сан-Джованни-Кризостомо. Произведение в трех действиях было создано на либретто Пьетро Метастазио, который успел стать постоянным соавтором Глюка, несмотря на творческие разногласия. Поэту не очень нравился стиль сочинения композитора.

Период с 1745 по 1752 год

Получив определенную известность в музыкальных кругах, Глюк может выбирать себе работу по душе. В 1745 году его пригласили в качестве домашнего композитора в Королевский театр в Лондоне. Поездку через Франкфурт Кристоф совершает в компании Фердинанда фон Лабковица. Впрочем, это назначение не принесло Глюку большой известности в Англии. В стране шло восстание якобитов. Театр большую часть года был закрыт. В период простоя Глюк написал лишь 6 трио-сонат.

К полноценной работе удалось приступить лишь в 1746 году. Кристоф, на основе своих ранних малоизвестных произведений ставит 2 оперы: «Артамена» и «Кадута гигантов». В этот же период состоялось знакомство Глюка с Генделем, по признанию самого композитора, оказавшим на него огромное влияние. Вскоре они даже дали в Лондоне совместный концерт. В театре Хеймаркет были сыграны сонаты Глюка и органный концерт Генделя. Впрочем, отзывы коллеги о Кристофе были куда менее восторженными. Гендель сказал, что его повар знает контапункто больше, чем Глюк.

Кристоф Глюк

Впрочем, все это не повлияло на популярность молодого композитора. Его буквально засыпали заказами. В 1747 году его пригласили на постановку оперы в честь королевской свадьбы между семьями правителей Баварии и Саксонии. Исполняла произведение не менее знаменитая труппа Пьетро Минготти.

Эта работа прославила Глюка еще больше. Вскоре он получил приглашение в Вену, от правящей династии. Кристофу предлагали поставить оперу Метастазио в честь дня рождения Марии Терезии. В 1748 году премьера состоялась. Автор либретто традиционно оказался недоволен оперой, назвав музыку Глюка архидевандалийской. Возможно именно это послужило причиной тому, что в Вене Кристоф не задержался. И, хотя опера «Семирамида риконошута» прошла с большим успехом 27 раз, постоянное место придворного композитора было упущено.

Следующий год Глюк странствовал по гастролям вместе с труппой Минготти, и писал свою оперу «Графиня Нуми». Если верить сплетням, в тот период у композитора был страстный роман с примадонной. И он даже успел подхватить от нее венерическую болезнь.

В 1750 году Глюк возвращается в Прагу, оставив труппу Минготти, и присоединившись к новому перспективному коллективу. Здесь, на либретто Метастазио, он создает свою новую оперу – «Эцио», для грядущего Пражского карнавала. А позже представляет публике «Имперметру», одно из самых известных своих произведений.

В 1752 году Глюк получает новый крупный заказ, окончательно утвердившись в роли композитора, обласканного при дворах правителей Европы. Его просят написать музыку к празднованию именин неаполитанского короля Карла VII. Оперу «Милосердие Тито» он создал на стихи все того же Метастазио, сам выбрав его либретто из нескольких представленных. Премьера прошла 4 ноября. В театре Сан-Карло в тот день был аншлаг, ведь главную вокальную партию исполнял знаменитый кастрат Каффарелли, специально под голос которого была создана одна из арий.

Венский период

Женившись на дочери венского коммерсанта, Глюк и сам обосновался в этом крупном европейском городе. Ему предложили должность капельмейстера города. От такой чести Кристоф не отказался. Вскоре на крупнейших мероприятиях зазвучали его произведения. В 1754 году на фестивале в Вене была представлена опера «Синези».

Впрочем, довольствоваться только Австрией амбициозный композитор был не готов. В 1756 году, в феврале, в Риме с большим успехом проходит премьера его оперы «Антигоно». Постановка оказалась настолько впечатляющей, что Папа Бенедикт XIV приглашает Глюка к своему двору, чтобы посвятить его в рыцари Золотой шпоры. С этого момента Кристоф всячески акцентировал внимание на своем статусе. Себя он именовал шевалье де Глюк или Риттер фон Глюк.

Устав от итальянской оперы, композитор начал смело экспериментировать. Результатом его трудов стал ряд комических опер, не менее успешных, чем прежние. В 1761 году Глюк идет еще дальше. В партнерстве с хореографом Анджолини он создает балетную постановку «Дон Жуан» в жанре пантомимы. Столь радикальный, новаторский подход привлек еще большее внимание публики.

Жизнь и служба при дворе императора Леопольда II были вполне комфортными. Он прилагал немало усилий для обучения членов правящей династии музыке. Под руководством Глюка Мария-Антуанетта, сестра императора, неплохо освоила флейту, клавесин и арфу, а еще существенно продвинулась в пении, обладая приятным от природы голосом. При дворе, силами его обитателей, даже поставили композицию Il Parnaso Confuso. В ней принял участие и сам император.

Парижский период

Время при венском дворе не прошло даром. В 1774 году Мария-Антуанетта отправилась в Париж, и пригласила Глюка в состав своей свиты. По просьбе королевской особы, Кристоф сочинил оперу «Ифигения в Авлиде», впервые с либретто на французском языке. В работе ему помогал директор Concert Spirituel Госсек. После некоторых мучений с артистами, постановка была представлена. В ней хор впервые стал не фоном для драмы, а ее полноправным участником. А мелодические таланты Глюка оценил сам Жан-Жак Руссо.

Впрочем, успех уже не окрылял композитора. Он искал новые формы и выражения, замечая очевидное: в своем актуальном виде опера устарела. Ни буффонада, ни сериа с ее слабым содержанием, не могли надолго привлечь зрителей. В погоне за самовыражением, певцы просто искажали первоначальный замысел композитора. Глюк же мечтал о том, чтобы содержание и мелодия вновь стали равнозначными.

Возвращение в Вену

После парижского успеха, Глюк снова приехал в Вену, и здесь обрел единомышленников в идее реформирования оперы. Его поддержали несколько композиторов, а также глава придворного театра. Среди недовольных текущим положением дел нашелся и талантливый либреттист, давно мечтавший избавиться от господства Метастазио в опере-сериа. Поддержал идею реформ знаменитый хореограф того времени Гаспаро Анджолини, известный новатор в танце. Успех прежней постановки, «Дона Жуана», подтолкнул Глюка к идее создания нового спектакля. За основу взяли сюжет мифа об Орфее и Эвридике, переложенный в либретто Раньери де Кальцабиджи. Заложенный в музыке произведения драматизм здесь выражался вокально, было решено отказаться от речитатива в качестве сопровождения. Акцент был сделан на лиризме произведения, а не на звездном статусе и разнообразии вокала певцов.

Кристоф Глюк

Сотрудничество, начавшееся столь удачно, продолжилось. Вскоре творческий дуэт Кальцабиджи и Глюка представил свои новые работы. Сначала «Альцесту» в 1767 году, а затем «Париде эд Элена» в 1770. Вторая опера стала посвящением герцогу де Лафоэнсу, эксперту в музыке и мифологии. После большого успеха, постановки продолжились уже в Парме

Новый парижский период

С приходом к власти Фридриха II Прусского, интерес к творчеству Глюка в Вене стал угасать. Он больше не был придворным любимцем. И Кристоф снова отправляется во Францию, где ему всегда рада предложить работу бывшая ученица Мария-Антуанетта, супруга будущего короля Людовика XVI. Вскоре Глюк уже подписал контракт с Парижской оперой. Ему предстояло создать 6 постановок.

И первой из них стала «Ифигения в Авлиде». Но премьера этой оперы в 1774 году вызвала скорее скандал, чем восторг. Противники новаторских идей привезли в город постановку Никколо Пиччини, сторонника неаполитанских традиций. В итоге, знать Парижа буквально раскололась на 2 противоборствующие стороны. А когда к «Роланду», над которым работал Глюк, предложили написать либретто Пиччини, композитор предпочел просто уничтожить свои наработки. Он не терпел этого унизительного сравнения.

В августе того же года прошла премьера второй постановки Глюка для Парижской оперы. На это раз был выбран проверенный вариант «Орфея и Эвридики». Публика приняла постановку благосклонно. Но Глюк все равно уехал в Вену, где получил должность придворного композитора, после 20 лет исполнения капельмейстерских обязанностей. В Париж он возвращался, выполняя прежний контракт. Но жить там постоянно уже не хотел.

В 1779 году состоялась провальная премьера «Эха и Нарцисса» в Париже. Опера выдержала всего 12 показов, после чего была снята с репертуара. Все осложнялось тем, что Глюк перенес тяжелую болезнь, плохо себя чувствовал. Он предпочел снова уехать в Вену. В этот период Кристоф тесно общался с Антонио Сальери, именуя его своим парижским наследником и протеже. Знакомы композиторы были еще с 1767 года.

Переносить разочарование от приема парижской публики Глюк с супругой отправился в Перхтольдсдорф, в регион со славными винодельческими традициями. Композитора мучило высокое давление, он погрузился в меланхолию. Но снова обратился к своему главному лекарству – творчеству.

Последнюю свою постановку, «Ифигению в Тавриде» он представил с либретто на немецком языке в 1781 году. Опера прошла с большим успехом, за сезон состоялось 32 показа спектакля.

Творческое наследие

Несмотря на то, что, помимо крупных форм, Глюк писал и менее масштабные произведения, его чаще всего упоминают именно как оперного композитора. Точное количество его постановок тоже сложно установить. Разные источники указывают, что их было от 50 до 107. Впрочем, стоит учитывать, что Кристоф Глюк был склонен перерабатывать свои же произведения. Более того, музыка к ряду произведений была полностью утрачена. Среди них – «Приам и Фисба», «Триумф Камилло», «Ариадна», «Эней и Асканий», «Весталка».

Кристоф Глюк

Многие свои произведения Глюк представлял в разных редакциях. Часть опер сохранилась фрагментарно. Например, ранняя «Артаксеркс» на либретто Метастазио осталась лишь в виде двух арий. А от первой редакции «Артамена» сохранились лишь фрагменты. Но ряд опер, особенно новаторских, исполняется до сих пор.

«Орфей и Эвридика»

Наиболее известна эта постановка в итальянской редакции. Премьера состоялась в Вене, 1762 году, с либретто Кальцабиджи. В основу сюжета положен древнегреческий миф об Орфее. Это первая из реформаторских опер Глюка. Музыка из нее нередко исполняется отдельными партиями, например, мелодия, известная как «Танец блаженных духов». В 1860 году Берлиоз поставил эту оперу с женским вокалом в партии Орфея. Эту роль исполнила знаменитая Полина Виардо.

Кристоф Глюк

Самая поздняя редакция в варианте самого композитора была поставлена в Париже. Премьера прошла в 1774 году. Поскольку практики кастрации вокалистов во Франции не было, заглавную партию переписали под более низкий голос. А в Парме, в 1770, Глюк лично дирижировал в этой опере. В таком варианте музыки ее повторно поставили в 2015 году в Херне.

«Альцеста»

Трехактная опера Глюка с либретто Кальцабиджи посвящена сюжету одноименной трагедии Еврипида. Ее премьера на итальянском языке прошла в 1767 году. А французскую редакцию представили публике 9 лет спустя, с измененной музыкой и текстом. Действие оперы развивается в древней Фессалии.

«Армида»

Пятиактная опера 1777 года, поставленная в Париже, на либретто Филиппа Кино. Одно из самых известных произведений Кристофа Глюка. В основу сюжета положена поэма Тассо о волшебнице Армиде, полюбившей рыцаря Рено (Ринальдо в оригинальной версии). Эта история довольно популярна среди композиторов того времени. Существуют ее версии на музыку Сальери и Чимароза. Но новаторский вариант Глюка кардинально от них отличался, хотя выбор либретто и называли уступкой вкусам французской публики.

Сам композитор считал эту оперу венцом своего творчества, художественным произведением доведенным до совершенства в выразительности. Здесь он подобрал особенно утонченную манеру выражения музыкальных партий. Довел драматическую составляющую до недосягаемых ранее высот.

«Армиду» Глюка ждала счастливая судьба. Ее ставили в России, через 10 лет после парижской премьеры. А в 1910 году постановку с Карузо в роли Рено могли видеть зрители Метрополитен-оперы. А много позже Рикардо Мути представил ее в Ла Скала.

Личная жизнь

Кристоф Глюк был женат лишь однажды. Его личная жизнь не изобиловала потрясениями и бурными романами. В 1750 году, в Вене, он заключил брак с юной Марианне Бергин, происходившей из семьи богатого коммерсанта. Невеста была заметно младше жениха, что, впрочем, не помешало их счастью. Детей у пары не было. Но в семью была взята на воспитание племянница, которую супруги Глюк воспитали, как собственную дочь.

Смерть

В 1779 году Глюка в Париже поразил инсульт. Частично парализованный, он все же представил свою последнюю оперу, не снискавшую успеха. Осенью он оставил Париж, и уехал в Вену. В 1981 году инсульт повторился. Здоровье подводило. Но Кристоф продолжал работать, и успел дописать De profundis – небольшое произведение, положенное на текст 129 псалма, для хорового исполнения. Именно это сочинение исполнил на похоронах Глюка в 1987 году его ученик, Антонио Сальери. К моменту смерти композитор пережил еще несколько апоплексических ударов. И умер после обеда с друзьями, в результате сердечной аритмии. Ему было 73 года.

Кристоф Глюк
Памятник Кристофу Глюку

Похоронили Глюка на небольшом церковном кладбище близ Матцлайнсдорфа. А в 1890 году прах перенесли на более подобающее великому композитору место. Теперь его могила расположена на центральном кладбище Вены.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Кристоф Глюк?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя